Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс.

Цели урока:

обучающие: познакомить обучающих с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; проверить правописание приставок на –з (-с);

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а так же внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитать коммуникативные отношения, привить чувство любви к родному селу.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ведущий метод: урок с использованием системно-деятельностного подхода..

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, алгоритм, сигнальные карточки (красный, зеленый, синий) по числу учеников в классе, индивидуальные карточки с «лесенкой успехов», мультимедиа, экран, компьютер, мяч, учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение. 2011.

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Мотивация к учебной деятельности.   Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного климата. Урок начинается с ритмических хлопков. Учитель предлагает учащимся повторить заданный ритм и темп хлопков в ладоши. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.     - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и готова сотрудничать с вами.   1.Хлопают в ладоши в заданном ритме и темпе. 2. Подстраиваются к ритму и темпу учителя. 3. Создают общий ритм и темп для класса. 4. Стремятся к единству в деятельности.   Приветствуют учителя.  
II. Актуализация знаний. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Слайд 2. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru   Слайд 3. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru     Слайд 4.   Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru   Цель: повторить правописание изменяемых приставок на –з (-с). Слайд 1. Учитель включает в структуру урока национально-региональный компонент. Предлагает вниманию учеников фотографии села Чернутьево. - На берегу реки Мезень расположилось удивительное по своей красоте село. Это наша с вами малая Родина, наше Чернутьево, одна из «жемчужин» в «ожерелье Удоры».     - Конец апреля. По нашей речке-кормилице плывут в медленном танце льдины. Ребята, посмотрите, на льдинах сидят слова. Ловите их!   Определение уровня усвоения материала предыдущей темы. Учитель организует фронтальную работу. На экране появляются слова: Бе…вкусный, бе…шумный, бе…мятежный, бе…покойство, пр…бежать, пр…школьный, и…толковать, и…давать, пр…добрый. - На какие группы и почему можно разделить эти слова? (1 группа - слова с приставками на –з, (н-р: безмятежный); 2 группа - слова с приставками на –с, (н-р: истолковать);­ 3 группа - слова с неизвестными приставками). - Да вы просто молодцы! Организует работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на –з и –с. Выделите орфограмму, вспомните правило. Работа в парах. Один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило, чертит схемы. - Ребята, может у кого-то получилось не так как на доске? Поделитесь результатами своей работы. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Взаимопроверка тетрадей. Оценивание работ проводится по «лесенке успехов».
 
  Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru

1 ступень – не справился;

2 ступень – справился, но есть ошибки;

3 ступень – справился! Молодец!

- Какие слова остались на льдинах? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать?

(Нет, потому что не знаем какую букву Е или И писать в приставке. Мы не знаем правила).

