Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница

Сформировавшись на основе судебного почерковедения, авто-роведческая экспертиза вышла за пределы исследования рукопис­ных текстов, дополнив их текстовым материалом, выполненным г помощью машинописи и всех иных способов множительной тех­ники и полиграфии. Как самостоятельный вид криминалистиче­ского исследования документов, криминалистическое автороведе-ние синтезирует данные многих специальных наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, психологии, пси­холингвистики, социологии, теории коммуникации, логики и ряда других, и разрабатывает методы ее исследования для реше­ния возникающих криминалистических задач.

Под письменной речью понимается совокупность явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка, или, иначе, деятельность человека, опосредованная сис­темой графических языковых знаков.Каждая из вышеуказан­ных наук в этом сложном'объекте исследования выделяет свой аспект в соответствии со своими целями.

Криминалистическое автороведение имеет своими целями установление конкретного автора одного или нескольких ано­нимных документов (идентификационная задача), а также уста­новление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, нали­чия навыков определенного стиля письменной речи, его соци­ально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача). Криминалистическое автороведение основано на результатах изучения закономерностей речевого по­ведения человека, определяющих индивидуальность письмен­ной речи, ее динамическую устойчивость и вариационность. Письменная речь как объект криминалистического изучения представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, ос­нову которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и орфогра' фические навыки связаны непосредственно с письмом и сами п° себе существовать не могут. Они выполняют в письменной реЧЙ второстепенную, вспомогательную роль. Интеллектуальные на выки — навыки мышления, памяти — определяют способ п°и знания действительности, присущий человеку и обусловленнЫ его индивидуальным опытом и особенностями психики.

Содержание языковых и мыслительных навыков у конкрет-gjjxлиц проявляется при построении высказываний в виде соот­ветствия определенным речемыслительным нормам и отклоне­ний от них. Несмотря на то что соблюдение речемыслительных норм считается обязательным для всех членов общества, в рече­вой практике наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, вызванных влиянием диалектов, других языков, расстройством психики и вообще условий, в которых у человека формирова­лись данные навыки.

В детстве и ранней юности формируется наглядный и ситуа­тивный тип мышления, обиходный стиль речи. По мере дальней­шего обучения (в старших классах средней школы) происходит формирование категориального типа мышления, публицистиче­ского и научного стиля речи, овладение нормами языка.

При получении среднего специального и высшего образова­ния навыки владения языком, научным и публицистическим стилями совершенствуются, при соответствующей практике пуб­личных выступлений может выработаться навык пользования ораторским стилем.

По окончании стадией обучения и формирования личности, когда человек ведет более или менее одинаковый образ жизни, его речемыслительные навыки также приобретают относитель­ную устойчивость. Особенно прочно закрепляются навыки поль­зования сложными нормами, например стилистическими. Даже в. случаях изменения некоторых речемыслительных норм, что происходит постоянно, в письменной речи зрелых людей доволь­но часто встречаются устаревшие нормы, характерные для пе­риода, в котором эти люди завершали стадию обучения и станов­ления личности.

; В силу своеобразных условий формирования личности каж­дый человек приобретает индивидуальные речемыслительные вавыки, проявляющиеся в том, что он владеет не всей совокуп-остью существующих норм, а лишь определенным их набором, 1 также использует в своей речевой практике не всю совокуп-ость свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он ^йлчно привыкает пользоваться. Таким образом, комплекс ин-Йвидуальных языковых и интеллектуальных навыков конкрет­ной личности уникален и неповторим в каждой конкретной ре-*Вой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или «Ного текста.

Характеристика языковых навыков определенного лица ус­лавливается в двух уровнях — правильности (низший уро-

322 Глава 14. Криминалистическое исследование документов

§ 3. Автороведческое исследование документов 323



Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru вень) и культуры речи в собственном смысле (высший ур0. вень) — при условии владения индивидом литературным» нормами (критерий оценки: лучше — хуже).

