Приложение 1. Образец титульного листа
Предисловие
При подготовке квалифицированных специалистов используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения - лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, учебная практика, курсовое проектирование и др.
Курсовая работа является одной из наиболее эффективных форм обучения, так как позволяет студенту:
· систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки по изучаемой дисциплине;
· развить способности самостоятельной работы;
· применить полученные знания для решения профессиональных задач.
Цель использования данного курсовой работы в учебном плане предмета «Информатика» состоит в закреплении у студентов теоретических знаний и формировании практических навыков использования современных информационных технологий.
Данная цель может быть достигнута при успешном решении студентами следующих задач:
1. изучение теоретических основ информатики по выбранной теме;
2. проведение обзора возможностей современных информационных технологий для решения заданного круга задач;
3. приобретение навыков самостоятельного использования информационных технологий:
3.1. подбор и получение информации по теме с помощью электронных каталогов, поисковых систем Интернета, электронных библиотек и других информационных ресурсов;
3.2. разработка структуры и грамотное оформление электронной версии работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и возможностями автоматизации;
3.3. проведение консультаций с преподавателем посредство компьютерных средств связи;
Структура и оформление курсового проекта
Тема курсового проекта
Тема курсовой работы выбирается из списка, приведенного в разделе 2 (с. 11) методических указаний, согласно номеру зачетной книжки, состоящего из двух последних цифр. В случае отсутствия совпадения, необходимо выбрать тему по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки.
Например, если две последние цифры зачетной книжки -27, значит необходимо выбрать соответствующую тему № 27«Электронные документы». Если две последние цифры – 99, то выбираем номер темы 9+9=18, значит ваша тема № 18«Компьютерное программирование».
Общая структура курсового проекта
Курсовая работа по информатике должна иметь следующую структуру:
Титульный лист(1 страница, см. Приложение 1)
Содержание(1 с.)
Введение(1,5-2 с.)
1. Теоретические основы информатики(до 10 с.)
2. Обзор возможностей информационных технологий(до 10 с.)
Выводы и предложения(1-2 с.)
Список использованной литературы(1-2 с.)
Приложения
Работу над курсовой работой необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. В первую очередь следует изучить учебные издания[1] (учебники и пособия), затем – научные публикации, законодательные акты, а для получения наиболее актуальной и современной информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями (журналами) и статьями, опубликованными в глобальной сети Интернет.
В результате систематизированного изучения литературы происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции ученых, которые будут исходными в работе. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, требующие дополнительного осмысления; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи работы, а также составляется список литературы, которую планируется использовать при написании курсового проекта.
Во введениинеобходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы (соответствует теме курсовой работы) и поставить задачи, которые необходимо решить для ее достижения (соответствуют содержанию работы); описать совокупность научных методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсовой работы; указать объект исследования. Введение целесообразно писать после завершения работы над основной частью.
В первом разделенеобходимо раскрыть выбранную теоретическую тему. Для этого нужно определить вопросы, которые будут описаны. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.
В этом разделе студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы.
Излагать материал необходимо лаконично, т.е. краткость должна сочетаться с точностью, ясностью, полнотой изложения, без «разжевывания» очевидных истин и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса.
Второй раздел курсовой работы представляет собой описание назначения, классификации и возможностей компьютерных программ по выбранной теме.
Выводы и предложения завершают изложение курсового проекта. В них резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными.
В данном разделе необходимо показать как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности использования на практике информационных технологий.
После выводов и предложений ставится дата завершения работы и ее авторство заверяется собственноручной подписью студента.
Список использованной литературы должен включать в себя не менее 10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008[2] и отсортированных в алфавитном порядке по возрастанию (см. Приложение 2).
В приложениях следует разместить громоздкие или вспомогательные таблицы, схемы и рисунки из основной части курсовой работы.
1.3. Требования к оформлению курсовой работы
и подготовке к защите
Особое внимание студентам необходимо обратить на порядок оформления работы. Аккуратное и строгое оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым проектам и работам. Курсовой проект по информационным технологиям обязательно должен быть подготовлен с использованием всех возможностей современных информационных технологий, что подчеркнет уровень их овладения студентом.
Работу следует оформить в текстовом процессоре (MS Word или аналогичной программе) для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации или бумаге формата А3). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 1,5 см.
Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль «основной текст», установив шрифт - Times New Roman, размер –14; параметры абзаца: первая строка – 1,25 см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – одинарный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно в документе должен быть включен автоматический перенос слов. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт, курсив и подчеркивание.
Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце их названий точку ставить не следует, за исключением условных сокращений и обозначений.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Подразделы можно начинать по тексту в любом месте страницы, не отрывая заголовок от следующего за ним абзаца.
Стиль заголовков разделов(Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:
ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал после 12 пт., выравнивание По центру, положение на странице с новой страницы, запретить автоматический перенос слов;
ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, все прописные, интервал - Разреженный;
ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3) (для заголовков «Введение», «Выводы и предложения», «Список использованной литературы» и «Приложения» после применения к ним стиля заголовка 1 необходимо выключить формат нумерации).
Параметры стиля заголовков подразделов(Заголовок 2):
ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал перед и после 6 пт., По центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;
ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, интервал Разреженный.
ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).
Таблицы должны быть наглядными, легко читаемые и обрамлены со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14. Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы и строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).
В ячейках шапки выравнивание обычно делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).
Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления необходимо создать стиль «название таблицы» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ перед - 6 пт, запретить автоматический перенос слов, не отрывать от следующего; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков таблиц.
Пример табличного заголовка: Таблица 1. Справочник цен
Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рис., знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления создайте стиль «название рисунка» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт, запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков рисунков.
