Сорбционная способность бумаги. Одна из фундаментальных характеристик бумаги — способность поглощать влагу (гидрофильность) или маслоподобные составы (олеофильность).
Эти показатели оцениваются либо количеством поглощаемого вещества на 1 м2 поверхности, либо по скорости поглощения (времени проникновения раствора на обратную сторону бумаги). Есть методы, предназначенные для определения способности к маслопоглощению по длине масляного следа, возникающего на поверхности бумаги при растекании (растискивании) по ней капли масла: чем короче след, тем больше склонность к поглощению масла.
Гидрофильность бумаги влияет на ее равновесную влажность, устанавливающуюся при данной относительной влажности воздуха. Обычно равновесная влажность бумаги при относительной влажности 50–60% находится в пределах 5–6%, но возможны и отклонения в ту или другую сторону. Например, бумага с высоким содержанием древесной массы в указанных условиях может иметь влажность до 7%. Некоторые виды мелованной бумаги, наоборот, имеют более низкую влажность вследствие изолирующего влияния покрытий.
Влажность листов определяет относительную влажность воздуха в стопе, которая для оптимальных условий печати должна составлять 45–55%.
Влажность (влагосодержание) в значительной степени определяет практически все свойства бумаги. При повышении влагосодержания увеличивается ее пластичность, а также удлинение до разрыва, заметно повышается сопротивление излому при многократных перегибах листа.
Область положительного влияния увеличения влажности на свойства бумаги крайне узка (всего 2–3%), поэтому увлажнение мелованных видов бумаги свыше 6% даже вредно и способно привести к слипанию листов. Бумага без покрытия при влажности более 8% становится вялой, теряя жесткость при изгибе.
Имеет свои отрицательные последствия и пониженная сухость бумаги. Уменьшение влажности до 4% ведет к повышению хрупкости составляющих ее волокон, снижается прочность бумаги, ее упругость и пластичность. Бумага с пониженной влажностью (ее еще называют пересушенной) склонна к пылению, в том числе и кромок листов при разрезании, а также к накоплению статического электричества, что может вызвать проблемы в процессе переработки.
Влажность печатных оттисков больше всего изменяется в офсетной печати. В листовом «мокром» офсете, использующем увлажнение пробельных элементов печатной формы, за четыре краскопрогона увеличение влажности может достигнуть 1,5–2%.
В ролевых офсетных машинах и печатных машинах глубокой печати с горячей сушкой окончательная влажность бумаги может составлять 4% и менее.
Если влажность будет опускаться ниже 4%, то с бумагой произойдут необратимые процессы ороговения волокон с общим снижением ее механической прочности.
Устройства горячей сушки оттисков вызывают ударную тепловую нагрузку в бумажном полотне, которое нагревается горячим воздухом до температуры 100–140°С, при этом возникают значительные усадочные напряжения, требующие для сохранения целостности бумажного полотна высокой однородности и эластичности бумаги. Кроме того, при ролевой офсетной печати возможно возникновение волнистости кромок. В большей степени этот дефект проявляется при печати на плотной бумаге. Некоторые мелованные виды бумаги в сушильной секции теряют лоск.
Пересушенная бумага будет ломаться в фальцаппаратах. Чтобы этого не произошло, после устройства сушки бумажное полотно подается в секцию охлаждения или электростатического увлажнения, где происходит восстановление влажности до уровня исходной равновесной.
Способность к впитыванию масла определяет в известной степени скорость высыхания оттисков. Ввиду использования, особенно при ролевой печати, термозакрепляющихся красок фактор впитывания уже не играет такой роли при определении склонности оттисков к отмарыванию.
При склейке книжного блока способность к впитыванию оказывает влияние на качество и долговечность склейки.
Для прочного соединения листов необходимо, чтобы клей пропитал бумагу, дабы в максимальной степени произошло их сцепление. Для этого блок рыхлят фрезой, либо поперек корешка книжного (тетрадного) листа делают просечку или перфорацию.
Лучшее качество склейки получается при использовании шероховатой, пухлой бумаги. Однако при этом бумага должна иметь достаточную связанность внутренней структуры.
В противном случае возможно разрушение клеевого соединения с отрывом клея вместе с частью бумажного листа (расслоение его по толщине). Для бумаги со слабой связанностью структуры, например газетной, желательна полная пропитка клеем по толщине.
Для получения качественного клеевого соединения бумага должна в минимальной степени деформироваться при увлажнении клеевым раствором. Снижению таких деформаций способствует придание бумаге водоотталкивающих свойств за счет проклейки для уменьшения проникновения клеевого раствора в структуру. Таким образом, соотношение между степенью пропитки бумаги клеем и ее склонностью к короблению необходимо поддерживать на оптимальном уровне.
При прочих равных условиях минимальная деформация при увлажнении происходит в направлении максимальной ориентации волокон в листе, поэтому в книжном блоке направление преимущественной ориентации волокон должно совпадать с осью корешка.
В случае использования для склейки термопластичных безводных клеев-расплавов проблема деформации листов уменьшается, но на первый план выходит проблема обеспечения адгезии клея и поверхности бумаги для образования прочного клеевого соединения. Решается она за счет использования бумаги с невысокой сомкнутостью поверхности, в которую клей имеет возможность проникнуть. Вследствие недостаточности такого проникновения есть проблемы со склейкой мелованной бумаги. Выход — в привлечении клеев-расплавов, имеющих высокую адгезию к бумаге и обладающих высокой эластичностью в твердом виде.
Но хорошего качества склейки может не хватить для издания длительного срока использования. Чтобы получилось надежное и, главное, долговечное скрепление, важно, чтобы жесткость скрепленных листов на изгиб была по возможности меньше. В этом случае соединение испытывает меньшее усилие на разрыв.
Именно поэтому, а также для создания условий получения прямого корешка, не деформирующегося при склеивании водным раствором клея, в тетрадных листах направление преимущественной ориентации волокон должно быть параллельно корешку.
Следует отметить, что при уменьшении формата издания жесткость бумаги на изгиб должна также уменьшаться, т. к. при раскрывании и перелистывании такого издания в меньшей степени проявляется гибкость листа и склейка подвергается большим воздействиям.
Характеристики структуры бумаги. Другой группой фундаментальных характеристик бумаги, определяющих ее поведение во многих послепечатных операциях, являются характеристики структуры бумаги и ее деформационные (упруго-пластичные) свойства.
Прежде всего, при проведении операций подрезки, подчистки, разрезания оттисков следует учитывать пухлость бумаги.
Для пухлой бумаги, имеющей плотность до 0,6 г/см3, точность разрезания оттисков в стопе на гильотинной резательной машине увеличивается при более сильном прижиме стопы прижимным устройством.
Для бумаги, имеющей высокую гладкость поверхности и высокую плотность, прижим стопы следует уменьшить.
С уменьшением высоты стопы точность разрезания увеличивается. Увеличение толщины стопы жесткой бумаги ведет к уменьшению точности реза.
Для обеспечения надлежащего качества разрезания оттисков угол заточки ножа резательной машины должен соответствовать качественным характеристикам разрезаемого материала. Для более плотных материалов угол заточки должен быть больше. Вообще говоря, рекомендуемый угол при одинарной заточке должен быть в пределах 19–230. Чаще используется угол 20–210. При прямолинейной двойной заточке рекомендуемый угол первого участка 240, второго — 200.
Большое значение для процессов фальцовки и биговки имеет способность бумаги деформироваться при сжатии пластически, т. е. без восстановления после снятия нагрузки.
Фальцовка — процесс перегибания листов оттисков — приводит к сильным изменениям структуры листа, связанным как с растяжением внешней фальцуемой поверхности листа, так и со сжатием внутренней поверхности. Поэтому лучше фальцуется бумага, которая при достаточном значении удлинения до разрыва, обеспечивающем сохранность на внешней стороне фальца, способна к необратимой пластической деформации на внутренней стороне фальца. При высокой упругости бумаги (об этом часто свидетельствует высокая жесткость бумаги на изгиб) фальц плохо формируется — лист пытается распрямиться, вызывая проблемы при формировании тетрадей, их подборке, а также шитье и склейке.
В большей степени благоприятные условия фальцовки создаются при сгибе листа по линии, совпадающей с направлением преимущественной ориентации волокон в бумажном листе (так называемом машинном направлении). В этом случае меньше жесткость бумаги при изгибе и значительнее пластическая (необратимая) деформация листа после сгиба.
При перпендикулярной фальцовке часто наблюдается замятие листа на стыке взаимоперпендикулярных фальцев. Для устранения этой проблемы применяется предварительная биговка места сгиба. Как правило, этот прием используется и при работе с бумагой повышенной массы 1 м2 (более 150 г). Это позволяет избежать «заломов». Аналогичную роль может играть и перфорация бумаги по линии будущего сгиба.
О влиянии жесткости бумаги при изгибе на долговечность склейки блока листов уже упоминалось. Влияние свойств бумаги на качество фальцовки нужно учитывать также при подготовке и приклейке форзаца.
Однородность бумаги. Однородность бумажного листа и бумажного полотна при ролевой печати — непременное условие не только получения изделия желаемого качества, но и вообще выполнения работы. Особенно это относится к современным ролевым печатным машинам, работающим на скорости около 100 тыс. оттисков в час, в которых для проведения качественной фальцовки требуется стабильность натяжения бумажного полотна, зависящая от его однородности. В ролевой печати определяющим может стать однородность намотки и качество гильзы, на которую наматывается бумага.
Отделочные процессы придания лучшего внешнего вида готовым изделиям, а также повышения их износоустойчивости (припрессовка пленки, ламинирование, лакирование) предъявляют основные требования к однородности обрабатываемого материала. Если шероховатая бумага имеет неравномерный просвет, выражающийся в колебании ее плотности по площади, это приводит к колебаниям шероховатости и пористости. Значит, условия сцепления с наносимыми при ламинировании и припрессовке (кашировании) пленками будут изменяться, что может привести к пятнистому внешнему виду изделия, а возможно, и к отделению пленки от его поверхности.
При лакировании колебания плотности бумаги по площади приведут к различию в восприятии лака поверхностью (более уплотненные участки впитывают меньше) и возникновению пятнистости по глянцу. Чем более гладкая и равномерная по шероховатости покрываемая поверхность, тем лучше результат.
При лакировании бумаги, имеющей пухлую структуру, жидкий лак «проваливается» и улучшения внешнего вида не происходит. Для получения однородного глянцевого покрытия поверхность бумаги должна быть сомкнутой и однородной как по рельефу, так и по плотности.
Для сушки оттисков после лакирования используются мощные сушильные устройства: основанные на сушке горячим воздухом, на инфракрасном или ультрафиолетовом излучении. Для того чтобы вернуть оттиски в нормальные условия после сушки, требуется секция охлаждения.
Важным условием получения качественного покрытия при всех отделочных процессах являются однородность и невысокая (до 6%) влажность обрабатываемой бумаги.
Избыточная влага может, испаряясь при нагревании в процессе отделки, нарушать целостность покрытия, препятствовать хорошему сцеплению с материалом.
Требование однородности бумаги по распределению массы 1 м2, которая на малых площадях определяется как равномерность просвета (степень облачности структуры листа бумаги в проходящем свете), должно выполняться для всех видов отделочных процессов, будь то нанесение покрытий, каширование, окраска или механическая обработка в виде различных видов тиснения.
Типы бумаги. Промышленность выпускает огромное количество типов и сортов бумаги для всех видов печати. Рассмотрим их.
ГАЗЕТНАЯ БУМАГА. Государственным стандартом (ГОСТ 6445-53) установлены следующие постоянные форматы газет: у формата А2 размер страницы 420х595 миллиметров (1/4 доля печатного листа); у формата A3 — 297х420 миллиметров (1/8 доля печатного листа); у формата А4 — 210х297 миллиметров (1/16 доля печатного листа).
Чтобы иметь возможность печатать газеты всех трех форматов в любой типографии, газетную бумагу выпускают рулонами и в листовом (флатовом) виде. Ширина рулонов установлена 840, 1680, 600, 1260 и 420 миллиметров. Форматы листовой бумаги — 600х840, 600х 420 и 300х 420 миллиметров.
Газетная бумага выпускается двух марок — А и Б.
Рулонная бумага марок А и Б предназначается для печатания газет на ротационных машинах.
Листовая бумага марок А и Б предназначается для печатания малотиражных газет на плоских машинах.
Вес 1 квадратного метра бумаги марок А и Б — 51 грамм. Состав бумаги марки А по волокну следующий: сульфитной небеленой целлюлозы не более 25 процентов, остальная часть — белая древесная масса. Состав бумаги марки Б по волокну: целлюлозы 25 процентов, белой древесной массы 75 процентов.
ТИПОГРАФСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печатания с рельефной поверхности типографской печатной формы книг, брошюр и журналов.
Государственным стандартом (ГОСТ 1342-59) установлены следующие промышленные форматы типографской бумаги: ролевая 60, 70, 84, 90 сантиметров; флатовая (листовая) — 60х90, 70х 90, 70х 108, 84х 108 сантиметров.
