ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема
Форматирование текстовых документов. Шрифты
Теоретические сведения
Элементы форматирования текста.
Отформатировать текст означает придать ему такой вид, какой нужен пользователю или какой имеет некоторый образец. Форматирование выполняют с помощью кнопок панели инструментов Стандартная или команд из пункта главного меню Формат. Они дают возможность задать следующее:
§ стиль документа: Обычный или другой;
§ название шрифта;
§ размер символов в пунктах (28 пунктов = 1 см);
§ вид шрифта:
o жирный (кнопка Ж),
o курсив (К),
o подчеркнутый (Ч);
§ выравнивание строк абзаца:
o к левому краю,
o к центру,
o к правому краю,
o по обоим краям;
§ нумерованный список;
§ маркированный (обозначенный) список;
§ сдвиг фрагмента слева;
§ сдвиг фрагмента справа;
§ фрагмент в рамке полностью или частично и др.;
§ заливку цветом выбранного фрагмента;
§ цвет фона абзаца;
§ цвет букв в выбранном фрагменте текста и т.д.
Чтобы отформатировать текст, его необходимо сначала выделить. Такой текст будет выделен инверсным цветом. Текст выделяют так: щелкают в начале фрагмента и перемещают указатель мыши над текстом или (без мыши) пользуются клавишами-стрелками, удерживая нажатой клавишу Shift.
Шрифты и их свойства.
Среди описанных действий чаще выполняют действия задания названия, размера и вида (начертания) шрифта. Есть десятки разных шрифтов: Times New Roman, Arial, Impact, Bookman Old Style, Comic Sans MS и т.д. Некоторые из этих шрифтов кирилизованы, а некоторые нет. Если шрифт некириллизован. то вместо русских (украинских) букв пользователь увидит непонятные символы. Чтобы увидеть текст, выделите его и примените кириллизованый шрифт. Размер шрифта выбирают в соответствующем числовом поле-списке или вводят в это поле нужное число с клавиатуры.
Рассмотрим быстрые способы выделения элементов текста:
§ чтобы выделить слово, нужно щелкнуть на нем дважды;
§ чтобы выделить строку, нужно щелкнуть на нем трижды;
§ чтобы выделить весь текст (все абзацы), нужно выполнить команду Выделить все из пункта меню Правка или нажать комбинацию клавиш Сtгl+А.
К выделенному фрагменту можно применить дополнительные эффекты преобразования шрифтов, в частности, создания верхних или нижних индексов, зачеркиваний и подчеркиваний, контуров и теней, интервалов и т.д. Это можно сделать, выполнив команды меню Формат – Символы, или с помощью команды Символы… из контекстного меню фрагмента.
Деловая переписка – это неотъемлемый элемент в работе многих людей. Деловое письмо или письмо к друзьям или родственникам можно написать с помощью программы Writer.
Ход работы
1. Запустите программу-редактор и подготовьте документ к вводу текста.
2. Проверьте и задайте в случае необходимости параметры страницы (поля по 3,5 см), а другие режимы можете изменить позднее.
3. Введите первый текст – титульный лист отчета к практической работе. Введите текст, не форматируя его, т.е. так:
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Учебное заведение (тут введите название своего учебного заведения) Предмет или кафедра (тут введите название предмета или кафедры) Лабораторная работа № 2 Тема: Редактор текстов. Форматирование текстов Выполнил: фамилия и инициалы Группа: (введите шифр группы) Дата: (введите дату) Преподаватель: фамилия и инициалы Город – год |
4. Отформатируйте текст, изменяя размеры и вид шрифта, цвета, т.е. так, чтобы текст занял целую страницу.
5. Проверьте, оптимально ли размещен текст на листе. Примените команду Предварительный просмотр. просмотрите текст. Для выхода из режима просмотра примените кнопку Предварительный просмотр с изображением загнутого листа бумаги. Вставить пустые строки можно клавишей Еnter, а убрать лишние – клавишей Delete или Васksрасе.
6. Задайте разные преобразования шрифтов над отдельными фрагментами текста.