Криминалистическая классификация признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит в де. лении их на общие и частные. При разработке этой системы при­знаков установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость.

Языковые навыки представляют собой основное умение ре­шать ту или иную задачу речевого общения, поэтому общим признаком языкового навыка принято считать характеристику его структурной зрелости, степень его развития. Различают вы­сокую, среднюю и низкую степени развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков письмен­ной речи; высокую, среднюю, низкую и «нулевую» степени раз­вития пунктуационных и орфографических навыков.

Критерием отнесения названных признаков письменной речи к той или иной степени на качественном уровне служит соответст­вие их литературным нормам (правильно — неправильно), на ко­личественном уровне (кроме признаков стилистических навыков) используются объективные критерии статистического анализа.

Частные признаки языковых навыков отображают различ­ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляю­щиеся в определенных нарушениях правильности речи, в ис­пользовании определенных языковых средств, в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения.

Объектами криминалистической автороведческой эксперти­зы являются текстыразличных документов. Текст как продукт деятельности определенного лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого находятся в опре­деленных закономерных отношениях связи.

Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого 500 слов. В струК' турных свойствах исследуемого текста содержится информация) используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в ко­торой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предке тах, явлениях, известных только определенному автору. Изуче ние и использование1 такой информации не требует специальны знаний, но на начальном этапе исследования она может быть 0е пользована для создания условной модели автора текста. С ДрУ

-ой стороны, текст документа содержит информацию о познаю­щем субъекте, выраженную его языковыми особенностями, оотличие от первой, эта информация может быть установлена с помоЩью специальных знаний, позволяющих «раскодировать» труктурную организацию текста и получить данные об уровне образования автора, его этических взглядах, эмоциональном со­стоянии и других свойствах личности, заключенных в соответст­вующих признаках письменной речи.

Для производства автороведческой экспертизы с целью иден­тификации автора определенного текста необходимо иметь об­разцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспери­ментальными и условно свободными.

Свободные образцы письменной речи— это тексты, состав­ленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событи­ем и до его возникновения. Они должны соответствовать иссле­дуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора.

Требование о соответствии образцов исследуемому тексту по 1зыку изложения означает, что образцы письменной речи долж­ны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый доку­мент. Важность этого требования определяется тем, что синтак­сические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.

Необходимость соблюдения требования о выполнении образ­цов и исследуемого документа в один и тот же период времени связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития лично-и, в результате воздействия множества факторов субъектив­но и объективного характера (обучение, приобретенная про-«ссия, социальная, национальная и профессиональная среда т.п.) письменная речь человека претерпевает существенные вменения: повышается общий уровень грамотности, увеличи­лся лексический состав, усложняются стилистические осо-эвности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизи-^ких изменений в организме нередко происходят также изме-н.ия письменной речи в сторону упрощения и нарушения смы--ловой и языковой структур изложения.

В среднем возрасте, как правило, признаки письменной речи айболее устойчивы и могут подвергаться изменениям лишь под

324 Глава 14. Криминалистическое исследование документов

§ 3. Автороведческое исследование документов 325



Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru воздействием случайных факторов (психическая травма, изме. нения в профессии, образовании и т.п.).

Свободные образцы письменной речи должны быть выполне­ны в том же функциональном стиле и в той же письменной ф0р. ме, что и исследуемый текст (бытовом, деловом, публицистиче­ском, научном).

Бытовой стиль отражается обычно в частных письмах, запис­ках; деловой — в докладных и объяснительных записках, ра. портах, протоколах и т.п.; публицистический — в докладах на общественно-политическую тематику, статьях такого же содер­жания; научный — в статьях, текстах докладов, рецензиях и т.п. Следует иметь в виду, что опубликованный текст, подверг­шийся редактированию, не в полной мере отражает речевые осо­бенности автора, поэтому в качестве образцов лучше использо­вать рукописи автора.

