Криминалистическое исследование холодного оружия 3 страница
Сформировавшись на основе судебного почерковедения, авто-роведческая экспертиза вышла за пределы исследования рукописных текстов, дополнив их текстовым материалом, выполненным г помощью машинописи и всех иных способов множительной техники и полиграфии. Как самостоятельный вид криминалистического исследования документов, криминалистическое автороведе-ние синтезирует данные многих специальных наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, психологии, психолингвистики, социологии, теории коммуникации, логики и ряда других, и разрабатывает методы ее исследования для решения возникающих криминалистических задач.
Под письменной речью понимается совокупность явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка, или, иначе, деятельность человека, опосредованная системой графических языковых знаков.Каждая из вышеуказанных наук в этом сложном'объекте исследования выделяет свой аспект в соответствии со своими целями.
Криминалистическое автороведение имеет своими целями установление конкретного автора одного или нескольких анонимных документов (идентификационная задача), а также установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, наличия навыков определенного стиля письменной речи, его социально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача). Криминалистическое автороведение основано на результатах изучения закономерностей речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи, ее динамическую устойчивость и вариационность. Письменная речь как объект криминалистического изучения представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, основу которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и орфогра' фические навыки связаны непосредственно с письмом и сами п° себе существовать не могут. Они выполняют в письменной реЧЙ второстепенную, вспомогательную роль. Интеллектуальные на выки — навыки мышления, памяти — определяют способ п°и знания действительности, присущий человеку и обусловленнЫ его индивидуальным опытом и особенностями психики.
Содержание языковых и мыслительных навыков у конкрет-gjjxлиц проявляется при построении высказываний в виде соответствия определенным речемыслительным нормам и отклонений от них. Несмотря на то что соблюдение речемыслительных норм считается обязательным для всех членов общества, в речевой практике наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, вызванных влиянием диалектов, других языков, расстройством психики и вообще условий, в которых у человека формировались данные навыки.
В детстве и ранней юности формируется наглядный и ситуативный тип мышления, обиходный стиль речи. По мере дальнейшего обучения (в старших классах средней школы) происходит формирование категориального типа мышления, публицистического и научного стиля речи, овладение нормами языка.
При получении среднего специального и высшего образования навыки владения языком, научным и публицистическим стилями совершенствуются, при соответствующей практике публичных выступлений может выработаться навык пользования ораторским стилем.
По окончании стадией обучения и формирования личности, когда человек ведет более или менее одинаковый образ жизни, его речемыслительные навыки также приобретают относительную устойчивость. Особенно прочно закрепляются навыки пользования сложными нормами, например стилистическими. Даже в. случаях изменения некоторых речемыслительных норм, что происходит постоянно, в письменной речи зрелых людей довольно часто встречаются устаревшие нормы, характерные для периода, в котором эти люди завершали стадию обучения и становления личности.
; В силу своеобразных условий формирования личности каждый человек приобретает индивидуальные речемыслительные вавыки, проявляющиеся в том, что он владеет не всей совокуп-остью существующих норм, а лишь определенным их набором, 1 также использует в своей речевой практике не всю совокуп-ость свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он ^йлчно привыкает пользоваться. Таким образом, комплекс ин-Йвидуальных языковых и интеллектуальных навыков конкретной личности уникален и неповторим в каждой конкретной ре-*Вой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или «Ного текста.
Характеристика языковых навыков определенного лица уславливается в двух уровнях — правильности (низший уро-
322 Глава 14. Криминалистическое исследование документов
§ 3. Автороведческое исследование документов 323
вень) и культуры речи в собственном смысле (высший ур0. вень) — при условии владения индивидом литературным» нормами (критерий оценки: лучше — хуже).
Криминалистическая классификация признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит в де. лении их на общие и частные. При разработке этой системы признаков установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость.
Языковые навыки представляют собой основное умение решать ту или иную задачу речевого общения, поэтому общим признаком языкового навыка принято считать характеристику его структурной зрелости, степень его развития. Различают высокую, среднюю и низкую степени развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков письменной речи; высокую, среднюю, низкую и «нулевую» степени развития пунктуационных и орфографических навыков.
Критерием отнесения названных признаков письменной речи к той или иной степени на качественном уровне служит соответствие их литературным нормам (правильно — неправильно), на количественном уровне (кроме признаков стилистических навыков) используются объективные критерии статистического анализа.
