V РАЙЗМАН Юлий, А если это любовь?

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

________________________________________________________________

Кафедра «Информационных технологий и математики»

Г.А.Петров

С.В.Тихов

Т.А.Черняк

КОМПЬЮТЕРНЫЙПРАКТИКУМ

Для студентов очной формы обучения всех направлений

Учебное пособие

Санкт-Петербург

УДК 007)

ББК 32.81

Л12

Учебное пособие одобрено на заседании кафедры «ИТиМ» , протокол №__ от __ ___2015 г.

Компьютерный практикум. Практикум предназначен для студентов всех направлений очной формы обучения. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. – 100 с.

Авторы: к.т.н., доц. Г.А. Петров;

к.т.н., доц. С.В. Тихов

к.т.н., доц. Т.А.Черняк

Предлагаемый компьютерный практикум охватывает все основные разделы дисциплины «Компьютерный практикум» для студентов очного обучения всех направлений в соответствии с учебными программами.

В практикуме рассмотрены следующие вопросы: текстовые процессоры Word, табличные процессоры Excel, системы управления базами данных Access, создание презентаций на основе Power Point, базовая организация компьютеров, основы алгоритмизации и программирования, основы локальных компьютерных сетей и интернет.

Санкт-Петербургский университет

управления и экономики

2015 г

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Компьютерный практикум" является федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин всех специальностей университета управления и экономики. Она имеет целью ознакомить студентов с основами современных компьютерных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам применения современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Кроме того, она является базовой для всех курсов, рассматривающих информационные технологии ,информационные системы, автоматизированные методы анализа и других дисциплин, использующих компьютерные технологии. В практическом аспекте в результате освоения данной дисциплины студенты должны:

· уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

· уметь работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально-ориентированными программными средствами;

· иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

· владеть основами автоматизации решения задач в профессиональной деятельности в соответствии с направлениями обучения.

Темы лабораторных работ в практикуме соответствуют учебной программе данной дисциплины.

Тема 1: Текстовые процессоры

Лабораторная работа №1

Тема: «Основные приемы редактирования и форматирования текста»

Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию и форматированию текстаMSWord.

Отрабатываемые вопросы:

1.Изучение приемов работы в среде Word.

2.Выполнение сортировки данных.

3.Работа со списками.

Организационно-методические указания

1. Загрузите Wordи ознакомьтесь с видом окна редактора, его ленточным интерфейсом, вкладками с инструментами. Лента имеет ряд вкладок, переход между которыми выполняется щелчком мыши по их названиям. Названия вкладок размещаются над лентой и заменяют собой строку меню. Каждая из вкладок ленты содержит группу инструментов. Наводя курсор мыши на каждую кнопку, можно кратко изучать их функции. При необходимости для более детального ознакомления вызывайте Справку.

2. Установите поля Вашего документа: верхнее, нижнее и левое – 2,5 см, правое – 2 см, используя вкладку Разметка страницы, Параметры страницы, Поля.

3. Введите текст, представляющий набор фильмов и приведенный ниже под названием «Исходный текст». Обратите внимание на то, что программа Wordавтоматически разбивает текст на строки, то есть не нужно нажимать клавишу Enter в конце ввода каждой строки. Нажимайте эту клавишу только в том случае, если необходимо начать новый абзац.

Выполните сортировку данного текста точно в соответствии с образцом (см. результирующую таблицу Задание 1, приведенную в конце данной работы). Используйте следующий порядок строк для каждого из 5 фильмов, указанных ниже:

Название фильма;

Страна, год создания;

Режиссер фильма;

В ролях;

Краткая аннотация фильма.

4. Сохраните документ на своем носителе. Чтобы сохранить текстовый документ, используйте командуСохранить как, нажав кнопку “Office”, расположенную в верхнем левом углу экрана.В диалоговом окне дайте название документу, например kino5.docx. По умолчанию документ сохраняется в папке Мои документы, можете сохранить свой документ в своей папке. При наборе текста постоянно применяйте быстрое сохранение, что позволит избежать потерь при сбое в работе компьютера.

Внимание!Один щелчок левой клавишей мыши на полосе выделения выделяет строку, удерживая нажатой левую клавишу мыши, Вы можете выделить группу строк. Два щелчка левой клавишей мыши на полосе выделения выделяют абзац, напротив которого находится указатель мыши. Если Вы хотите выделить одно слово, то дважды щелкните по нему левой клавишей мыши.

В результате выполнения данных пунктов созданный файл должен иметь вид, представленный в «Задание 1».

Исходный текст

Фильм 5

Сатирическая комедия. В доме – аварийная ситуатция, но почти все к этому привыкли.

Фонтан

В ролях: Сергей Донцов, Нина Усатова, Асакул Куттубаев

СССР, 1988

Режиссер: Юрий Мамин

Фильм 2

В ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Анатолий Салоницин

Режиссер: Андрей Тарковский

СССР, 1979

СТАЛКЕР

Фантастическая драма по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине».

Фильм 1

Герои фильма – десятиклассники, которые пытаются отстоять свою первую любовь

А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?

СССР, 1961

Режиссер: Юлий Райзман

В ролях: Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарев, Александра Назарова

Фильм 4

В ролях: Жан Маре, Луи де Финес, Милен Демонжо

Приключенческая комедия

Режиссер: Андре Юннебель

ФАНТОМАС ПРОТИВ СКОТЛАНД-ЯРДА

Франция, 1966

Фильм 3

В ролях: Кирилл Лавров, Ада Роговцева, Игорь Горбачев

Герои фильма – главный конструктор Андрей Башкирцев, человек, посвятивший себя освоению космоса.

Режиссер: Даниил Храбровицкий

СССР, 1792

УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ

Задание 1

V РАЙЗМАН Юлий, А если это любовь? - student2.ru

5.Измените, шрифт и размер шрифта у каждого фрагмента текста по своему усмотрению, предварительно выделив нужный фрагмент, пользуйтесь вкладкой ленты Главная, Шрифт. Измените цвет шрифтов фрагментов по своему усмотрению (Главная, Цвет текста). Отмените все сделанные изменения по шрифту, оставив шрифт TimesNewRoman и размер 14.

6.Установите абзацный отступ (красную строку) для всех фрагментов 1 см, пользуясь табуляцией или горизонтальной линейкой (перетащить мышью с нажатой левой клавишей вправо левый верхний треугольник на горизонтальной линейке).

Установите переносы: Разметка страницы, Расстановка переносов, Параметры расстановки переносов, OK.

7.Создайте три списка в соответствии с приведенным ниже образцом «Задание 2». Действуйте при создании списков как Вам удобнее. При оформлении списков следует иметь в виду, что элементом списка может быть только абзац. Список, набранный в строку, маркировать нельзя. Выделите несколько абзацев, оформляемых в виде списка.

Щелкните по стрелке кнопки Маркеры группы Абзац вкладки Главная и в галерее выберите нужный маркер. При наведении указателя мыши на выбираемый маркер срабатывает функция динамического просмотра, и фрагмент документа отображается маркированным.

Рекомендации:

· выделите название фрагмента и копируйте;

· в другой части окна вставить название в конец документа;

· готовый первый список выделить и пронумеровать с помощью кнопки Нумерация на вкладке Главная, Абзац;

· выполнить сортировку списка по возрастанию и преобразовать все буквы теста в ПРОПИСНЫЕ, используя кнопку Aaв группе шрифт вкладки Главная;

· аналогично составляются 2-й и 3-й списки с использованием маркеров,

показанных в «Задание № 2».

Для использования специального формата маркера в Библиотеке маркероввыберете новый маркер самостоятельно.

Задание № 2

Фильмы:

А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?

2. СТАЛКЕР

3. ТРАКТИР НА ПЯТНИЦКОЙ

4. УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ

5. ФОНТАН

6. ЦВЕТЫ КАЛЕНДУЛЫ

7. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ

Режиссеры:

v ДАНЕЛИЯ Георгий, я шагаю по москве

v МАМИН Юрий, Фонтан

v РАЙЗМАН Юлий, А если это любовь?

v СНЕЖКИН Сергей, Цветы календулы

v ТАРКОВСКИЙ Андрей, сталкер

v ФАЙНЦИММЕР Александр, Трактир на Пятницкой

v ХРАБРОВИЦКИЙ Даниил, Укрощение огня

Актеры:

Ø БАСОВ Владимир, я шагаю по москве

Ø БЫКОВ Ролан, я шагаю по москве

Ø ГОРБАЧЕВ Игорь, Укрощение огня

Ø ГРИГОРЬЕВ Константин, Трактир на Пятницкой

Ø ГРИНЬКО Николай, сталкер

Ø ДОНЦОВ Сергей, Фонтан

Ø ЗИГАНШИНА Эра, Цветы календулы

Ø КАЙДАНОВСКИЙ Александр, сталкер

Ø КОРОЛЬКОВ Геннадий, Трактир на Пятницкой

Ø КУТТУБАЕВ Асакул, Фонтан

Ø ЛАВРОВ Кирилл, Укрощение огня

Ø ЛАВРОВ Николай, Цветы календулы

Ø ЛОКТЕВ Алексей, я шагаю по москве

Ø МАЛИНОВСКАЯ Любовь, Цветы календулы

Ø МИХАЛКОВ Никита, я шагаю по москве

Создание произвольного маркера. Для этого нужно выбрать маркер для созданного ранее списка или изменить маркер существующего списка. Выделите абзацы, оформленные ранее маркерами.

Щелкните по стрелке кнопки Маркеры группы Абзац вкладки Главная и выберите команду Определить новый маркер. В данном диалоговом окне выберите новый маркер и нажмите кнопку Символ.

8.Создание многоуровневого списка. Выделите несколько абзацев, оформляемых в виде многоуровневого списка. Щелкните по кнопке Многоуровневый список группы Абзац вкладки Главная и в группе списков выберите нужный вариант нумерации, а затем набирайте текст.

Для перехода к следующему более низкому уровню необходимо нажать клавишу Tab и далее набирать текст. Для возврата к более высокому уровню нужно нажимать клавишу Enter (один или более раз). Можно также использовать изменение отступов (подгруппа Абзац). Создайте нижеприведенный фрагмент многоуровневого списка.

Выберите самостоятельно тему для создания своего варианта многоуровневого списка.

Многоуровневый список

1. Университет СПбУУиЭ.

1.1. Институт экономики, менеджмента и ИТ;

1.1.1. Кафедра экономической теории и экономики предпринимательства;

1.1.2. Кафедра информационных технологий и математики;

1.1.3. Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления;

1.2. Институт гуманитарных и социальных наук.

1.2.1. Кафедра предпринимательства и туризма;

1.2.2. Кафедра управления персоналом;

1.2.3. Кафедра маркетинга и социальных коммуникаций;

1.2.4. Кафедра педагогики, психологии и переводоведения;

1.3. Юридический институт.

1.3.1. Кафедра теории и истории государства и права;

1.3.2. Кафедра конституционного и международного права;

1.3.3. Кафедра управления правоохранительной деятельностью;

1.3.4. Кафедра гражданского права и процесса;

2. Университет СПбГУ.

2.1. Филологический факультет;

2.1.1. Кафедра литературы и русского языка;

2.1.2. Кафедра межкультурной коммуникации;

2.1.3. Кафедра теории языкознания;

2.2. Исторический факультет.

2.2.1. Кафедра современной истории;

2.2.2. Кафедра истории средних веков.

Покажите выполненную работу преподавателю и сохраните созданные файлы.

Лабораторная работа №2

Тема: «Работа с таблицами в Word»

Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию, форматированию текста и выполнению вычислений вMSWord.

Отрабатываемые вопросы:

1.Создание и преобразование таблиц;

2.Редактирование и форматирование таблиц;

3.Вычисления в таблицах.

Организационно-методические указания

Для вставки в документ таблицы используется инструмент Таблица, расположенный во вкладкеВставка.При создании нестандартных таблиц можно нарисовать таблицу вручную, используя «карандаш», вызываемый командой Нарисовать таблицу. В данном режиме курсор приобретает вид карандаша и создание таблицы происходит путем перемещения мыши принажатой левой кнопкой. Для выхода из режима рисования нужно нажать кнопку Нарисовать таблицу.

Для создания таблиц можно также использовать инструмент Экспресс-таблицы и, кроме того, Word позволяет вставлять таблицы из Excel посредством кнопки Таблица Excel. Выполните эти способы создания таблиц самостоятельно.

Преобразование текста в таблицу и форматирование таблиц

1. Откройте созданный в предыдущей работе файл «Задание 1» и переименуйте его в файл «Задание 3». Выделите текст, который требуется преобразовать (Задание 3).

2. На вкладке Вставка в группе Таблицы выберите пункт Таблица, а затем выберите команду Преобразовать в таблицу.

3. В диалоговом окне Преобразовать в таблицу в области Разделитель укажите знак разделителя, использованный в тексте.

4. В поле Число столбцов проверьте количество столбцов. Если количество столбцов отличается от ожидаемого, например, пропущен знак разделителя в одной или нескольких строках текста, то исправьте неточности.

Укажите остальные необходимые параметры.

Включив кнопкой Скрытые символына вкладке Главная в группе Абзац режим вывода служебных символов, проверьте количество абзацев в каждом фрагменте (их должно быть 5) и при необходимости добавьте пустой абзац.

Выделите столбец с актерами (подвести курсор мыши сверху к столбцу так, чтобы появилась черная стрелка и щелкнуть левой клавишей мыши), и дайте командуЗаменить (вкладка Главная, группа Редактирование). В полеНайти диалогового окна Найти и заменить ввести В ролях: и нажать кнопку Заменить все. Так как поле Заменить на осталось пустое, то текст В ролях: из столбца будет убран. Аналогичные действия произвести в столбце с режиссерами.

Внимание! Используйте активно при выполнении работ «Справку».

5.Объедините 3 ячейки столбцов, для чего выделите три смежные ячейки и выполнить командуОбъединить ячейки (вкладкаРабота с таблицами ® Макет®Объединить ячейки).

6.Вставьте одну пустую строку для заголовков столбцов, для этого выделите 1-ю строку таблицы и выполнить командуВставить строки.Отформатируйте таблицу так, чтобы она имела требуемый вид (Работа с таблицами®Конструктор ®Стили таблиц).

7.Обведите таблицу рамкой (используйте для этого панель инструментов Обрамление или команду Границы и заливка).

V РАЙЗМАН Юлий, А если это любовь? - student2.ru

Если Вы выполнили ошибочные действия, то исправить положение можно с помощью кнопки Отменить на панели быстрого доступа или комбинации клавиш Ctrl + Z. Сохраните созданную таблицу в своем файле и закройте Word.

Наши рекомендации