Учет при подборе образцов письменной речи особенностей ад­ресата связан с тем, что автор текста обычно отбирает и исполь­зует те языковые и смысловые элементы и структуры, которые соответствуют социально-демографической характеристике ад­ресата сообщения. В связи с этим одни и те же описываемые со­бытия могут по-разному излагаться, например, в частном пись­ме к другу и в объяснительной записке работнику милиции.

Наконец, необходимость использования в процессе исследо­вания одного и того же состояния автора при составлении иссле­дуемого текста и текстов свободных образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал психи­ческим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного возбуждения или депрессии и т.п., что приводит к серьезным изменениям в психоречевой сфере.

Экспериментальные образцы письменной речи— это тек­сты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи специально для автороведческой экспертизы. К экспе­риментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным. Эти образцы выполняются проверяемыми лицами в виде сочинения или изложения сначала на самостоятельно из бранную, а затем на заданную тему.

В первом случае следователь указывает лишь форму пись менной речи в рамках определенного функционального стил j например письмо, жалоба, заявление и т.п. Во втором — преДл гается тема, форма письменной речи, характер речевого обШ ния, характер адресата с учетом особенностей исследуем0

-екста. Наряду с названными, необходимы также эксперимен­тальные образцы, которые не соответствуют характеристикам йсследуемого текста. Они помогают более объективно оценивать признаки письменной речи проверяемого лица.

В некоторых случаях используются так называемые условно-сВободные образцы письменной речи.Это — тексты, выполнен­ные уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (объяснения, собственноручно выполненные показания g т.п.). Они являются дополнительным сравнительным материа­лом для проведения автороведческой экспертизы и самостоя­тельно использоваться не должны.

Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий: подготовительной; аналитической (стадия раздельного исследования); сравнительной; синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постанов­лением (определением) о назначении экспертизы и поступивши­ми материалами, оценивает их с точки зрения количества и ка­чества, достаточности для экспертного исследования.

На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. В результате такого анализа определяются стиль письмен­ной речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков — уровень их развития и особенно­сти. Если проверяемых лиц несколько, проводится четкая диф­ференциация языковых навыков каждого лица.

На стадии сравнительного исследованиявыявляются совпа-ающие и различающиеся общие и частные признаки языковых вавыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. В чис-ё совпадающих признаков выделяются, например, такие: ис­пользование одних и тех же (или близких) лексико-синтаксичес-uix средств при описании однотипных ситуаций; использование однотипных языковых структур для выражения сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения; употребление одних и тех же (или близких) вводных оборотов, вопросительных, Наличных, придаточных предложений, выделение слов спо­мощью тех или иных языковых и синтаксических средств и т.д.

Сравнение по частным признакам не производится, если об-азцы письменной речи проверяемого лица (лиц) имеют более азкую степень выработанности языковых навыков, чем иссле-ДУемый текст.

Во всех других случаях сравнение частных признаков в ис-?еДуемом тексте и образцах письменной речи обязательно.

Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru 326 Глава 14. Криминалистическое исследование документов

§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 327



Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующейстадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных критериев при выделении об­щих признаков (степеней развития) языковых навыков, что, без­условно, способствует объективизации исследования.

Особенность классификационно-диагностического исследова­ния в автороведческой экспертизе состоит в том, что в этом ис­следовании нет проверяемых лиц. Анализу подвергается иссле­дуемый текст. По степени и характеру развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора. Если текст документа выполнен на русском языке, структурные осо­бенности исследуемого текста позволяют установить, является ли русский язык родным для автора текста. Наличие в исследуе­мом тексте жаргонных слов, профессиональных терминов, а так­же слов и выражений, употребляемых в определенной местно­сти, в совокупности с другими признаками письменной речи позволяет решить вопрос о возможной профессии, месте форми­рования языковых навыков автора.