Частные признаки языковых навыков отображают различные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в определенных нарушениях правильности речи, в использовании определенных языковых средств, в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения.
Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются текстыразличных документов. Текст как продукт деятельности определенного лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого находятся в определенных закономерных отношениях связи.
Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого 500 слов. В струК' турных свойствах исследуемого текста содержится информация) используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предке тах, явлениях, известных только определенному автору. Изуче ние и использование1 такой информации не требует специальны знаний, но на начальном этапе исследования она может быть 0е пользована для создания условной модели автора текста. С ДрУ
-ой стороны, текст документа содержит информацию о познающем субъекте, выраженную его языковыми особенностями, оотличие от первой, эта информация может быть установлена с помоЩью специальных знаний, позволяющих «раскодировать» труктурную организацию текста и получить данные об уровне образования автора, его этических взглядах, эмоциональном состоянии и других свойствах личности, заключенных в соответствующих признаках письменной речи.
Для производства автороведческой экспертизы с целью идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными.
Свободные образцы письменной речи— это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора.
Требование о соответствии образцов исследуемому тексту по 1зыку изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.
Необходимость соблюдения требования о выполнении образцов и исследуемого документа в один и тот же период времени связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития лично-:ти, в результате воздействия множества факторов субъективно и объективного характера (обучение, приобретенная про-«ссия, социальная, национальная и профессиональная среда т.п.) письменная речь человека претерпевает существенные вменения: повышается общий уровень грамотности, увеличился лексический состав, усложняются стилистические осо-эвности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизи-^ких изменений в организме нередко происходят также изме-,ен.ия письменной речи в сторону упрощения и нарушения смы--ловой и языковой структур изложения.
В среднем возрасте, как правило, признаки письменной речи айболее устойчивы и могут подвергаться изменениям лишь под
324 Глава 14. Криминалистическое исследование документов
§ 3. Автороведческое исследование документов 325
воздействием случайных факторов (психическая травма, изме. нения в профессии, образовании и т.п.).
Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же функциональном стиле и в той же письменной ф0р. ме, что и исследуемый текст (бытовом, деловом, публицистическом, научном).
Бытовой стиль отражается обычно в частных письмах, записках; деловой — в докладных и объяснительных записках, ра. портах, протоколах и т.п.; публицистический — в докладах на общественно-политическую тематику, статьях такого же содержания; научный — в статьях, текстах докладов, рецензиях и т.п. Следует иметь в виду, что опубликованный текст, подвергшийся редактированию, не в полной мере отражает речевые особенности автора, поэтому в качестве образцов лучше использовать рукописи автора.
Учет при подборе образцов письменной речи особенностей адресата связан с тем, что автор текста обычно отбирает и использует те языковые и смысловые элементы и структуры, которые соответствуют социально-демографической характеристике адресата сообщения. В связи с этим одни и те же описываемые события могут по-разному излагаться, например, в частном письме к другу и в объяснительной записке работнику милиции.
Наконец, необходимость использования в процессе исследования одного и того же состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного возбуждения или депрессии и т.п., что приводит к серьезным изменениям в психоречевой сфере.
Экспериментальные образцы письменной речи— это тексты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи специально для автороведческой экспертизы. К экспериментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным. Эти образцы выполняются проверяемыми лицами в виде сочинения или изложения сначала на самостоятельно из бранную, а затем на заданную тему.
В первом случае следователь указывает лишь форму пись менной речи в рамках определенного функционального стил j например письмо, жалоба, заявление и т.п. Во втором — преДл гается тема, форма письменной речи, характер речевого обШ ния, характер адресата с учетом особенностей исследуем0
-екста. Наряду с названными, необходимы также экспериментальные образцы, которые не соответствуют характеристикам йсследуемого текста. Они помогают более объективно оценивать признаки письменной речи проверяемого лица.
В некоторых случаях используются так называемые условно-сВободные образцы письменной речи.Это — тексты, выполненные уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (объяснения, собственноручно выполненные показания g т.п.). Они являются дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы и самостоятельно использоваться не должны.
Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий: подготовительной; аналитической (стадия раздельного исследования); сравнительной; синтезирующей, формирующей вывод.
На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением (определением) о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования.
