Раздел описаний. Предложение USES

ПРОЕКТ DELPFI

Цель работы

Целью работы является ознакомление с интегрированной средой разработки Delphi, приобретение первичных навыков создания и сохранения проекта, простейший анализ проекта.

Задание

1 Создайте проект и сохраните его в папке. Полный адрес должен соответствовать следующему шаблону:

Папка_Группы\Фамилия\Папка_Проекта\Имя_Проекта

«Папка_проекта» и «Имя_Проекта» должны содержать сокращение фамилии автора и номер проекта.

Например, ..\Умников\Умник_Пр1\Pr_Umnik1

2 Приведите перечень файлов, входящих в Ваш проект с указанием назначения каждого из них.

3 Дополните код программы комментариями, поясняющими структуру программы и назначение элементов программы.

4 Дополните код модуля комментариями, поясняющими структуру модуля и назначение его элементов.

Теоретические сведения

Интегрированная среда разработки

Система визуального объектно-ориентированного проектирования Delphi позволяет создавать законченные приложения для Windows различной направленности - от вычислительных и логических до мультимедийных.

Исходное окно среды разработки Delphi 7 представлено на рисунке 1.

Панель главного меню содержит команды управления средой и процессом. Помимо главного меню имеется система контекстных раскрывающихся меню и инструментальная панель, дублирующие главное меню. В приложении 1 приведен минимально необходимый набор команд главного меню.

Окно «Форма»предназначено для конструирования интерфейса пользователя на базе библиотеки визуальных компонентов.

Рис. 1. Окно среды разработки Delphi 7


1 Панель главного меню;

2 Form1 - исходная форма;

3 Панель библиотеки визуальных компонентов (палитра);

4 Редактор кода;

5 Object TreeView - Дерево объектов;

6 Object Inspector - Инспектор объектов.

7 Code Explorer - Исследователь кода

Панель библиотеки визуальных компонентов (Палитра) - содержит достаточно много страниц: Standard, Additional, Dialogs, Win32, System и др., с визуальными компонентами Windows, назначение и состав некоторых из них приведён ниже.

Standard - содержит компоненты общего назначения: поля ввода-вывода, меню, кнопки, полосы прокрутки и т. п.

Additional – некоторые компоненты расширяют функциональные возможности палитры Standard, но большая часть из них имеют уникальную функциональность: таблицы, компоненты для представления графической информации и др.

Dialogs – содержит компоненты для работы с типовыми диалоговыми окнами: открытия и сохранения файлов, работы с принтером, выбора шрифтов, цвета и др.

Win32 – содержит компоненты с усложнённым интерфейсом.

System - содержит компоненты для работы с каталогами, для обмена данными по протоколу OLE, для работы с таймером.

Инспектор объектов - обеспечивает интерфейс для изменения свойств объектов и событий на которые реагирует объект. Инспектор объектов состоит из двух страниц Properties (свойства) и Events(события), и отображает свойства активного объекта и события, на которые реагирует объект.

На рис. 2 отображены страница свойства и страница событий Form1. Знак "+", рядом с некоторыми свойствами, означает, что данное свойство является объектом, имеющим собственный ряд свойств.

Страница событий Инспектора объектов связана с Редактором кода. При выборе события в Редактор кода автоматически будет записан код, соответствующий данному событию, фокус будет переведён на Редактор кода и предоставлена возможность отредактировать код обработчика данного события.

Дерево объектов - отображает иерархию компонентов объекта с точки зрения их вложенности, допускает редактирование структуры. Изменения в дереве объектов отображаются в Редакторе кода.

Рис. 2. Страницы Инспектора объектов

Редактор кода - полноценный программный редактор. Во время проектирования формы и размещения на ней компонентов Редактор кода автоматически генерирует код программы, включая в неё соответствующие фрагменты описания. Работа программиста сводится к размещению компонентов на форме, заданию их свойств и написанию обработчиков событий.

Исследователь кода - отображает дерево типов, классов, реквизитов, методов, глобальных переменных и процедур. Исследователь кода упрощает анализ модуля и автоматизирует создание классов.

Создание нового проекта

(порядок и пример выполнения)

При сохранении проекта в учебном классе обязательно выполнить следующие требования:

· Каждый проект должен находиться в отдельной папке пользовательского каталога.