Пример названия рисунка: Рис 1. Информационно-логическая схема
Таблицы и рисунки должны быть размещены в тексте по ходу изложения. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия[3].
Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной в высшем учебном заведении форме (Приложение 1). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление проекта с указанием страниц. При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей проекта и номерам станиц, на которых они начинаются. Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового процессора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).
Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и справа страницы. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12.
Чтобы продемонстрировать знания текстового процессора, в курсовых проектах по информационным системам студентам разрешается разместить в верхних колонтитулах страниц фамилию И.О. студента и название текущего раздела. Титульный лист можно украсить «строгой» рамкой границ страницы.
В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.
При использовании материала из литературных источников необходимо указать в квадратных скобках порядковый номер источника (например: [12]), соответствующий списку использованной литературы (используйте средство текстового процессора Перекрестная ссылка на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.
Список литературы должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать по возрастанию средствами текстового процессора и обновить поля перекрестных ссылок во всем документе).
Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге (плотностью 70-80 гр. на м2) на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файл с электронной версией курсовой работы необходимо записать на диск, который приложить в конверте, подшитом после титульного листа.
Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске, необходимо представить руководителю для проверки за 30 дней до начала сессии. К защите не допускаются и должны быть переработаны работы, в которых содержание и оформление (как в целом, так и разделов) не соответствуют выданному варианту или требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем.
После проверки в напечатанную работу, ни в коем случае, нельзя вносить какие-либо изменения (изымать листы с замечаниями руководителя или замазывать их штрихом). Доработанные фрагменты (с указанием соответствующих им замечаний или номеров страниц, где были сделаны замечания) следует оформить и распечатать на отдельных листах и подшить к первоначальному варианту после титульного листа.
Защита студента, не ориентирующегося в написанной работе (независимо от её качества), признается неудовлетворительной. По доли вклада оцениваемого студента в защищаемую работу, экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с переработкой или же обязан написать ее на другую тему.
Тематика курсовых работ
Тема № 0. Технологии социальных сетей
1. Информатизация общества
2. Социальные сети Интернета
Тема № 1. Технологии обработки текстовой информации
1. Представление текстовой информации в ЭВМ
2. Программы создания и оформления текстовых документов
Тема № 2. Технологии цифрового звука
1. Представление звуковой информации в ЭВМ
2. Программы обработки и воспроизведения звуковой информации
Тема № 3. Технологии компьютерной графики
1. Представление графической информации в ЭВМ
2. Программы обработки и демонстрации графической информации
Тема № 4. Технологии цифрового видео
1. Представление видеоинформации в ЭВМ
2. Программы обработки и демонстрации видеоинформации
Тема № 5. Технологии электронных таблиц
1. Представление числовой информации в ЭВМ
2. Табличные процессоры
Тема № 6. Базы данных и СУБД
1. Основы баз данных
2. СУБД
Тема № 7. Технологии компьютерных игр
1. Виды компьютерных игр
2. Технологии создания компьютерных игр
Тема № 8. Технологии компьютерной анимации
1. Основы компьютерной анимации
2. Программы создания анимации
Тема № 9. Технологии компьютерной визуализации
1. Основы компьютерной визуализации
2. Программы визуализации
Тема № 10. Электронные органайзеры
1. История развития информационных технологий
2. Электронные органайзеры
Тема № 11. Операционные системы
1. Состав и виды ОС
2. Обзор основных ОС
Тема № 12. Защита от компьютерных вирусов
1. Вредоносные программы (вирусы)
2. Средства защиты от вирусов и вредоносных действий
Тема № 13. Компьютерные преступления и защита информации
1. Компьютерные преступления
2. Средства защиты информации
Тема № 14. Интернет-технологии
1. Основы работы сети Интернет
2. Интернет-браузеры и программы обмена сообщениями
Тема № 15. Технологии создания Интернет-сайтов
1. Основы создания сайтов
2. Системы создания и управления сайтами
Тема № 16. Информационные ресурсы сети Интернет
1. Классификация информационных ресурсов
2. Поисковые системы Интернета
Тема № 17. Публикация и хранение информации в сети Интернет
1. Способы и формы публикации информации в сети Интернет
2. Ресурсы Интернета для размещения информации
Тема № 18. Компьютерное программирование
1. Основы программирования
2. Интегрированные среды разработки программ
Тема № 19. Программирование в офисных приложениях
1. Основы офисного программирования
2. Visual Basic for Application
Тема № 20. Языки программирования
1. История развития языков программирования
2. Обзор современных языков программирования
Тема № 21. Компьютерные сети
1. Виды и организация компьютерных сетей
2. Обзор городских сетей
Тема № 22. Организация хранения данных
1. Внешние запоминающие устройства
2. Файловые системы
Тема № 23. Обслуживание ВЗУ
1. Организация дискового пространства.
2. Программы для обслуживания дисков (проверка дисков, запись, восстановление, уничтожение данных)
Тема № 24. Решение математических и статистических задач на ЭВМ
1. Методо-ориентированное программное обеспечение
2. Математические и статистические программы
Тема № 25. Устройство компьютера
1. Базовая аппаратная конфигурация современного компьютера
2. Программы контроля, диагностики и обслуживания компьютера
Тема № 26. Справочные системы
1. Основы использования электронных документов
2. Справочные системы
Тема № 27. Электронные документы
1. Основы использования электронных документов
2. Программы создания и просмотра электронных документов
Приложения
Приложение 1. Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Кафедра информационного обеспечения
и моделирования агроэкономических систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
По информатике
на тему: «…...».
Выполнил: студент ГПФ-1-1
Булгакова А.А.
Руководитель: к.э.н., доцент
Толстых А.А.
Воронеж