На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. В результате такого анализа определяются стиль письменной речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков — уровень их развития и особенности. Если проверяемых лиц несколько, проводится четкая дифференциация языковых навыков каждого лица.
На стадии сравнительного исследованиявыявляются совпа-ающие и различающиеся общие и частные признаки языковых вавыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. В чис-ё совпадающих признаков выделяются, например, такие: использование одних и тех же (или близких) лексико-синтаксичес-uix средств при описании однотипных ситуаций; использование однотипных языковых структур для выражения сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения; употребление одних и тех же (или близких) вводных оборотов, вопросительных, Наличных, придаточных предложений, выделение слов спомощью тех или иных языковых и синтаксических средств и т.д.
Сравнение по частным признакам не производится, если об-азцы письменной речи проверяемого лица (лиц) имеют более азкую степень выработанности языковых навыков, чем иссле-ДУемый текст.
Во всех других случаях сравнение частных признаков в ис-?еДуемом тексте и образцах письменной речи обязательно.
326 Глава 14. Криминалистическое исследование документов
§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 327
Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующейстадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых навыков, что, безусловно, способствует объективизации исследования.
Особенность классификационно-диагностического исследования в автороведческой экспертизе состоит в том, что в этом исследовании нет проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст. По степени и характеру развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора. Если текст документа выполнен на русском языке, структурные особенности исследуемого текста позволяют установить, является ли русский язык родным для автора текста. Наличие в исследуемом тексте жаргонных слов, профессиональных терминов, а также слов и выражений, употребляемых в определенной местности, в совокупности с другими признаками письменной речи позволяет решить вопрос о возможной профессии, месте формирования языковых навыков автора.
§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов
Криминалистическое исследование документов не ограничивается изучением признаков письма и почерка для установления на этой основе автора или исполнителя рукописи и условий ее выполнения. Круг вопросов, возникающих в отношении документов, включенных в систему доказательств, чрезвычайно разнообразен. Многие из них могут быть решены методами технико-криминалистического исследования, осуществляемого в форме следственного осмотра или судебно-технической экспертизы документов (СТЭД).
Технико-криминалистическое исследование документовявляется самостоятельной отраслью криминалистической техники, сложившейся на основе разработки теоретических полоясе-ний и специальных методов, заимствованных из естественных и технических наук, с целью установления фактов, связанных с технической стороной изготовления документов в целом или отдельных его фрагментов, отождествления материалов докумеН' тов и средств их изготовления.
Задачи технико-криминалистического исследования докУ ментов подразделяются на диагностические, идентификацй011 ные, реконструкционные и классификационные.
Диагностические состоят в установлении способа изготовления документа (рукописный, полиграфический, фотографически, машинописный, путем перекопировки), факта и способа изменения первоначального содержания документа (подчистка, правление, дописка, допечатка и т.д.); первоначального содержания документа (восстановление невидимых и слабовидимых записей — подчищенных, вытравленных, залитых, зачеркнутых, угасших, подвергшихся воздействию высоких температур я т.д.); времени изготовления документа (абсолютная и относительная давность), в том числе хронологической последовательности пересекающихся штрихов.
Идентификационные задачи связаны с отождествлением: технических средств, применяемых при изготовлении документа в целом либо его отдельных реквизитов (пишущих машин, других знакопечатающих устройств, печатей, штампов, множительной техники, шариковых и иных ручек, карандашей и т.п.); материалов документов (бумаги, картона, красящих веществ, клея, сургуча и др.); целого по его частям (восстановление разорванных документов по обрывкам бумаги).
Реконструкционные задачи связаны с восстановлением утраченного содержания документа или его отдельных реквизитов, а также с реконструкцией разорванных и сожженных документов с последующим установлением их первоначального содержания. Классификационные задачи возникают при необходимости отнести к заранее определенному классу объектов (например, установить тип, марку) модель пишущей машины или электрофотографического аппарата, тип знакопечатающих устройств ШМ, класс и потребительское назначение бумаги, использованной для изготовления документа.
