Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя.

Система осуществляет управление конусом (панелями клина) и выпускными створками по программам, представленным на рис. 8.

Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru

Рис. 8. Программы регулирования lк = f (nпр), φс = f (nпр)

Перемещение конуса оценивается величиной lк , а открытие выпускных створок — углом φс, отсчитываемым соответственно от полностью убранного положения конуса и закрытого положения створок.

При значениях приведенной частоты вращения турбокомпрессора, больших nпр з, конус полностью убран (lк = 0) и створки закрыты (φс = 0). С уменьшением nпр до значения nпр 2 конус выпускается, створки закрыты. При nпр = nпр 2 конус полностью выпущен, створки остаются закрытыми. Дальнейшее уменьшение nпр приводит к открытию створок. Когда nпр< nпр 1, конус полностью выпущен, створки полностью открыты. С увеличением nпр створки и конус изменяют свое положение в обратном порядке и направлении. Пределы дополнительных перемещений конуса и открытия створок при изменении угла атаки самолета показаны на рисунке 8. штриховыми линиями.

На рис. 9 приведена схема электрогидравлической системы типа ЭСУВ, реализующей программное управление конусом и створками воздухозаборника в зависимости от величины nпрпр).

Выходной сигнал датчика приведенной частоты вращения ДПЧ, пропорциональный nпрпр), сравнивается с сигналом обратной связи, снимаемым с потенциометров обратной связи конуса (ПОСК) или створок (ПОСС).

Напряжение сигнала рассогласования поступает на вход фазо-чувствительного усилителя ФЧУ и затем - на вход усилителя постоянного тока (УПТ), на выходе которого включено релейно-коммутационное устройство (РКУ). Релейно-коммутационное устройство осуществляет включение соответствующих обмоток элекгрогидрокранов конуса (ЭГК) или створок (ЭГКС). Последние управляет подачей рабочей жидкости в полости сервомеханизмов конуса (СМК) или створок (СМС).

Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru

Рис. 9. Структурная схема электрогидравлической системы типа ЭСУВ

Со штоками сервомеханизмов соединены щетки специальных потенциометров, с которых снимаются напряжения на указатели положения конуса (УПК) и створок (УПС). Подключение в мостовую схему датчика приведенной частоты вращения соответствующих потенциометров обратной связи производится с помощью переключающего устройства (ПУ).

Датчик приведенной частоты вращения представляет собой счетно-решающее устройство, принципиальная схема которого изображена на рис.11.

В плечи моста переменного тока включены дроссель Др с индуктивностью L, проволочные термосопротивления RТ1 и RТ2, резисторы R1-R4 , R7- R10 и потенциометры обратной связи R5, R6. В точки 1-2 диагонали моста подключена задающая обмотка Wз тахогенератора, от которой осуществляется питание моста. К точкам 3- 4 второй диагонали моста подключена опорная обмотка WО тахогенератора и первичная обмотка трансформатора Tpl. Тахогенератор представляет собой двухфазный генератор переменного тока с возбуждением от постоянного магнита, ротор которого через редуктор связан с валом компрессора двигателя.

Задающая Wз и опорная Wо обмотка тахогенератора смещены пространственно друг относительно друга так, что вектор напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru опережает по фазе вектор напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru на угол Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru /2, Параметры этих обмоток выбраны таким образом, что Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Напряжение Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru на индуктивном сопротивлении дросселя пропорционально частоте напряжения питания и, следовательно, физической частоте вращения компрессора. Напряжение Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru на термосопротивлении зависит от температуры заторможенного потока воздуха на входе в компрессор. Для векторов Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru и Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru всегда выполняется условие Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru | Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Величина и фаза напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru между точками 3-4 моста при фиксированном положении щетки потенциометра обратной связи зависят от соотношения напряжений Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru | Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Напряжение Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru сравнивается с опорным напряжением Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , а выходное напряжение моста Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , равное геометрической сумме Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru + Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru подводится к первичной обмотке трансформатора Tpl

Пусть параметры моста и режим работы авиадвигателя таковы, что выполняется условие Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru = Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Тогда векторная диаграмма напряжений в элементах датчика будет иметь вид, представленный на рис. 10,а. Здесь угол между Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru и Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru равен Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru /2, а сами векторы опираются на вектор Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , как на диаметр окружности (номера точек на диаграмме соответствуют номерам точек на рис. 11). Из диаграммы видно, что Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru = Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru + Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru =0

Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru

Рис. 10. Диаграммы измерительного моста.

Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru

Рис. 11. Принципиальная схема датчика приведенной частоты вращения.