Поочередно выделите нужные фрагменты и выполните команды Формат – Символы. Тут на закладке Шрифт можно задать написание, размер и цвет шрифта, на закладке Эффекты шрифта – стиль подчеркивания выделенного фрагмента, на закладке Положение – размещение фрагмента относительно основного текста, на закладке Фон – цвет фона. Задайте разные написания и размеры шрифтов, цвета букв и фона.
7. Нажмите на кнопку, на какой изображен символ ¶, размещенную на панели инструментов. Рассмотрите свой титульный лист. Пропуски будут обозначены точками, а концы абзацев – символом ¶. Эти символы на бумагу выводиться не будут. Теперь можно проанализировать качество выполненного форматирования и внести необходимые коррективы. Чтобы убрать эти символы с экрана, снова нажмите на кнопку ¶.
8. Сохраните созданный текстовый документ в собственной папке с новым названием – Титульный лист.
9. Создайте новый документ (тип обычный), который будет содержать деловое письмо.
10. Структура делового листа такая: вверху слева – адрес и дата написания письма, ниже – обращение, основной текст, прощание и подпись. работая с листом, изменяйте масштаб отображения текста на экране (100%, 150%, 75% и т.д.), чтобы текст хорошо просматривался на экране. Это можно сделать с помощью команд Вид – Масштаб.
Образец письма:
72064, г. Одесса Семинарская, 3/4 Романенко К. Уважаемый Константин Романенко! Дирекция банка с удовольствием уведомляет Вас что по результатам успешной деятельности банка Ваши дивиденды за прошлый год составляют 1 250 грн. С уважением (тут введите свою фамилию), Коммерческий директор. |
11. Сохраните письмо в личном каталоге в файле с новым названием - Письма.
12. Создайте новый документ с письмом к другу. В тексте письма должна быть фраза «Знаешь ли ты, что…» и три абзаца с ответами на три контрольных вопроса.
13. Исправьте грамматические ошибки в письме. Отформатируйте текст.
Обращения сделайте большим шрифтом, первый абзац – жирным, второй – курсивом, третий – подчеркнутым курсивом, подпись выполните одним из декоративных кириллизованых шрифтов, доступные в вашей системе.
14. Примените к трем абзацам текста преобразование Нумерованный список. Выделите эти абзацы и выполните команды Формат – Нумерованный/Маркированный списки или щелкните на соответствующую кнопку на панели инструментов.
15. Сохраните исправленный текст в файле Письмо2.
16. Скопируйте файл Письмо2 в файл Письмо3.
17. В файле Письмо3 переделайте нумерованный список в маркированный. Откройте нужный файл, выберите список и нажмите на кнопку Маркированный список.
18. Скопируйте файл Письмо3 в файл Письмо4.
19. В списке из файла Письмо4 измените тип маркера.
20. Продемонстрируйте тексты преподавателю.
21. Закройте окна. Завершите работу.
Контрольные вопросы
1. Как создать новый текстовый документ?
2. Что такое форматирование текста?
3. Какие есть панели инструментов?
4. Какие кнопки есть на панели инструментов Стандартная?
5. Как выделить фрагмент текста с помощью мыши?
6. Как сохранить документ на диске?
7. Что такое нумерованный список?
8. Как выделить фрагмент текста с помощью клавиатуры?
9. Как включить панель инструментов?
10. Как сдвинуть фрагмент текста вправо?
11. Как начать новый абзац текста?
12. Как выделить весь текст?
13. Как выделить одну строку текста?
14. Что такое маркированный список?
15. Как изменить название шрифта в одном абзаце?
16. Как выделить слово?
17. Как выделить абзац?
18. Как подчеркнуть слово?
19. Какие есть виды (начертания) символов?
20. Как выровнять фрагмент текста в центр?
21. Как изменить размер символов в одном предложении?
22. Как выровнять фрагмент текста с двух сторон?
23. Как выровнять фрагмент текста к левому краю?
24. Как задать вид слов в предложении – подчеркнутый курсив?
25. Как увеличить размеры символов в предложении?
26. Как исправить неправильный символ в тексте?
27. Как фрагмент текста залить цветным фоном?
28. Как закрыть окно документа? Как создать буквицу?
29. Как объединить два абзаца в один?
30. Как разделить один абзац на два?