Обзор российского законодательства в области ИБ

Статья 41 Конституции гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации фигурируют понятия банковской, коммерческой и служебной тайны.

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне". В нем государственная тайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ. В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Закон выделяет следующие цели защиты информации:

· предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

· предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

· предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

· обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов о всех фактах нарушения режима защиты информации.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации.

Закон предлагает действенное средство контроля целостности и решения проблемы "неотказуемости" (невозможности отказаться от собственной подписи).

Статья 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:

· распространение шифровальных (криптографических) средств;

· техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств;

· предоставление услуг в области шифрования информации;

· разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

· выдача сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрация владельцев электронных цифровых подписей, оказание услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей и подтверждением подлинности электронных цифровых подписей;

· разработка и (или) производство средств защиты конфиденциальной информации.

Основными лицензирующими органами в области защиты информации являются Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Гостехкомиссия России. ФАПСИ ведает всем, что связано с криптографией. Гостехкомиссия лицензирует деятельность по защите конфиденциальной информации.

10 января 2002 года Президентом был подписан закон "Об электронной цифровой подписи" номер 1-ФЗ, развивающий и конкретизирующий приведенные выше положения закона "Об информации...".

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Наши рекомендации