§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов

Криминалистическое исследование документов не ограничивает­ся изучением признаков письма и почерка для установления на этой основе автора или исполнителя рукописи и условий ее вы­полнения. Круг вопросов, возникающих в отношении докумен­тов, включенных в систему доказательств, чрезвычайно разнооб­разен. Многие из них могут быть решены методами технико-криминалистического исследования, осуществляемого в форме следственного осмотра или судебно-технической экспертизы до­кументов (СТЭД).

Технико-криминалистическое исследование документовяв­ляется самостоятельной отраслью криминалистической техни­ки, сложившейся на основе разработки теоретических полоясе-ний и специальных методов, заимствованных из естественных и технических наук, с целью установления фактов, связанных с технической стороной изготовления документов в целом или от­дельных его фрагментов, отождествления материалов докумеН' тов и средств их изготовления.

Задачи технико-криминалистического исследования докУ ментов подразделяются на диагностические, идентификацй011 ные, реконструкционные и классификационные.

Диагностические состоят в установлении способа изготовле­ния документа (рукописный, полиграфический, фотографиче­ски, машинописный, путем перекопировки), факта и способа изменения первоначального содержания документа (подчистка, правление, дописка, допечатка и т.д.); первоначального содер­жания документа (восстановление невидимых и слабовидимых записей — подчищенных, вытравленных, залитых, зачеркну­тых, угасших, подвергшихся воздействию высоких температур я т.д.); времени изготовления документа (абсолютная и относи­тельная давность), в том числе хронологической последователь­ности пересекающихся штрихов.

Идентификационные задачи связаны с отождествлением: технических средств, применяемых при изготовлении докумен­та в целом либо его отдельных реквизитов (пишущих машин, других знакопечатающих устройств, печатей, штампов, множи­тельной техники, шариковых и иных ручек, карандашей и т.п.); материалов документов (бумаги, картона, красящих веществ, клея, сургуча и др.); целого по его частям (восстановление разо­рванных документов по обрывкам бумаги).

Реконструкционные задачи связаны с восстановлением утра­ченного содержания документа или его отдельных реквизитов, а также с реконструкцией разорванных и сожженных документов с последующим установлением их первоначального содержания. Классификационные задачи возникают при необходимости отнести к заранее определенному классу объектов (например, ус­тановить тип, марку) модель пишущей машины или электрофо­тографического аппарата, тип знакопечатающих устройств ШМ, класс и потребительское назначение бумаги, использован­ной для изготовления документа.

Непосредственными объектами технико-криминалистичес­кого исследования являются: ■— реквизиты документов, к которым относятся рукописные ексты, подписи, резолюции и иные обозначения; оттиски печа­ти, штампов и иных печатных форм и знакопечатающих уст-'ойств; наклеиваемые фрагменты (марки, фотографии); компо­стерные знаки; ■*— технические средства, используемые для изготовления до-'УМентов: пишущие приборы (перья, стержни шариковых ру-вк, карандаши, фломастеры), печати, и штампы, печатающие Тройства, относящиеся к полиграфической технике; пишущие йаШины и другие знакопечатающие устройства (кассовые, теле-и т.п.); компостеры, перфораторы; орудия для уничто-

328 Глава 14. Криминалистическое исследование документов

§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 329



Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru жения штрихов путем подчистки; бумагорезательные машины-брошюровальные устройства;

— материалы документов: материалы письма — чернила
тушь, пасты для шариковых ручек, краски, стержни каранда­
шей, электрогфотографические тонеры; основа документа — бу­
мага, картон; вспомогательные материалы — клей, защитные
покрытия, материалы обложек (ледерин), корректирующие ве­
щества, средства бытовой химии, фармацевтические препараты
и т.п. i

В соответствии с названными задачами и непосредственными объектами исследования разработаны частные методики технико-криминалистического исследования документов, кото­рые применяются при судебно-технической экспертизе докумен­тов в связи с расследованием уголовных дел или разрешением гражданско-правовых споров, а также в некоторых случаях при арбитражном рассмотрении дел или в ходе нотариального засви­детельствования документов. Наиболее типичными ситуациями, вызывающими необходимость технико-криминалистического исследования документов, являются следующие:

