Структура программы на Паскале
Практическая работа № 4
Составление программ линейной структуры
Цель работы. Получение навыков составления линейных программ.
Литература.
3. Подготовка к работе. Изучить конспект лекций по теме «Основные понятия алгоритмизации».
Перечень оборудования. Компьютер.
Задание.
1) Научиться составлять линейные программы на языке Pascal .
6. Порядок выполнения работы.
Составить блок-схемы и линейные программы следующих задач:
6.1. Даны два числа А,В. Вычислить их сумму, разность, произведение. (А,В –целые числа). Исполните задачу для любых целых чисел. Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog1.pas.
6.2. Вычислить значение функции по формуле ( все переменные принимают действительные значения). Исполните задачу для значений . Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog2.pas.
6.3. Вычислить значение функции по формуле ( все переменные принимают действительные значения). Исполните задачу для значения Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog3.pas.
6.4. Даны гипотенуза c и катет b прямоугольного треугольника. Вычислить периметр и площадь треугольника. . Связь всех сторон треугольника определяется формулой . Исполните задачу для значений Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog4.pas.
6.5.Треугольник задан координатами своих вершин . Вычислить периметр и площадь треугольника. (Расстояние между двумя точками, заданными своими координатами , определяется по формуле: .
Площадь треугольника можно вычислить по формуле Герона:
. Исполните задачу для значений: , , , , , . Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog5.pas.
6.6. Даны две прямые . Найти координаты точки пересечения. (Точка пересечения принадлежит обеим прямым, т.е. является решением этой системы уравнения.). Исполните задачу для значений
, , , . Сохранить текст программы в своей папке под именем Linprog6.pas.
7. Содержание отчета.
7.1. Название и цель практической работы.
7.2. Составленные блок-схемы и тексты программ задач 6.1-6.6 с ответами в рабочей тетради.
Контрольные вопросы.
8.1. Алфавит языка.
8.2. Идентификатор.
8.3. Структура программы.
8.4. Типы данных.
8.5. Описание константант.
8.6. Описание переменных.
8.7. Запись арифметических выражений.
8.8. Стандартные функции.
8.9. Стандартные процедуры.
8.10. Операторы языка.
Приложение.
Линейные программы
Линейная программа – это программная реализациялинейной алгоритмической структуры, в которой последовательность операций выполняется именно в том порядке, в котором они записаны. Линейные алгоритмы и линейные программы обычно предназначены для решения относительно простых задач, в которых не предусмотрен выбор из нескольких возможных альтернатив или циклическое повторение каких-либо операций. Алгоритм решения линейных программ может состоять из блока данных, блока вычислений и блока выводов результата.
Описание языка Pascal
Алфавит языка состоит из множества символов, включающих в себя буквы, цифры и специальные символы:
Латинские буквы: от A до Z.
Арабские цифры:от 0 до 9.
Шестнадцатеричные цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F.
Специальные символы: +,-,*,/,=, () и т.д. К специальным символам относятся служебные слова, которые определены однозначно и не могут быть использованы для других целей.Список служебных слов:
and | array | as | begin |
break | case | class | const |
constructor | continue | destructor | div |
do | downto | else | end |
exit | external | externalsync | file |
finalization | for | forward | function |
if | in | inherited | initialization |
is | mod | not | of |
or | private | procedure | program |
property | protected | public | |
record | repeat | set | shl |
shr | sizeof | string | |
then | to | type | unit |
until | uses | var | while |
with | xor |
Идентификаторы
Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта. Такими объектами являются имена констант, переменных, типов данных, процедур и функций, программ. Идентификатор – это любая последовательность букв и цифр, начинающихся с буквы. Знак подчеркивания приравнивается к букве.
Структура программы на Паскале
По определению стандартного Паскаля программа состоит из заголовка программы и тела программы, за которым следует точка –признак конца программы. Блок содержит разделы описаний и раздел операторов.
program имя программы;
label раздел меток;
constраздел констант;
typeтипов;
var раздел переменных;
procedure(function)раздел подпрограмм;
begin
раздел операторов
end.
· После каждого оператора (кроме begin и end) ставятся точка с запятой. После слова begin ничего не ставиться, а после слова end, означающего конец прогаммы, нужно ставить точку.
· Текстовая (строковая) переменная в Паскале заключается в апострофы ‘…’ (для сравнения в Бэйсике она заключается в кавычки).
· Служебные слова (program, begin, integer, real и т.д.) обычно пишутся строчными буквами, а имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв. Операторы записываются только строчными буквами.
· В одной строке программы содержится один оператор. Логически подчинённые структуры записываются на одну позицию правее той структуры, которой они подчинены.