Основные задания, которые могут даваться ученику при работе с тетрадью

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №3

«СЛОВА И СЛОГИ»

Развитие восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов.

Узнавание слов при закрытом выборе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Назначение тетради

2. Речевой материал для развития различения слоговой структуры слов и узнавания слов с опорой на слоговую структуру

§ односложные и трехсложные слова (таблицы №1-5)

§ односложные и двухсложные слова (таблицы №6-10)

§ двухсложные и трехсложные слова (таблицы №11-15)

§ односложные, двухсложные и трехсложные слова (таблицы №16-20)

Назначение тетради

Речевой материал этой рабочей тетради предназначен для развития у ребенка с КИ:

1. умения различать длительность звучания слова,

2. умения различать количество слогов в слове (основное назначение),

3.умения воспроизводить (с помощью движений) слоговой рисунок слова при восприятии на слух (основное назначение),

4.умения узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на слоговую структуру,

5. умения опознавать слова при открытом выборе (дополнительная возможность).

Тетрадь включает 20 таблиц, в которых подобраны слова с разным количеством слогов.

Речевой материал в тетрадях представлен 2-мя способами:

§ списки напечатанных слов,

§ картинки с изображениями предметов, их качеств или действий, которые обозначают эти слова.

Последние предназначены, прежде всего, для детей с низким уровнем языкового и речевого развития, но могут использоваться при работе с позднооглохшими детьми. Под картинками напечатаны соответствующие слова, что способствует лучшему запоминанию слова ребенком. Эти подписи также используются для развития у ребенка произношения слов и слухоартикуляторного контроля при выполнении упражнений. В каждом блоке сначала идет таблица с напечатанными словами, далее эти же слова представлены в виде иллюстраций. Поскольку не для всех слов можно подобрать понятные картинки, то количество картинок меньше, чем число слов в соответствующей таблице.

Основные задания, которые могут даваться ученику при работе с тетрадью

Поскольку один и тот же речевой материал может использоваться для формирования разных навыков, то ребенку при предъявлении слов из тетради № 2 могут даваться разные задания.

Задание 1. «Послушай внимательно и покажи, какое слово ты услышал». В этом случае ребенок концентрируется только на слушании и у него, прежде всего, развивается умение анализировать эти слова, как звуковые сигналы. Количество слов, которое может предъявляться в этом задании и последующих заданиях, меняется от 2-х (различение при парном сравнении) до 60 (количество слов в одном списке № 16-20). Предпочтительно начинать с этого варианта задания, особенно если у ребенка даже минимально не сформировано слуховое внимание и если произношение требует много усилий.

Задание 2. «Послушай внимательно, сосчитай, сколько слогов в слове ты услышал, и похлопай столько же раз ладонями». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в соответствующий моторный образ. При этом у него развивается умение анализировать слоговой рисунок слова и переводить его из слухового образа в моторный.

Задание 3.«Послушай внимательно, сосчитай, сколько слогов в слове ты услышал, и повтори столько же раз [ПА]. «Если ты услышал короткое слово из одного слога, скажи: [ПА], если это слово из 3-х слогов – скажи [ПА-ПА-ПА]». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в соответствующий голосо-артикуляторный образ.

Задание 4. «Послушай внимательно и повтори, какое слово ты услышал». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в адекватный артикуляторный образ.

Подробное описание упражнений представлено в разделе 7 методических рекомендаций «Учусь слушать, чтобы понимать и говорить».


Наши рекомендации