— наличие в системе доказательств сомнительных докумен­
тов с измененным первоначальным содержанием (частичная

подделка);

— наличие в системе доказательств документов, требующих проверки подлинности их реквизитов: бланков, оттисков печа­тей, подписей и др.;

— наличие в системе доказательств документов, утративших

полностью или частично содержание;

— отсутствие информации о способе, времени и иных услови­
ях изготовления документа в целом или относительно отдель­
ных его реквизитов.

Способыизменений в первоначальном содержании докумен­тов и методы их установления. Наиболее распространенным способом подделки документов является внесение изменений в содержание подлинного документа путем подчистки, дописки, травления, замены отдельных листов документа или фотогра' фии (так называемая частичная подделка).

Подчистка — это механическое удаление текста путем стира-ния резинкой или соскабливания острыми предметами: лезвием бритвы, ножа, скальпеля и т.д.

В результате подчистки нарушается целостность поверхносг ного слоя бумаги, проявляющаяся в приподнятости, взъерошеВ ности волокон бумаги, особенно отчетливо наблюдаемых при к°

сопадающем освещении. Утончается слой бумаги за счет снятия верхнего слоя со штрихами текста. Этот признак может быть об-варужен при осмотре документа в проходящем свете (на про­свет).

Вместе с верхним слоем бумаги удаляются либо существенно повреждаются линии защитной фоновой сетки, типографской линовки, штрихи первоначально выполненного текста. Эти при­знаки легко обнаруживаются при осмотре документа с помощью лупы или микроскопа. При этом наблюдаются также и такие признаки, как подрисовка с целью маскировки поврежденных линий защитной сетки и ассюре1, иная микроструктура штрихов вновь выполненных на участке подчистки записей, остатки штрихов первоначального текста, особенно на бумагах низкого качества при выполнении записей жидкими красителями.

Для обнаружения подчистки на бумаге высокого качества в отдельных случаях- может быть рекомендовано окуривание по­верхности документа парами йода или опыление порошками.

Для выявления подчищенных записей применяется ком­плекс физико-химических методов, позволяющих усилить контраст между фоном (поверхность бумаги документа) и слабо­видимыми остатками штрихов, вызвать люминесценцию перво­начальных записей как видимую, так и в инфракрасной области спектра, использовать различие физико-химических свойств Красителей первоначального и вновь выполненного текста.

В тех случаях, когда подчистка производилась по штрихам, первоначальные записи могут быть установлены осмотром и фо­тосъемкой в проходящем свете.

Иногда удается установить первоначальные записи по следам Давления на оборотной стороне документа или на листе бумаги, Тужившей подложкой при выполнении первоначального тек­ста. Следы давления обнаруживаются осмотром в косопадающем Свете.

Травление — это способ удаления первоначальной записи (Или ее части) химическим путем за счет обесцвечивания краси­теля штрихов, подвергающегося воздействию химическими ре-ртивами: кислотами, щелочами, окислителями. г Чаще всего травлению подвергаются документы, изготовлен­ие на высококачественной бумаге, если рукописный текст вы-Нгаенобычными канцелярскими чернилами или чернилами

Ассюре — защитные линии на бланке документа на участках, предназна-ibix для заполнения наиболее важными записями (сумма прописью и т.п.).

Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru 330 Глава 14. Криминалистическое исследование документов

§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 331



Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница - student2.ru для авторучек. Специальные чернила, большинство паст для ща. риковых ручек, тушь не подвержены воздействию химических реактивов, поэтому их вытравить практически невозможно.

Факт травления может быть установлен по наличию призна­ков изменения механических свойств бумаги. Под действием травящих веществ бумага становится хрупкой, ломкой, шерохо­ватой. На ее поверхности образуются мелкие трещины, морщи­ны и т.п. Изменяются и оптические свойства бумаги: цвет, отте­нок, характер люминесценции.