Непосредственными объектами технико-криминалистического исследования являются: ■— реквизиты документов, к которым относятся рукописные ексты, подписи, резолюции и иные обозначения; оттиски печати, штампов и иных печатных форм и знакопечатающих уст-'ойств; наклеиваемые фрагменты (марки, фотографии); компостерные знаки; ■*— технические средства, используемые для изготовления до-'УМентов: пишущие приборы (перья, стержни шариковых ру-вк, карандаши, фломастеры), печати, и штампы, печатающие Тройства, относящиеся к полиграфической технике; пишущие йаШины и другие знакопечатающие устройства (кассовые, теле-и т.п.); компостеры, перфораторы; орудия для уничто-
328 Глава 14. Криминалистическое исследование документов
§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 329
жения штрихов путем подчистки; бумагорезательные машины-брошюровальные устройства;
— материалы документов: материалы письма — чернила
тушь, пасты для шариковых ручек, краски, стержни каранда
шей, электрогфотографические тонеры; основа документа — бу
мага, картон; вспомогательные материалы — клей, защитные
покрытия, материалы обложек (ледерин), корректирующие ве
щества, средства бытовой химии, фармацевтические препараты
и т.п. i
В соответствии с названными задачами и непосредственными объектами исследования разработаны частные методики технико-криминалистического исследования документов, которые применяются при судебно-технической экспертизе документов в связи с расследованием уголовных дел или разрешением гражданско-правовых споров, а также в некоторых случаях при арбитражном рассмотрении дел или в ходе нотариального засвидетельствования документов. Наиболее типичными ситуациями, вызывающими необходимость технико-криминалистического исследования документов, являются следующие:
— наличие в системе доказательств сомнительных докумен
тов с измененным первоначальным содержанием (частичная
подделка);
— наличие в системе доказательств документов, требующих проверки подлинности их реквизитов: бланков, оттисков печатей, подписей и др.;
— наличие в системе доказательств документов, утративших
полностью или частично содержание;
— отсутствие информации о способе, времени и иных услови
ях изготовления документа в целом или относительно отдель
ных его реквизитов.
Способыизменений в первоначальном содержании документов и методы их установления. Наиболее распространенным способом подделки документов является внесение изменений в содержание подлинного документа путем подчистки, дописки, травления, замены отдельных листов документа или фотогра' фии (так называемая частичная подделка).
Подчистка — это механическое удаление текста путем стира-ния резинкой или соскабливания острыми предметами: лезвием бритвы, ножа, скальпеля и т.д.
В результате подчистки нарушается целостность поверхносг ного слоя бумаги, проявляющаяся в приподнятости, взъерошеВ ности волокон бумаги, особенно отчетливо наблюдаемых при к°
сопадающем освещении. Утончается слой бумаги за счет снятия верхнего слоя со штрихами текста. Этот признак может быть об-варужен при осмотре документа в проходящем свете (на просвет).
Вместе с верхним слоем бумаги удаляются либо существенно повреждаются линии защитной фоновой сетки, типографской линовки, штрихи первоначально выполненного текста. Эти признаки легко обнаруживаются при осмотре документа с помощью лупы или микроскопа. При этом наблюдаются также и такие признаки, как подрисовка с целью маскировки поврежденных линий защитной сетки и ассюре1, иная микроструктура штрихов вновь выполненных на участке подчистки записей, остатки штрихов первоначального текста, особенно на бумагах низкого качества при выполнении записей жидкими красителями.
Для обнаружения подчистки на бумаге высокого качества в отдельных случаях- может быть рекомендовано окуривание поверхности документа парами йода или опыление порошками.
Для выявления подчищенных записей применяется комплекс физико-химических методов, позволяющих усилить контраст между фоном (поверхность бумаги документа) и слабовидимыми остатками штрихов, вызвать люминесценцию первоначальных записей как видимую, так и в инфракрасной области спектра, использовать различие физико-химических свойств Красителей первоначального и вновь выполненного текста.
В тех случаях, когда подчистка производилась по штрихам, первоначальные записи могут быть установлены осмотром и фотосъемкой в проходящем свете.
Иногда удается установить первоначальные записи по следам Давления на оборотной стороне документа или на листе бумаги, Тужившей подложкой при выполнении первоначального текста. Следы давления обнаруживаются осмотром в косопадающем Свете.
Травление — это способ удаления первоначальной записи (Или ее части) химическим путем за счет обесцвечивания красителя штрихов, подвергающегося воздействию химическими ре-ртивами: кислотами, щелочами, окислителями. г Чаще всего травлению подвергаются документы, изготовление на высококачественной бумаге, если рукописный текст вы-Нгаенобычными канцелярскими чернилами или чернилами
Ассюре — защитные линии на бланке документа на участках, предназна-ibix для заполнения наиболее важными записями (сумма прописью и т.п.).