Увеличение частоты вращения компрессора (ωПР > ω0) приводит к возрастанию индуктивного сопротивления дросселя и, следовательно, к возрастанию напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Этот процесс отображается смещением точки 3 на векторной диаграмме (рис. 10,б) по полуокружности вправо. Аналогичное смещение точки 3 имеет место при уменьшении температуры заторможенного потока воздуха перед компрессором, когда уменьшаются величины сопротивления Rт и напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru . Таким образом, при увеличении приведенной частоты вращения ωпр фазовый угол ψ между векторами напряжений Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , и Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru становится меньше Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru /2. В результате на выходе моста появляется напряжение Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , тангенциальная составляющая которого совпадает по направлению с вектором Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru .

Определение фазы тангенциальной составляющей напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , ее усиление и выпрямление осуществляются фазочувствительным усилителем, выполненным по двухполупериодной схеме на двух транзисторах TI и T2 (рис. 11).

Нагрузкой фазочувствительного усилителя являются последовательно включенные резисторы R27 и R29, напряжение URH которых подается на вход усилителя постоянного тока. Резистор R27 с изменяемым сопротивлением служит для регулирования величины зоны нечувствительности и получения устойчивого режима работы системы.

Дальнейшее усиление напряжения URH происходи с помощью усилителя постоянного тока, собранного по балансной схеме на транзисторах ТЗ и Т4 (рис. 11). Нагрузкой транзисторов являются обмотки двух высокочувствительных поляризованных реле ПР1 и ПР2. При отсутствии напряжения URH транзисторы закрыты и обмотки реле отключены.

При увеличении приведенной частоты вращения полярность напряжения URH на выходе фазочувствительного усилителя такова, что открыт транзистор ТЗ и обмотка реле ПР1 находится под напряжением. С уменьшением приведенной частоты вращения открывается транзистор Т4 и под напряжением оказывается обмотка реле ПР2. Поляризованные реле управляют включением сервомеханизмов, которые перемещают конус (створки) и щетки потенциометров R6 или R5. Таким образом, точка 4 на векторной диаграмме рис. 10 перемещается в сторону уменьшения величины сигнала Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru , т.е. в рассматриваемом случае вправо. Для нового равновесного состояния векторная диаграмма имеет вид, показанный на рис. 10,в. Оставшаяся составляющая напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru - Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru >0 перпендикулярна вектору Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru и поэтому не оказывает влияния на работу системы.

При уменьшении приведенной частоты вращения (ωПР < ω0) точка 3 на векторной диаграмме смещается по полуокружности влево и фазовый угол ψ между векторами Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru и Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru становится больше Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru /2. В этом случае тангенциальная составляющая напряжения Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru на выходе моста находится в противофазе с вектором Вопрос 3. Блок-схема системы автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя. - student2.ru .

Вывод: система автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателяосуществляет управление конусом (панелями клина) и выпускными створками.Перемещение конуса оценивается величиной lк , а открытие выпускных створок — углом φс, отсчитываемым соответственно от полностью убранного положения конуса и закрытого положения створок.

Заключение

На сверхзвуковых скоростях полета увеличение давления воздуха перед поступлением его в камеру сгорания осуществляется не только в компрессоре, но и во входном устройстве в результате преобразования кинетической энергии набегающего потока воздуха в потенциальную энергию давления.

Системы управления входными устройствами предназначены для регулирования их пропускной способности с помощью регулирующих органов (конуса, панелей клина, выпускных створок). Выпуск конуса или панелей клина и открытие выпускных створок приводит к уменьшению пропускной способности ВУ.

Управление в большинстве случаев осуществляется по программам, представляющим собой зависимости координат, определяющих положение регулирующих органов, от параметров, характеризующих потребный расход

воздуха, в двигателе. Потребный расход однозначно связан с величинами

степени повышения давления в компрессоре π*к и приведенной частоты вращения nпр .

Вопросы для самоконтроля

1 Назначение и классификация входных устройств реактивных двигателей.

2. Способы и программы управления сверхзвуковыми входными устройствами

3. Система автоматического управления всережимным воздухозаборником по величине степени сжатия πк воздуха в компрессоре.

4. Система автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной скорости вращения ротора авиадвигателя.

Литература

1. Под редакцией Е.А. Румянцева, Авиационное оборудование, издание ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, Москва 1980г., стр. 55…63.

2. В.Д. Константинов, И.Г. Уфимцев, Н.В. Козлов Авиационное оборудование самолетов, военное издательство МО СССР, Москва, 1970г. 340 стр. 110…119.

3. Под редакцией д.т.н., профессора Ю.П. Доброленского, Авиационное оборудование, М. Воениздат, 1989г., стр. 72-76.

4. Под ред. П. И. Чинаева, Авиационное оборудование , М: Воениздат, 1976 г. стр. 183…201.

5. И.М. Синдеев, Электрооборудование летательных аппаратов, Москва, ВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, стр. 340…385.

Наши рекомендации