В зависимости от назначения и технических показателей бумага выпускается трех номеров: № 1 — марок А, Б, В; № 2 — марок А, Б и № 3.
По составу волокна бумага (матовая и лощеная) состоит:
№ 1: марка А — 100 процентов беленой целлюлозы, марка Б — не менее 80 процентов беленой целлюлозы и 20 процентов древесной массы, марка В — 100 процентов беленой целлюлозы;
№ 2: марка А — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и 50 процентов древесной массы, марка Б (только лощеная) — по менее 60 процентов беленой целлюлозы и не более 40 процентов беленой древесной массы;
№ 3 — не менее 35 процентов небеленой целлюлозы и не более 65 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 всех марок — 60 и 70 граммов, бумаги № 2 марки А — 65 граммов, марки Б — 70 граммов, бумаги № 3 — 63 грамма.
С 1 января 1970 г. в соответствии с новым стандартом форматов бумаги (ГОСТ 1342-68) освоены следующие форматы ролевой типографской бумаги: 60, 70, 75, 84, 90, 108 сантиметров и листовой бумаги: 60х70, 60х 84, 60х 90, 60х 108, 70х 84, 70х 90, 70х 100,
70х108, 75х 90, 84х 90, 84х 100 сантиметров.
ОФСЕТНАЯ БУМАГА. Ею пользуются при печатании с плоской поверхности прорезиненного передаточного цилиндра изобразительных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукции, плакатов, различных журналов, открыток, учебных наглядных пособий и даже книг).
Выпускаются следующие офсетные бумаги: № 1 — марки А, Б, Г; № 2 — марки А, Б (в листах) и № 1 — марки В (в рулонах). Размеры ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; флатовой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров.
Состав но волокну: бумага № 1 марок А, Б, В, Г — 100 процентов беленой целлюлозы; бумага № 2 марок А, Б — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и не более 50 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 90, 100, 120, 140, 160, 200, 220, 240 граммов; бумаги № 1 марки Б — 70, 80 граммов; бумаги № 1 марки В — 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 1 марки Г — 100, 120, 140, 160 граммов; бумаги № 2 марки А — 70, 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 2 марки Б — 80, 100 граммов.
БУМАГА ДЛЯ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ (тифдручная). Служит для печатания с гравированного медного цилиндра иллюстрационных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукций, портретов, плакатов, журналов и т. п.)
Бумага выпускается следующих номеров и марок: № 1 — марки А и Б; № 2. Размеры флатовой бумаги — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров; ролевой — 60, 70, 84, 90 сантиметров.
Состав по волокну: бумаги № 1 марок А и Б — 100 процентов беленой целлюлозы; бумаги № 2 — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и не более 50 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 70, 80, 90, 100, 110, 120 граммов; бумаги № 1 марки Б — 200, 220 граммов; бумаги № 2 — 70, 80, 90 граммов.
БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ ТОНКАЯ (библьдрук). Предназначается для печатания словарей, справочников и других книг малого формата, но с большим количеством текста.
Выпускается фабриками двух марок А и Б и только в листах размером 60х90, 70х90,
70х108, 84х108 сантиметров.
Состав по волокну бумаги марки А — 100 процентов беленой целлюлозы; марки Б — не более 80 процентов беленой целлюлозы и не менее 20 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра обеих марок — 40 и 50 граммов.
БУМАГА МЕЛОВАННАЯ ТИПОГРАФСКАЯ. На ее поверхность (с одной или двух сторон) нанесен тонкий слой смеси минерального белого пигмента и клеящего вещества. Для этой цели применяются сернокислый барий, каолин, а также другие минеральные вещества белого цвета: гипс, мел, двуокись титана. В качестве клеящих веществ используются желатин, казеин, крахмальный клейстер.
Предназначается для однокрасочной или многокрасочной печати типографским способом изобразительных и иллюстрационно-текстовых падании.
Выпускается четырех марок: 0, А, Б и В. Бумага марок 0 и А изготовляется на бумаге-основе из 100 процентов беленой целлюлозы; остальных марок — с разной примесью древесной массы. Ширина листов (мелованная бумага изготовляется только в листах) — 60, 70 и 84 сантиметра.
Вес 1 квадратного метра бумаги марки 0 (только двусторонне мелованной) с двукратным покрытием — 140, 250 граммов; бумаги марки А (односторонне мелованной) — 100, 120 граммов; той же марки (двусторонне мелованной) — 100, 120, 140 граммов; бумаги марки Б (как односторонне, так и двусторонне мелованной) — 100, 120 граммов; бумаги марки В (только двусторонне мелованной) — 100 граммов.
ФОРЗАЦНАЯ БУМАГА. Применяется для скрепления блока книги с крышкой. Выпускается в листах и — по заказу издательства — в рулонах, белая и цветная, матовая, лощеная и тисненая. Форматы ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; листовой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров. Содержит 100 процентов беленой целлюлозы. Вес 1 квадратного метра — 80, 100, 120, 140 граммов.
ОБЛОЖЕЧНАЯ БУМАГА. Используется для изготовления переплетов книг, обложек, брошюр и журналов, тетрадей. Вырабатывается фабриками четырех марок: А, Б, В, Г. Бумага марок А, Б, В выпускается гладкой и тисненой, белой и цветной; марки Г — только гладкой и цветной. Формат ролевой бумаги — 60, 62, 70, 75, 84, 93 сантиметра; листовой — 60х94, 62х107, 70х97, 70х110, 75х110, 84х110, 74х92, 74х84, 60х84, 70х84 сантиметра.
Вес 1 квадратного метра бумаги марок А, Б, В — 80, 100, 120 граммов (для оклейки книжных переплетов), 140, 160, 180, 200 граммов (для обложек брошюр и журналов); марки Т — 80, 160 граммов (для тетрадей).
Для оклейки переплетов книг применяется также и другая бумага марок А и Б. Бумага марки А имеет водоустойчивое цветное покрытие и тисненый рисунок, она выпускается в рулонах шириной 61, 65, 70, 75, 81 и 85 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 130, 150 граммов; бумага марки Б выпускается с лакированным и тисненым рисунком, цветным покрытием, в листах размером 54х72 и 50х78 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 110–130 граммов.
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печатания географических карт. Выпускается двух марок: Б и В. Размеры листовой бумаги — от 600х920 до 930х1200 миллиметров; ширина рулонов — от 600 до 1000 миллиметров. Вес 1 квадратного метра бумаги марки Б — 70, 100 и 120 граммов; марки В — 70, 80, 100, 120, 140 и 160 граммов. Бумага марки Б содержит не более 50 процентов беленой целлюлозы.
ЛИТОГРАФСКАЯ БУМАГА (обычно листовая). Служит для многокрасочного печатания с плоской поверхности увлажняемого водой литографского камня или цинка художественных репродукций, плакатов, различных этикеток и т. п. Бывает только № 1. Вес 1 квадратного метра — 80, 100, 120, 140, 160 и 180 граммов.
Основные требования к бумаге для печати. Бумага должна иметь возможно более белый цвет. От ее белизны будут зависеть четкость и ясность текста книги, журнала, газеты. Особенно важно это качество при многокрасочной печати.
Бумага должна обладать достаточной светопрочностью, т. е. ее цвет и оттенок не должны изменяться под действием рассеянного дневного света или прямых солнечных лучей.
Лучшей бумагой считается та, которая имеет ровную и гладкую поверхность. Это дает возможность в процессе печатания покрывать ее ровным слоем краски и точно воспроизводить рисунок печатной формы.
В подавляющем большинстве бумага должна быть эластичной и мягкой. Это качество также способствует четкой передаче шрифта и рисунков с печатной формы на бумагу.
Высокого качества печати можно добиться лишь при однородной толщине листов бумаги, иначе оттиски на одних листах будут бледными, а на других, наоборот, очень черными.
Для получения хороших оттисков бумага должна обладать способностью Епитывать печатные краски, что обеспечивает прочное закрепление их на листе.
Бумага должна иметь определенную механическую прочность, т. е. не обрываться при печатании на ротационных машинах и не разрушаться в результате сгибания, перелистывания и трения.
Лучшей бумагой считается та, у которой отсутствуют «магнитные» свойства, т. е. ее листы при печатании хорошо отделяются друг от друга и ложатся на печатную форму.
Бумага не должна содержать большого количества песчинок, узелков, волокон и других посторонних примесей, иначе она вызовет порчу печатной формы.
Важное значение имеют правильная нарезка и намотка бумаги, а также ее бережная транспортировка.
КАРТОН. В класс М включается следующий переплетный картон: бурый древесный, соломенный, макулатурный, тряпичный (из отходов), прессшпан переплетный, разноцветный.
В зависимости от назначения и технических показателей картон переплетный выпускается трех марок: А, Б и В.
Картон марок А и Б предназначен для переплетов, оклеиваемых снаружи тканью или бумагой. Технические показатели его следующие: картон марки А имеет толщину от 1,25 до 3 миллиметров (вес 1 кубического сантиметра — 0,7–0,95 грамма); картон марки Б имеет толщину от 0,5 до 0,9 миллиметра (вес 1 кубического сантиметра — 0,6–0,95 грамма) и от 1,25 до 3 миллиметров (вес 1 кубического сантиметра — 0,65–0,95 грамма).
Картон марки В — трехслойный. Он предназначен для цельнокартонных переплетов. Толщина его от 0,4 до 0,9 миллиметра (вес 1 кубического сантиметра — 0,7–0,95 грамма).
Листы картона, выпускаемого фабриками, имеют следующие размеры: марки А и Б —740х930, 700х1100, 790х1060 и 815x1020 миллиметров; марки В — 600х840, 700х1000 и 740x1050 миллиметров.
Прессшпан — сильно уплотненный, лощеный картон. Применяется для переплетов. Выпускается двух марок: А и Б. Толщина обеих марок от 0,35 до 1,20 миллиметра, вес 1 кубического сантиметра — 0,9 грамма. Прессшпан толщиной до 0,6 миллиметра выпускается в рулонах и листах, толщиной 0,7 миллиметра и более — в листах.
Другие материалы послепечатных процессов. Сюда можно отнести переплетные ткани и пленку для припрессовки.
ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ. Большое количество книг выпускается в твердых (картонных) крышках. Для их отделки применяются наиболее распространенные материалы: коленкор переплетный и ткань переплетная. Они украшают книгу, делают ее долговечнее.
Коленкор переплетный — это хлопчатобумажная отбельная или суровая ткань миткаль разных артикулов, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и красителей. Предназначается для изготовления крышек и фальчиков (фальчик — полоска материала, соединяющая бумажные сторонки составного форзаца).
По заказу издательств фабрики выпускают коленкор различных цветов, гладкий или тисненый, матовый или глянцевый (для фальчиков только матовый). Рулоны коленкора имеют ширину 62, 71, 86 сантиметров, длину 50 и 200–250 метров. Вес 1 квадратного метра — 170 граммов (для крышек) и 135 граммов (для фальчиков).
Ткань переплетная представляет собой хлопчатобумажную суровую или отбельную аппретированную (пропитанную крахмалом) ткань миткаль также разных артикулов, на одну сторону которой нанесена нитроцеллюлозная пленка с наполнителями. По заказу издательств изготовляется различных цветов и рисунков, тисненой и гладкой. Рулоны ткани имеют ширину 60, 71, 82, 86, 91, 103 и 106 сантиметров, длину 50 и 150–200 метров.
Ткань переплетная выпускается трех марок. Марка А — ледерин. На лицевой стороне имеет пленку из нитроцеллюлозы, пластификаторов, наполнителей, пигментов и красочных лаков. Вес 1 квадратного метра — 220 граммов. Марка Б — дерматин. На его лицевой стороне нанесена облегченная плевка из нитроцеллюлозы, пластификаторов, наполнителей, пигментов и красочных лаков. Вес 1 квадратного метра — 190 граммов. Марка В — коленкор с нитроцеллюлозным покрытием. На обеих сторонах нанесена пленка из крахмалистых веществ, наполнителей и красителей.
Лицевая сторона дополнительно отделывается нитроцеллюлозой. Вес 1 квадратного метра — 195 граммов.
Перед тем как поступить в производство, коленкор и ткань окрашиваются под цвет наносимой на них пленки. Фабрики вырабатывают 112 расцветок переплетных: тканей.
ТРИАЦЕТАТНАЯ ПЛЕНКА. Многие брошюры, журналы, книги выпускаются типографиями в мягких бумажных обложках. Они обладают малой прочностью — мнутся и рвутся. Чтобы избежать указанного недостатка и сохранить выпущенные издания, за последнее время к обложкам стали припрессовывать триацетатную прозрачную пленку толщиной до 40 микрон. После склеивания пленки с обложкой прокатывают каландром при температуре 60-70 градусов и режется.
Контрольные вопросы:
- Что такое фотоформа?
- Что такое печатная форма?
- Какие бывают фотоформы по виду изображения?
- Какие бывают фотоформы по характеру изображения?
- Какие бывают фотоформы по полярности изображения?