· Сохранение проекта в системной папке …\Program Files\Borland\Delphi7\Projects недопустимо.

· Имена типа Project1 или Unit1 недопустимы.

1. После запуска ИСР Delphi следует создать новую папку проекта, задать ей имя (например, Умник_Пр1) и сохранить в ней проект.

Для этого в окне Save Unit1 As, рисунок 3, выполните:

Рис. 3. Создание папки проекта

1.1 File ® Save Project As ® ÌСоздание новой папки

ÌНовая папка Задайте имя папки (Умник_Пр1) ® и перейдите в эту папку.

1.2 Задайте имя модуля проекта.

Имя файла: (Umnik1) ®Сохранить

Рис. 4. Сохранение модуля

В новом окне Save Project As, рисунок 5, задайте имя проекта (например, Pr_Umnik1)

Имя файла: ® Имя файла (Pr_Umnik1) ® Сохранить

Рис. 5. Сохранение файла проекта

В общем случае при работе с проектом в папке (рисунок 6) могут появиться файлы резервных копий (Unit1.~PA, . ~DF, и др.), файлы изображений или графические файлы (.wmf, .bmp, .ico).

Рис. 6. Состав папки проекта

2. Измените в форме заголовок. Для этого перейдите в Object Inspeсtor на свойство Caption и задайте его значение, например, «Ст. Умников». Во всех последующих работах в заголовке формы указывайте Вашу фамилию.

3. Запустите проект на выполнение. Если всё сделано правильно, Вы увидите окно пустой формы рис. 8.

Рис. 7. Инспектор Объектов, свойство

Заголовок

Рис. 8. Пустая форма

Файл проекта

Файл проекта имеет расширение DPR. Для просмотра кода файла проекта воспользуйтесь командой меню Project → View sourсe. Для закрытия окна кода проекта «Ctrl» + «F4» или контекстным меню Close Page.

Файл проекта содержит код главной программы, предназначенный для обработки компилятором, эта программа автоматически создается Delphi и содержит лишь несколько строк. С помощью этой программы создаётся объект главной формы программы (объекты других форм, если они предусмотрены) и обеспечивает связь программы с ядром Windows.

Типичный файл проекта обычно короткий, так как основная часть логики программы находится в модулях. Файлы проектов создаются автоматически, и как правило, не требуют ручного редактирования.

Ниже приведён текст файла проекта, содержащего единственное окно формы.

program Pr_UmniK1;

Uses

Forms,

Umnik1 in 'Umnik1.pas' {Form1};

{$R *.res}

Begin

Application.Initialize;

Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Application.Run;

End.

В окне кода жирным шрифтом выделяются зарезервированные слова.

Зарезервированные слова (их несколько десятков) являются условным сообщением компилятору, необходимым для анализа текста программы.

Ниже приведены часто встречающиеся зарезервированные слова.

And

array

as

begin

case

class

const

constructor destructor

div

do

downto

else

is

end

file

for

function

goto

if

implementation

in

initialization interface

label

mod

not

object

of

or

procedure

program

property

record

repeat

set

then

String

to

try

type

unit

until

uses

var

while

with

xor

Комментарии компилятор игнорирует. Комментарии поясняют те или иные места программы. Наличие комментариев в тексте программы делает ее понятнее. В качестве ограничителей многострочных комментариев используют фигурные скобки {} или пары символов (* *). Комментарии, ограниченные одной строкой, обозначают //.

{Это комментарий}

(*Это тоже комментарий*)

//Все символы до конца этой строки составляют комментарий

Структура программы

Заголовок программы.

Текст программы начинается зарезервированным словом program за которым следует имя проекта. За заголовком следует раздел описаний и деклараций, в нашем случае состоящий из предложения Uses и директивы компилятору.

Раздел описаний. Предложение USES

Предложение USES. Перечисляет связанные с проектом формы. Помимо стандартного модуля Forms, необходимого для создания главного окна программы, указывается модуль (Umnik1), связанный с главным окном, зарезервированное слово in, служит для указания файла с текстом модуля ('Umnik1.pas') и комментария {Form1}. Модули следует рассматривать как неотъемлемые составные части программы, которые располагаются в других файлах.

Наши рекомендации