Возврат Значения (оператор return)
Из функции, которая не описана как void, можно (и должно) возвращать значение. Возвращаемое значение задается оператором return.
Например:
int fac(int n) {return (n>1) ? n*fac(n-1) : 1; }
В функции может быть больше одного оператора return:
int fac(int n)
{
if (n > 1)
return n*fac(n-1);
else
return 1;
}
Как и семантика передачи параметров, семантика возврата функцией значения идентична семантике инициализации. Возвращаемое значение рассматривается как инициализатор переменной возвращаемого типа. Тип возвращаемого выражения проверяется на согласованность с возвращаемым типом и выполняются все стандартные и определенные пользователем преобразования типов.
Например:
double f()
{
// ...
return 1; // неявно преобразуется к double(1)
}
Каждый раз, когда вызывается функция, создается новая копия ее параметров и автоматических переменных. После возврата из функции память используется заново, поэтому возвращать указатель на локальную переменную неразумно. Содержание указываемого места изменится непредсказуемо:
int* f() {
int local = 1;
// ...
return &local; // так не делайте
}
Эта ошибка менее обычна, чем эквивалентная ошибка при использовании ссылок:
int& f() {
int local = 1;
// ...
return local; // так не делайте
}
К счастью, о таких возвращаемых значениях предупреждает компилятор.
Вот другой пример:
int& f() { return 1;} // так не делайте
Активизация функции
С функцией можно делать только две вещи: вызывать ее и брать ее адрес. Указатель, полученный взятием адреса функции, можно затем использовать для вызова этой функции.
Например:
void error(char* p) { /* ... */ }
void (*efct)(char*); // указатель на функцию
void f()
{
efct = &error; // efct указывает на error
(*efct)("error"); // вызов error через efct
}
Чтобы вызвать функцию через указатель, например, efct, надо сначала этот указатель разыменовать, *efct. Поскольку операция вызова функции () имеет более высокий приоритет, чем операция разыменования *, то нельзя писать просто *efct("error"). Это означает *efct("error"), а это ошибка в типе. То же относится и к синтаксису описаний .
Заметьте, что у указателей на функции типы параметров описываются точно также, как и в самих функциях. В присваиваниях указателя должно соблюдаться точное соответствие полного типа функции.
Например:
void (*pf)(char*); // указатель на void(char*)
void f1(char*); // void(char*)
int f2(char*); // int(char*)
void f3(int*); // void(int*)
void f()
{
pf = &f1; // ok
pf = &f2; // ошибка: не подходит возвращаемый тип
pf = &f3; // ошибка: не подходит тип параметра
(*pf)("asdf"); // ok
(*pf)(1); // ошибка: не подходит тип параметра
int i = (*pf)("qwer"); // ошибка: void присваивается int"у
}
Правила передачи параметров для непосредственных вызовов функции и для вызовов функции через указатель одни и те же.
Часто, чтобы избежать использования какого-либо неочевидного синтаксиса, бывает удобно определить имя типа указатель-на-функцию.
Например:
typedef int (*SIG_TYP)(); // из
typedef void (*SIG_ARG_TYP);
SIG_TYP signal(int,SIG_ARG_TYP);
Бывает часто полезен вектор указателей на функцию. Например, система меню для моего редактора с мышью*4 реализована с помощью векторов указателей на функции для представления действий. Подробно эту систему здесь описать не получится, но вот общая идея:
typedef void (*PF)();
PF edit_ops[] = { // операции редактирования
cut, paste, snarf, search
};
PF file_ops[] = { // управление файлом
open, reshape, close, write
};
Затем определяем и инициализируем указатели, определяющие действия, выбранные в меню, которое связано с кнопками (button) мыши:
PF* button2 = edit_ops;
PF* button3 = file_ops;
В полной реализации для определения каждого пункта меню требуется больше информации. Например, где-то должна храниться строка, задающая текст, который высвечивается. При использовании системы значение кнопок мыши часто меняется в зависимости от ситуации. Эти изменения осуществляются (частично) посредством смены значений указателей кнопок. Когда пользователь выбирает пункт меню, например пункт 3 для кнопки 2, выполняется связанное с ним действие:
(button2[3])();
Один из способов оценить огромную мощь указателей на функции - это попробовать написать такую систему не используя их. Меню можно менять в ходе использования программы, внося новые функции в таблицу действий. Во время выполнения можно также легко сконструировать новое меню.
Указатели на функции можно использовать для задания полиморфных подпрограмм, то есть подпрограмм, которые могут применяться к объектам многих различных типов:
typedef int (*CFT)(char*,char*);
int sort(char* base, unsigned n, int sz, CFT cmp)
{
for (int i=0; iname, Puser(q)->name);
}
int cmp2(char*p, char* q) // Сравнивает числа dept
{
return Puser(p)->dept-Puser(q)->dept;
}
Эта программа сортирует и печатает:
main ()
{
sort((char*)heads,6,sizeof(user),cmp1);
print_id(heads,6); // в алфавитном порядке
cout << "n";
sort((char*)heads,6,sizeof(user),cmp2);
print_id(heads,6); // по порядку подразделений
}
Можно взять адрес inline-функции, как, впрочем, и адрес перегруженной функции.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание: Элемент матрицы называется локальным минимумом, если он строго меньше всех имеющихся у него соседей. Подсчитать количество локальных минимумов заданной матрицы размером 10х10.
Решение: Тут все проще, чем кажется. Для начала нужно задать массив, нужного размера, потом в цикле сравниваем каждый элемент массива с соседними элементами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст программы:
#include <vcl.h>
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <time.h>
#pragma hdrstop
#include <iostream>
#include <iomanip>
using namespace std;
#pragma argsused
int main(int argc, char* argv[])
{int A[10][10],i,k,z=0,n=1; //описываем переменные
srand(time(NULL));
for(i=0;i<10;i++) //цикл для создания массива
{ cout<<endl;
for(k=0;k<10;k++)
{A[i][k]=(50-(rand()%70));
cout<<setw(4)<<A[i][k];
}}
cout<<endl<<endl;
for(i=0;i<10;i++) // цикл для сравнения элементов массива
{
for(k=0;k<10;k++)
{ if ((A[i][k]<A[i-1][k-1])&&(A[i][k]<A[i-1][k])&&(A[i][k]<A[i-1][k+1])&&(A[i][k]<A[i][k+1])&&(A[i][k]<A[i+1][k+1])&&(A[i][k]<A[i+1][k])&&(A[i][k]<A[i+1][k-1])&&(A[i][k]<A[i][k-1])) // сравнение элементов
{z=z++;
cout<<"Lokalniy minimum #"<<n<<": "; //вывод значений на экран
n=n++;
cout<<A[i][k]<<endl;}}}
cout<<endl<<"Kol-vo lokalnih minimumov: "<<z<<endl;
system ("pause");
return 0;
}
Рисунок 1 – Окно программы.
Заключение
В процессе выполнения теоретической части я освоил понятие функции, прототипа функции, ознакомился с типами возвращаемых функций значений, параметрами функций, передачей параметров между функциями, возвратом значения функции и ее активизацией.
В процессе выполнения практического задания я освоил приемы работы с числовыми матрицами. Созданная прикладная программа работает правильно, в соответствии с поставленной задачей.
Список литературы
1. Язык программирования С++. Вводный курс. Четвёртое издание. [Вильямс, 2007] (Стенли Липпман, Жози Лажойе)
2. Прототипы функций в С++[http://cppstudio.com/uchebniki/yazyk-programmirovaniya-s/prototipy-funkcij-v-s/]
3. Функции в C++[http://code-live.ru/post/cpp-functions/]