Этап 2. Обсуждение темы дискуссии
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии
Проведение дискуссии связано с немалым количеством трудностей.В организационном плане ход дискуссии складывается из следующих этапов:
Этап 1. Подготовка дискуссии. На этом этапе разработки дискуссии важно обеспечить некоторые внешние условия для успешной работы:
1) Обозначение темы и цели дискуссии. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести её обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учётом интересов участников дискуссии.
2) Определение состава участников. Рекомендуется включать в группу не более 15 человек (или разбить большую аудиторию на подгруппы по 7-9 человек).
3) Регламент (продолжительность)работы должен быть оговорен совместно и заранее.
4)Организовать пространство для ведения дискуссии. Пространственно следует расположить участников так, чтобы обеспечить непосредственную коммуникацию каждого с каждым, т.е. образуя круг или подкову. Следует исключить возможные помехи – телефоны, радио и пр.
5) Техническое обеспечение включает в себя обычно доску (флип-чарт) или графопроектор с экраном, позволяющих фиксировать промежуточные и окончательные итоги дискуссии.
Этап 2. Разработка вопросов для обсуждения. Разрабатываем содержательную часть групповой дискуссии. От того, как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут проводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.
Этап 3. Разработка сценария дискуссии.Сценарий, как правило включает:
- вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на её актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии);
- вопросы, вынесенные на обсуждение;
- условия ведения дискуссии;
- приёмы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.);
- список литературы, необходимый для изучения.
Основные контуры замысла дискуссии доводятся до её участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.
Непосредственное проведение групповой дискуссии складывается из следующих этапови определяется следующими задачами руководителя (приложение 1):
Этап 1. Начало дискуссии
1)Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии.
2) Проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний).
3)Знакомство участников дискуссии с правилами.
Общие правила проведения дискуссии могут быть такими:
1. Не перебивать выступающего, какие бы весомые аргументы против его позиции ни приходили в голову, как бы ни хотелось дополнить его выступление.
2. Если участникам группы кажется, что выступающий уже злоупотребляет их вниманием, то можно договориться о знаке, который ему покажет, что пора прекратить рассказ (например, поднятие руки). Словами, междометиями, высказываниями перебивать выступающего нельзя.
3. Если вся группа не согласна с выступлением, то можно использовать другой специальный знак: когда его показывает большинство участников, выступающий должен начать доказывать обратное тому, что говорил до этого, отстаивать противоположную позицию.
Этот список может быть значительно расширен и изменен совместными творческими усилиями участников группы и ее руководителя.
4)Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками.
5)Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию и доброжелательную обстановку.
6)Распределить роли в групповой дискуссии. Может быть рекомендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе (приложение 2):
- ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы;
- аналитик задаёт вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению выдвигаемые высказываемые идеи, формулировки;
- протоколист фиксирует всё, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
- наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Этап 2. Обсуждение темы дискуссии
1)Ведущийпредлагает вопросы для обсуждения, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.
2)Вводная часть– важный и необходимый элемент в любой дискуссию так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации вводной части могут быть и иные:
- заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;
- кратко обсудить вопрос в малых группах;
- использовать краткий опрос по теме.
Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.
3)Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Он может применять специальные приёмы для повышения активности аудитории:
- подбадривать «противников»;
- заострять противоположные точки зрения;
- использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого;
- предупреждать возможные возражения со стороны спорящих;
- создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения.
При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий:
- даёт время на обдумывание ответов;
- избегает неопределённых двусмысленных вопросов;
- обращает внимание на каждый ответ;
- изменяет ход рассуждения участников – расширяет мысль или меняет её направленность (например, задаёт вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие ещё факторы оказывают влияние? Какие здесь возможности альтернативны? и т.д.);
- побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как Вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно? и т.д.).
4)Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберёмся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в чёткой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии. По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.
Этап 3. Подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчёркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, даёт рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений.