Основные задания, которые могут даваться ученику при работе с тетрадью
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №3
«СЛОВА И СЛОГИ»
Развитие восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов.
Узнавание слов при закрытом выборе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Назначение тетради
2. Речевой материал для развития различения слоговой структуры слов и узнавания слов с опорой на слоговую структуру
§ односложные и трехсложные слова (таблицы №1-5)
§ односложные и двухсложные слова (таблицы №6-10)
§ двухсложные и трехсложные слова (таблицы №11-15)
§ односложные, двухсложные и трехсложные слова (таблицы №16-20)
Назначение тетради
Речевой материал этой рабочей тетради предназначен для развития у ребенка с КИ:
1. умения различать длительность звучания слова,
2. умения различать количество слогов в слове (основное назначение),
3.умения воспроизводить (с помощью движений) слоговой рисунок слова при восприятии на слух (основное назначение),
4.умения узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на слоговую структуру,
5. умения опознавать слова при открытом выборе (дополнительная возможность).
Тетрадь включает 20 таблиц, в которых подобраны слова с разным количеством слогов.
Речевой материал в тетрадях представлен 2-мя способами:
§ списки напечатанных слов,
§ картинки с изображениями предметов, их качеств или действий, которые обозначают эти слова.
Последние предназначены, прежде всего, для детей с низким уровнем языкового и речевого развития, но могут использоваться при работе с позднооглохшими детьми. Под картинками напечатаны соответствующие слова, что способствует лучшему запоминанию слова ребенком. Эти подписи также используются для развития у ребенка произношения слов и слухоартикуляторного контроля при выполнении упражнений. В каждом блоке сначала идет таблица с напечатанными словами, далее эти же слова представлены в виде иллюстраций. Поскольку не для всех слов можно подобрать понятные картинки, то количество картинок меньше, чем число слов в соответствующей таблице.
Основные задания, которые могут даваться ученику при работе с тетрадью
Поскольку один и тот же речевой материал может использоваться для формирования разных навыков, то ребенку при предъявлении слов из тетради № 2 могут даваться разные задания.
Задание 1. «Послушай внимательно и покажи, какое слово ты услышал». В этом случае ребенок концентрируется только на слушании и у него, прежде всего, развивается умение анализировать эти слова, как звуковые сигналы. Количество слов, которое может предъявляться в этом задании и последующих заданиях, меняется от 2-х (различение при парном сравнении) до 60 (количество слов в одном списке № 16-20). Предпочтительно начинать с этого варианта задания, особенно если у ребенка даже минимально не сформировано слуховое внимание и если произношение требует много усилий.
Задание 2. «Послушай внимательно, сосчитай, сколько слогов в слове ты услышал, и похлопай столько же раз ладонями». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в соответствующий моторный образ. При этом у него развивается умение анализировать слоговой рисунок слова и переводить его из слухового образа в моторный.
Задание 3.«Послушай внимательно, сосчитай, сколько слогов в слове ты услышал, и повтори столько же раз [ПА]. «Если ты услышал короткое слово из одного слога, скажи: [ПА], если это слово из 3-х слогов – скажи [ПА-ПА-ПА]». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в соответствующий голосо-артикуляторный образ.
Задание 4. «Послушай внимательно и повтори, какое слово ты услышал». В этом случае ребенок должен не только внимательно слушать, проанализировать количество слогов в слове, но и перевести его в адекватный артикуляторный образ.
Подробное описание упражнений представлено в разделе 7 методических рекомендаций «Учусь слушать, чтобы понимать и говорить».