- Какие бывают фотоформы по способу изготовления?
- Какие бывают фотоформы по технологичности готовых форм?
- Перечислить требования к фотоформам.
- Охарактеризовать особенности формы для высокой печати.
- Охарактеризовать особенности формы для офсетной печати.
- Охарактеризовать особенности формы для глубокой печати.
- Охарактеризовать особенности формы для трафаретной печати.
- Перечислить основные способы печати.
- Охарактеризовать особенности высокой печати.
- Охарактеризовать особенности флексографской печати.
- Охарактеризовать особенности плоской (офсетной печати).
- Охарактеризовать особенности глубокой печати.
- Охарактеризовать особенности трафаретной печати.
- Охарактеризовать особенности цифровой печати.
- Привести классификацию печатных машин.
- Какие операции включают в себя послепечатные процессы?
- Какие операции включают в себя брошюровочные процессы?
- Перечислить оборудование брошюровочных процессов.
- Какие операции включают в себя переплетные процессы?
- Перечислить оборудование переплетных процессов.
- Какие операции включают в себя отделочные процессы.
- Перечислить основные виды полиграфических материалов.
- Перечислить особенности красок для каждого вида печати.
- Когда и где была изобретена бумага?
- Из чего делали и делают бумагу?
- Перечислить основные характеристики бумаги.
- Перечислить основные типы полиграфических бумаг.
- Перечислить основные требования к бумаге для печати.
- Назвать марки полиграфического картона.
- Назвать марки переплетной ткани.
Интернет-источники
Стефанов С. Фотоформы в полиграфии // www.aqualon.ru.
Валуйский В. Computer-to-Plate:наши недостатки есть продолжение наших достоинств // Курсив, № 6 (14), 1998.
Варнавская О. Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress // Publish, № 7, 2000.
Вдовин В., Цветков Л. Содержание форм. Формные процессы: техника и технология // Курсив, № 4 (24), 2000.
Григорович Д. СТР - светлое настоящее или всё же будущее // Publish, № 4, 2000.
Гудилин Д. Компьютер –офсетная пластина // КомпьюАрт, № 3, 2002.
Гудилин Д. Формное оборудование: здоровый консерватизм // КомпьюАрт, № 3, 2002.
Кувшинов М. ВЫЗОВ цифровой формы // Publish, № 8, 2000.
Понедельник начинается в воскресенье // Курсив, № 5 (31), 2001 (О преимуществах и особенностях использования современных рулонных печатных машин).
Принтер вместо типографии // КомпьюАрт, № 2, 2001.
Самсонов Д. Prime Time для цветной газетной печати // Publish, № 1, 2000.
Системы Computer-to-Plate и фотонаборные автоматы // www.aqualon.ru
Современная печатная машина для газет // КомпьюАрт, № 11, 2001.
Стефанов С. Печатный процесс и машины // www.aqualon.ru.
Терентьев И. Xante PlateMaker 3 / Agfa LaserLink // Publish, № 8, 2000.
Триттон К. Стандарты цифровой печати: сравнение цветных печатных машин Indigo и Xeikon // КомпьюАрт, № 1, 2001.
Фомина С. Богатство форм, единство содержания // КомпьюАрт, № 3, 2002.
Фомина С. Цифровые технологии в полиграфии // КомпьюАрт, № 12, 2001.
Шилкина И. Офсетные монометаллические пластины // КомпьюАрт, № 3, 2002.
CtP - в массы! //Курсив, № 2 (28), 2001.
Бумажные новости //Publish, № 6, 2000.
Варнавская О. ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, или Как не превратить достоинства материала в недостатки конечной продукции // Publish, № 2, 2002.
Дубин Н. Просвет бумаги: влияние технологических факторов // КомпьюАрт, № 5, 2001.
Остреров М. Свойства бумаги и послепечатные процессы //Publish, № 8, 2001.
Синяк М., Марогулова Н. БОЛЬШЕ КРАСОК ХОРОШИХ И РАЗНЫХ // Publish, № 2, 2001.
Сравнительный анализ качества офисной (писчей) бумаги отечественных и зарубежных производителей // КомпьюАрт, № 2, 2001.
Терентьев И. Бегущая по... ролям //Publish, № 1, 2000 (Бумага для ролевой офсетной печати).
Терентьев И. Вечные ценности //Publish, № 5, 2000.
Токманцев Д. Радуга для офсета // КомпьюАрт, № 11, 2001.