Работа с информацией, представленной на слайдах.   Восприятие фотографии.     Восприятие фотографии. Просмотр слов с «льдин».     Читают слова, участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его.   Работают в паре. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оценивают правильность выполнения заданий. Исправляют ошибки, если они есть, доказывают свою точку зрения. Оценивают работу по «лесенке успехов».     Участвуют в обсуждении, делают предположения, приходят к выводу.    
III. Изучение нового материала. Слайд 5. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru     Слайд 6. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru     Слайд 7. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru   Слайд 8. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru   Цель: выработать умение различать значение приставок ПРИ-, ПРЕ-, правильно употреблять их в речи. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определения темы, цели урока. ПРИ- ПР…ШКОЛЬНЫЙ ПРЕ- - Ребята, какая морфема вызвала у вас затруднение? (Приставка). -А в каких буквах вы засомневались? (В гласных И и Е). - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. (Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-). - Молодцы! - А теперь в своих тетрадях запишите число и тему урока. - Ребята, подумайте, на какой вопрос мы должны найти ответ на уроке? (Каковы условия выбора букв Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-). - А для чего вам нужно знать правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-? (Чтобы быть грамотными, не делать ошибок на письме). - А что для этого нужно сделать? (Внимательно работать на уроке, закрепить полученные знания, научиться использовать их на практике). - Отлично, ребята! Вы готовы к восприятию нового материала? Покажите свой настрой с помощью сигнальных карточек. (Работа с сигнальными карточками. □- да, я готов к сотрудничеству; □- не знаю, но постараюсь; □– извините, я не готов сотрудничать). - Для продуктивного изучения нового материала нам нужно немножко отдохнуть. Используется прием «Бабочка». Учитель отдает команды движения предмета по квадратикам. - Вы прекрасно справились!     - Ребята, неужели это наши необъятные, знаменитые чернутьевские поля. Чувствуете запах свежескошенной травы? А что это за слова там за кустами спрятались?   Предлагает работу с материалом для наблюдений и анализа. Организует фронтальную работу. На экране написаны слова: 1. Пр…ехать, пр…лететь, пр…плыть 2. Пр…шить, пр…клеить, пр…бить. 3. Пр…школьный, пр…дорожный. 4. Пр…открыть, пр…сесть. 5. Пр…добрый, пр…милый. 6. Пр…градить, пр…рвать. - Да это же главные герои нашего сегодняшнего урока. Ребята, как вы думаете, какие гласные Е или И пропущены в данных словах? (В одних случаях надо писать И, а в других – Е). - Давайте подумаем и попробуем определить значение каждого слова. Организует работу в парах. Операция сравнения. - Какое общее значение объединяет слова первой группы (2-6 групп)? Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, один ученик работает у доски, вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записывает значение. 1. Пр…ехать, пр…лететь, пр…плыть. (Приближение). 2. Пр…шить, пр…клеить, пр…бить. (Присоединение). 3. Пр…школьный, пр…дорожный. (Около). 4. Пр…открыть, пр…сесть. (Неполное действие). 5. Пр…добрый, пр…милый. (Сходно со значением ОЧЕНЬ). 6. Пр…градить, пр…рвать. (Сходно со значением приставки ПЕРЕ-). - Все согласны? Может быть у кого-то другие предположения? - Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется И-Е в приставках. (Звучит формулировка правила в исполнении детей). - Ну а теперь давайте сверим с учебником. - Я горжусь вами! - Вам не кажется, что правило слишком длинное? Давайте попробуем записать его короче, в виде схемы (используются цветные ручки). Индивидуальная работа. Лучшая работа берется под основу и записывается в тетради-памятке. ПРИ- ПРЕ- Приближение=близко пре=очень Присоединение=друг к другу пре=пере- Расположение вблизи=около Неполное действие=чуть-чуть - Молодцы! - Ребята, как мы будем рассуждать, применяя это правило? Составление алгоритма работы. 1. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Выделяем приставку 2. Определяем значение приставки 3 Выбираем гласную Е или И. - Ребята, как вы думаете, нашли ли мы ответ на главный вопрос нашего урока? - Каков наш следующий шаг? (Закрепление изученного). - Оцените свою работу на данном этапе урока, используя «лесенку успеха».     Работают с информацией, представленной на слайде.   Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.   Формулируют тему урока.     Записывают число и тему урока.     Думают, предполагают, мыслят, высказывают свою точку зрения.   Показывают с помощью сигнальных карточек свой эмоциональный настрой.   Учащиеся несколько секунд смотрят на экран, закрывают глаза. Визуализируют квадрат на внутреннем экране. Мысленно передвигают предмет, следуя командам учителя. По последней команде уточняют, на каком квадратике находится предмет.   Восприятие фотографии.     Работают с информацией, представленной на слайде. Читают слова, делают предположения, аргументируют. Работают в паре. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оценивают правильность выполнения заданий. Исправляют ошибки, если они есть, доказывают свою точку зрения. Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его. Формулируют правило. Работают с учебником.     Составляют схемы, вывешивают их на магнитной доске. Записывают схему в тетради-памятке.   Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его. Составляют алгоритм работы.   Участвуют в обсуждении, предполагают, делают выводы.   Оценивают работу по «лесенке успехов».
IV. Закрепление изученного материала. Слайд 9. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru     Слайд 10. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru   Цель: закрепить полученные знания о написании гласных И-Е в приставках ПРИ-, ПРЕ-; выявить пробелы в понимании нового материала. - Ребята, узнаете это здание? Конечно же, это наша школа, родная, любимая. Посмотрите, на стадионе кто-то забыл мяч. Поиграем? Определение степени усвоения материала, оценка качества работы. 1. Упр.155 стр. 69 (Русский язык 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., 2011). Используется прием «Игра с мячом». Учитель называет слово (упр 155) и бросает мяч ребенку, а он должен поймать мяч и, применяя алгоритм рассуждения, определить гласную в приставке. - Молодцы!   2. Самостоятельная работа с самопроверкой. Графический диктант. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru ПРИ- Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru ПРЕ- Прибить, предобрый, приоткрыть, присесть, приморский, прекрасный. Работа проверяется с эталоном, который появляется на экране. - Молодцы, ребята! Прямо в тетради запишите: «Я – молодец!». Оцените свою работу, используя «лесенку успехов». Если выясняется, что часть учащихся не усвоила учебный материал, то выполняется следующее задание. 3. Осложненное списывание. Пр…слушаться, пр…лететь, пр…веселый, пр…шить, пр…глядеться.   Восприятие фотографии.   Ученик ловит мяч и, применяя алгоритм рассуждения, определяет гласную в приставке.   Выполняют самостоятельную работу, проверяют правильность выполнения с эталоном, который появляется на слайде. Записывают в тетради «Я – молодец!». Оценивают свою работу по «лесенке успехов».   Работают у доски. Сначала с проговариванием алгоритма объясняют написание слова, потом вставляют букву.
V. Рефлексия.   Слайд 11. Гласные в приставках ПРИ-,ПРЕ-. 6 класс. - student2.ru Цель: обобщение и систематизация изученного. Подводятся итоги урока, проводится обсуждение того, что узнали, где возникали затруднения. Ученикам предлагается выбрать отрывок из стихотворений К.И. Чуковского, который более подходит им по настроению. (Слайд). Переписать отрывок на обратной стороне «лесенки успехов», вставляя пропущенную букву, выделяя орфограмму. Пр…бегали светлячки, Зажигали огоньки – То-то стало весело, То-то хорошо! К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха». Пр…тяжелая это работа – Из болота тащить бегемота. К.И. Чуковский «Телефон». Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его. Выбирают отрывок, переписывают, вставляя букву.
VI. Домашнее задание.   Цель: обеспечить понимание учащимися содержание и способов выполнения домашнего задания. § 32 упр. 157; вспомнить и записать те слова с приставкой ПРИ-ПРЕ, которые вызвали у вас затруднения на уроке, составить их схемы (задание - минимум, для всех). Сочинить сказку про приставки ПРИ- и ПРЕ- (задание - максимум, по желанию). Проводится инструктаж обучающихся для успешного выполнения задания на дом. Записывают домашнее задание.
VII. Оценка.   Цель: формировать навыки самооценки, анализируя этапы урока. - Ребята, не забудьте подписать листочки с лесенкой. Посмотрите на свои звездочки, сделайте выводы по всему уроку и оцените себя. -Благодарю за урок!   Делают выводы, оценивают свою работу в течение всего урока, подписывают листочки и сдают их учителю.

Наши рекомендации