Зададим себе несколько ключевых вопросов.
- Я размещаю информацию в сети; кто будет иметь к ней доступ?
- Кто, кроме меня, контролирует мою информацию?
- Какая информация обо мне касается также других людей?
- Насколько значимым для этих людей было бы разглашение этих данных?
- Кому из тех, с кем я откровенно общаюсь и передаю информацию, я на самом деле доверился бы полностью, а кому нет?
Таковы общие вопросы. Они важны, когда речь заходит о любой социальной сети или подобной службе. Что касается начала работы, то первым делом следует вспомнить о надежном пароле. Самый короткий способ все разрушить (включая доверие коллег) — допустить, чтобы кто-нибудь посторонний получил доступ к вашему аккаунту. Будь это случайный человек или злоумышленник, он станет обладателем информации о вас и тех, с кем вы связаны. Поэтому пароль нужно правильно создавать, аккуратно хранить и регулярно менять.
Вот еще несколько полезных советов.
- Отыщите на веб-сайте социальной сети политику приватности (иногда ее называют "политикой конфиденциальности") и прочтите то, что относится к безопасности ваших данных. Скажем, оставляет ли владелец сети за собой право использовать эту информацию в маркетинговых исследованиях?
- Выясните, какие программные способы предлагает владелец сети для защиты данных. Например, если вы заполните свой профиль, можно ли поставить нужную галочку, чтобы эта информация не показывалась другим пользователям?
- Если вы собираетесь провести какую-нибудь онлайновую акцию, возможно, следует завести для этого другой аккаунт, а не тот, который был использован в предыдущей акции. Или хотя бы другой псевдоним (ник).
- Будьте осторожны, если вынуждены пользоваться своим аккаунтом с чужого компьютера. Не забывайте очищать историю и кеш браузера и удалять сохраненный им пароль.
- По возможности используйте защищенный (SSL) доступ (https://...). Таким образом можно шифровать сеансы связи между вашим браузером и сетью.
- Так ли необходимо заполнять все поля вашего профиля, особенно если вы предполагаете использовать его в рабочих целях? Возможно, вы готовы поделиться фотографией, но вряд ли нужно сообщать миру о деталях личной жизни, например, о детях, или о том, как вы привыкли проводить свободное время.
- Социальная сеть может содержать инструменты для интеграции с другими подобными сетями или сервисами. К примеру, вы публикуете что-нибудь в Twitter, и эта новость автоматически появляется на вашей страничке в Facebook. Будьте осторожны с интеграцией! На каком-либо ресурсе вы можете действовать анонимно и чувствовать себя защищенным, но лишь до поры и до времени; интеграция-автоматика может раскрыть вашу личность.
- Никогда не используйте социальную сеть или иной подобный сервис в качестве основного хранилища информации. Это не ваш личный сайт, он вам не принадлежит, а резервное копирование обычно не входит в набор стандартных инструментов. Если решением владельца (а может, и под давлением правительства) ваша страница окажется заблокирована или удалена, жаловаться будет поздно. Помните, что владельцу сети проще избавиться от "неудобного" пользователя, чем вступать в конфликт с правительством, рискуя потерять гораздо больше.
Личная информация
Социальные сети и прочие подобные сервисы устроены так, что пользователи оставляют в них массу личной информации. Основная цель — найти старых знакомых и приобрести новых друзей. Личная информация помогает установить, что Михаил Петрович — тот самый Мишка, с кем вы учились на одном курсе в институте, а не однофамилец. Но чем больше информации о себе вы оставляете в сети, тем проще составить на вас досье. Даже если вы не волнуетесь за себя лично, в "пиковой" ситуации давление на гражданского активиста может возникнуть с неожиданной стороны, например, через родных и близких. А круг этих людей, включая деликатную информацию, иногда может быть восстановлен до малых подробностей с помощью интернета.
Другая проблема, которая со временем становится все более заметной и тревожной — подмена личности. Некто, собрав о вас достаточную информацию, может попробовать прикинуться вами. Так иногда поступают мошенники, чтобы оформить кредит или выудить какую-нибудь важную информацию из ничего не подозревающего онлайнового собеседника. Этим же приемом нетрудно воспользоваться и злоумышленнику, который, например, вознамерился сорвать запланированную правозащитную акцию.
- Даты рождения.
- Контактные номера телефонов.
- Фактические адреса проживания.
- Данные о членах семьи.
- Сексуальная ориентация.
- Вероисповедание.
- Данные о состоянии здоровья.
- Данные об образовании.
Так ли необходимо делиться с владельцами социальной сети этой информацией?
Друзья и контакты
Попадая в социальную сеть или иной подобный сервис, вы рано или поздно столкнетесь с предложением найти друзей — тех, кто зарегистрировался до вас и сообщил свои личные данные. По смыслу, это люди, которым вы доверяете. Довольно скоро вы обнаружите, что в сети есть группы по интересам. Их участниками могут быть не только ваши друзья, но и незнакомые люди. Очень важно четко представлять себе, какой информацией вы готовы поделиться с таким сообществом.
Когда используете сеть "ВКонтакте" или другой сервис, где хранится много ваших личных данных, не связывайтесь с людьми, которыми не можете вполне доверять.