330 Глава 14. Криминалистическое исследование документов
§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов 331
для авторучек. Специальные чернила, большинство паст для ща. риковых ручек, тушь не подвержены воздействию химических реактивов, поэтому их вытравить практически невозможно.
Факт травления может быть установлен по наличию признаков изменения механических свойств бумаги. Под действием травящих веществ бумага становится хрупкой, ломкой, шероховатой. На ее поверхности образуются мелкие трещины, морщины и т.п. Изменяются и оптические свойства бумаги: цвет, оттенок, характер люминесценции.
Рекомендуется во всех случаях осматривать и исследовать сомнительные документы в невидимых лучах электромагнитного спектра. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство травящих веществ или продуктов травления начинают люми-несцировать. Различие в характере люминесценции поверхности бумаги (по интенсивности и цвету) нередко является свидетельством произведенного травления. В некоторых случаях под действием ультрафиолетовых лучей возникает видимая люминесценция штрихов первоначального текста. Люминесценция вытравленного текста может происходить и в области невидимых инфракрасных лучей, если исследуемый документ освещается сине-зеленым участком спектра.
Факт травления и выявления первоначальных записей устанавливается также химическими методами исследования.
Кроме травления, с целью удаления первоначального текста прибегают ксмыванию, т.е. растворению красителя штрихов водой, спиртом, другими растворителями, а также веществами комбинированного действия, как, например, синтетические моющие средства (CMC). Способы выявления смытых записей такие же, как при восстановлении вытравленных.
Дописка— это вид изменения первоначального содержания документа путем внесения в текст новых записей или отдельных письменных знаков, а иногда — отдельных штрихов, изменяющих смысл и значение написанного ранее. Дописка производится обычно на свободных от текста участках доку мента с помощью специально подобранных по цвету материа' лов письма.
Для установления дописки используются две группы призна ков, позволяющих дифференцировать основной текст и текст Д° писки: признаки почерка и физико-химические свойства мате риалов штрихов.
Признаки почерка имеют значение в тех случаях, когда Д писаны отдельные слова или целые фразы. Даже если допис
производилась тем же самым лицом, которое выполняло первоначальный текст, дописанный фрагмент обычно отличается от основного текста по таким признакам, как размер и разгон почерка, направление и форма линии строки, размер интервалов #ежду словами, необычное расположение записей относительно основного текста.
Признаками дописки, основанными на различии физико-химических свойств материалов письма, которые применялись при выполнении первоначального и дописанного текста, являются следующие особенности: различие степени вдавленности, различие ширины и микроструктуры штрихов, обусловленное различием материалов письма, особенностями использованных пишущих приборов и подложки; различие признаков, отображающих состав материалов письма: а) цвета и оттенка, устанавливаемое методами цветоделения, цветоразличения с помощью светофильтров, а также спектрофотометрией, лазерной спектроскопией, телевизионной техникой; б) способности отображать и поглощать ИК- и УФ-лучи; в) люминесценции штрихов или их оттисков на полимерной пленке, обработанной органическими растворителями (адсорбционно-люминесцентный метод); г) копировальной способности штрихов, обусловленной различием состава материалов письма либо временем их нанесения (свежие нггрихи копируются лучше); д) компонентного состава и примесей, устанавливаемое комплексной методикой, включающей использование спектрофотометрии в УФ- и ИК-областях спектра, Иикроспектрофотометрию, лазерную спектроскопию, рентгеновский фазовый анализ, хроматографию, электрофорез и др.
Одним из способов установления дописок является исследование пересекающихся штрихов основного и дописанного текста * целью определения хронологической последовательности их выполнения по специально разработанным методикам с использованием микроскопии, люминесцентного анализа, щупового Профилирования, копировальных методов и т.д.
В некоторых случаях дописка может быть установлена путем "Рименения методики определения давности выполнения сравниваемых записей. Существует несколько методик определения Ремени выполнения записей пастами шариковых ручек, целе-°образность применения каждой из которых зависит от типа *сты (состава по красителям и смолам), а также проверяемого аеРиода. ■Переклейка фотокарточек— обычно производится в документах, удостоверяющих личность, которые изготовляются на