Рекомендуется во всех случаях осматривать и исследовать сомнительные документы в невидимых лучах электромагнитно­го спектра. Под действием ультрафиолетовых лучей большинст­во травящих веществ или продуктов травления начинают люми-несцировать. Различие в характере люминесценции поверхности бумаги (по интенсивности и цвету) нередко является свидетель­ством произведенного травления. В некоторых случаях под дей­ствием ультрафиолетовых лучей возникает видимая люминес­ценция штрихов первоначального текста. Люминесценция вытравленного текста может происходить и в области невиди­мых инфракрасных лучей, если исследуемый документ освеща­ется сине-зеленым участком спектра.

Факт травления и выявления первоначальных записей уста­навливается также химическими методами исследования.

Кроме травления, с целью удаления первоначального текста прибегают ксмыванию, т.е. растворению красителя штрихов во­дой, спиртом, другими растворителями, а также веществами комбинированного действия, как, например, синтетические моющие средства (CMC). Способы выявления смытых записей такие же, как при восстановлении вытравленных.

Дописка— это вид изменения первоначального содержа­ния документа путем внесения в текст новых записей или от­дельных письменных знаков, а иногда — отдельных штрихов, изменяющих смысл и значение написанного ранее. Дописка производится обычно на свободных от текста участках доку мента с помощью специально подобранных по цвету материа' лов письма.

Для установления дописки используются две группы призна ков, позволяющих дифференцировать основной текст и текст Д° писки: признаки почерка и физико-химические свойства мате риалов штрихов.

Признаки почерка имеют значение в тех случаях, когда Д писаны отдельные слова или целые фразы. Даже если допис

производилась тем же самым лицом, которое выполняло перво­начальный текст, дописанный фрагмент обычно отличается от основного текста по таким признакам, как размер и разгон по­черка, направление и форма линии строки, размер интервалов #ежду словами, необычное расположение записей относительно основного текста.

Признаками дописки, основанными на различии физико-химических свойств материалов письма, которые применялись при выполнении первоначального и дописанного текста, явля­ются следующие особенности: различие степени вдавленности, различие ширины и микроструктуры штрихов, обусловленное различием материалов письма, особенностями использованных пишущих приборов и подложки; различие признаков, отобра­жающих состав материалов письма: а) цвета и оттенка, устанав­ливаемое методами цветоделения, цветоразличения с помощью светофильтров, а также спектрофотометрией, лазерной спектро­скопией, телевизионной техникой; б) способности отображать и поглощать ИК- и УФ-лучи; в) люминесценции штрихов или их оттисков на полимерной пленке, обработанной органическими растворителями (адсорбционно-люминесцентный метод); г) ко­пировальной способности штрихов, обусловленной различием состава материалов письма либо временем их нанесения (свежие нггрихи копируются лучше); д) компонентного состава и приме­сей, устанавливаемое комплексной методикой, включающей ис­пользование спектрофотометрии в УФ- и ИК-областях спектра, Иикроспектрофотометрию, лазерную спектроскопию, рентгенов­ский фазовый анализ, хроматографию, электрофорез и др.

Одним из способов установления дописок является исследо­вание пересекающихся штрихов основного и дописанного текста * целью определения хронологической последовательности их выполнения по специально разработанным методикам с исполь­зованием микроскопии, люминесцентного анализа, щупового Профилирования, копировальных методов и т.д.

В некоторых случаях дописка может быть установлена путем "Рименения методики определения давности выполнения срав­ниваемых записей. Существует несколько методик определения Ремени выполнения записей пастами шариковых ручек, целе-°образность применения каждой из которых зависит от типа *сты (состава по красителям и смолам), а также проверяемого аеРиода. ■Переклейка фотокарточек— обычно производится в доку­ментах, удостоверяющих личность, которые изготовляются на

Наши рекомендации