Фомина С. Бумага для масс // КомпьюАрт, № 12, 2001.
Чурусов С. Альтернативные выборы в эпоху изобилия // Publish, № 4, 2000 (Обзор и характеристики мелованной бумаги).
Марикуца К. Как выглядит свобода творчества во флексографии. // Курсив. — 1998. —
№ 4. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.
Отечественная система LaserGraver. // Курсив. — 1997. — № 1. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/press.html.
Анохина Ю. Экономика RISO-копировального центра // КомпьюАрт, № 2, 2001.
Кузнецов Д. Возвращение высокой печати // http://www.aqualon.ru/fact497487.htm.
Кузьмин Б. Цифровая печать в России: что впереди? // Publish, № 9, 2001.
Кузьмич В. Цифровая типография в офисе // КомпьюАрт, № 2, 2001.
Паршин К., Кузьмич В. Цифровая печать — это другой бизнес. Но бизнес // Курсив, № 1 (21), 2000.
Рот Д. Цифровая печать как бизнес // КомпьюАрт, № 1, 2001.
Самсонов Д. К вопросу о перспективах офсетной печати // Publish, № 5, 2000.
Самсонов Д. Папа // Publish, № 6, 2000.
Самсонов Д. Растрирование, конвертирование, и передача файлов на расстоянии // Publish, № 6, 2000.
Синяк М. Цифровая печать: всерьез и надолго // Publish, № 4, 2000.
Стефанов С. ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ: сегодня, вчера и завтра // Publish, № 6, 2000.
Стефанов С. Современные технологии выпуска этикеток на конкретных примерах // www.aqualon.ru.
Стефанов С. Способы печати и области их применения // www.aqualon.ru.
Стефанов С. Флексография – кентавр полиграфии //www.aqualon.ru.
Терентьев И. RISO FR3950a // Publish, № 2, 2000.
Терентьев И. ЗАПЕЧАТЫВАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФЛЕКСОГРАФИИ: ориентиры НА ПЕРСПЕКТИВУ //Publish, № 1, 2001.
Терентьев И. ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ В РОССИИ: ВРЕМЯ ВЗРОСЛЕТЬ? // Publish, № 5, 2001.
Терра Р. От перемены мест слагаемых сумма... изменяется // Publish, № 4, 2000.
Филин В. Офсетная печать: машины для малых типографий // КомпьюАрт, № 2, 2001.
Фомина С. Чем светит цифровое солнце?.. // КомпьюАрт, № 1, 2002.
Холланд К. Звездный час цифрового офсета // Publish, № 8, 2000.
Холланд К. Лично в руки — печать переменных данных // Publish, № 1, 2001.
Вдовин В., Цветков Л. Содержание форм./Формные процессы: техника и технология.//Курсив. — 2000. — № 4. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/press.html.
Волков В. Малый офсет: детская болезнь или самостоятельная технология?//Курсив. — 1998. — № 6. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.
Воробьев Д. Книги лучше продаются под гармошку или у калитки.//Курсив. — 1998. —
№ 5. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.
Воробьев Д. Чем подрезка отличается от разрезки и где они сталкиваются.//Курсив. — 1998. — N 2. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.
Минин П. Беру формный материал и отсекаю все лишнее./Лазерная гравировка форм для офсетной печати. Формные материалы для изготовления офсетных форм методом лазерной гравировки. Отечественная система LaserGraver. // Курсив. — 1997. — № 1. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/press.html.
Румянцев О. Полиграфическая кулинария: тетради "под гнетом".//Курсив. — 2000. — № 5. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.
Бардхам Р. КРАСКИ в порядке // Publish, № 2, 2001.
Колпакова И. Послепечатная жизнь книжно-журнальных изданий // Publish, № 1, 2002.
Лакировать можно не только паркет // Курсив, № 2 (28), 2001.
Остреров М. Свойства бумаги и послепечатные процессы //Publish, № 8, 2001.
Румянцев О. Полиграфическая кулинария: тетради "под гнетом" // Курсив, № 5 (25), 2000.
Стефанов С. Технология лакирования оттисков // www.aqualon.ru.
Терентьев И. Книжная мода на все сезоны: переплетные материалы //Publish, № 3, 2000.
Филин В. После цифровой печати: О послепечатной обработке цифровой печатной продукции // КомпьюАрт, № 10, 2001.
Шарифуллин М. МАШИНЫ ДЛЯ ВЫРУБКИ И ТИСНЕНИЯ // www.marsel.net.