Настройка звука электрогитары
Если уровень помех в канале электрогитары не слишком высок, то настройку ее звука осуществить достаточно просто. Подберите чувствительность канала таким образом, чтобы ее сигнал был одинаково сильным и во время соло, и во время аккомпанемента. Электрогитара обычно подключается к микрофонному входу микшерного пульта и чувствительность входного канала, к которому подключается гитара, приходится уменьшать. При этом необходимо оставлять некоторый запас усиления на тот случай, если уровня гитарного сигнала не хватит при выравнивании общего баланса. Очень часто в канале электрогитары находится множество разнообразных устройств обработки звука, которые могут использоваться совместно и в разных комбинациях. Гитарист самостоятельно балансирует звучания этих устройств, но тем не менее этот баланс не всегда точно вписывается в баланс основной системы звуковоспроизведения, поэтому звукооператор должен постараться сгладить и выровнять звучание канала электрогитары, добиваясь того, чтобы баланс основной системы звуковоспроизведения сохранился при любой комбинации устройств обработки звука электрогитары. При этом звукооператор должен согласовать действие своих устройств обработки звука, звуковых и сигнальных процессов с действием устройств обработки звука электрогитары.
Настройка звучания вокала
Правильность настройки звука каналов вокала во многом определяет качество звучания всего баланса системы звуковоспроизведения. Вокал должен восприниматься предельно ясно, громко и чисто, и быть в достаточной мере насыщенным. Перед настройкой нужно постараться сделать так, чтобы вокалисты прочувствовали и запомнили дистанцию до микрофонов. Чтобы осуществить настройку каналов вокала с максимальной точностью, нужно попросить вокалистов пропеть хотя бы несколько строк песни с такой же силой, как они будут петь на концерте.
Чувствительности каналов вокала устанавливаются по самым громким местам песен по уровню О дБ. При этом канальные регуляторы уровней должны быть введены на 3/4 их максимального положения. Такой запас необходим для компенсации возможных колебаний громкости вокала во время концерта при переходе от тихих мест к громким, когда вокалисты переключаются с шепота на крик и наоборот. По этой же причине при настройке звучания вокала необходимо исключить возможность возникновения самовозбуждения при максимальных положениях канальных регуляторов уровней, подобрав соответствующим образом характеристики канальных эквалайзеров.
Настраивая звук вокала, внимательно следить за его гудением, происходящим в диапазоне частот от 200 до 300 Гц. Если спектральные составляющие вокала, находящиеся в этой области подчеркнуты слишком сильно, их уровень можно уменьшить полосовым регулятором тембра в области средних низких частот. Если общий уровень низких частот в результате этого понизится, его можно поднять (регулятором низких частот. Дополнительный подъем низких частот может привести к росту всевозможных низкочастотных дефектов звучания вокала, например, низкочастотного фона или заметности придыхания, которые можно ослабить, введя фильтр среза низких частот, устраняющего влияние этих дефектов, но не влияющего на общий уровень низких частот в канале вокала. При работе с хорошим вокальным микрофоном все эти операции позволяют получить чистое, обесшумленное и, тем не менее, рельефное звучание вокала в области низких и средних низких частот.
Частотные компоненты вокала, находящиеся в области 3.5 КГц, влияют на пронзительность его звучания. Способность вокала выделяться на фоне звучания остальных инструментов при условии равенства их уровней, называемая носкостью, зависит от уровня именно этих частотных компонент. Если вокал тонет в звучании остальных инструментов, уровень этих частотных компонент надо увеличить, если он звучит слишком пронзительно - уменьшить. При настройке звучания вокала необходимо разрешить противоречие между требованиями музыкального баланса и требованиями слушателей. С позиций музыкального баланса звучание вокала должно равномерно вписываться в общий баланс. Однако разборчивость слов при этом понижается. Поэтому в простых песнях звучание вокала должно несколько преобладать над средним уровнем громкости всех остальных инструментов. Наиболее естественным решением этого противоречия является равенство громкости звучания вокала и солирующих инструментов, например, гитары или клавишных. Во время концерта необходимо внимательно следить за тем, чтобы вокал не утонул в балансе основной системы звуковоспроизведения. Вокалист, конечно, вряд ли что-либо заметит, но его друзья, находящиеся в зале, непременно проболтаются.
Вокальные микрофоны обычно создают много помех. Может случиться так, что из-за шума на сцене нельзя будет подключить более трех микрофонов. В такой ситуации в каналах всех дополнительных микрофонов, например, микрофонов заднего вокала, необходимо иметь ограничители шума. Если наличие ограничителей шума не предусмотрено, а борьба с помехами не принесет должного эффекта, звукооператору придется постоянно вводить и выводить все дополнительные микрофоны для того, чтобы замаскировать общую заметность акустических помех. Если для работы мониторной системы вокала используется сигнал с мониторного выхода основного микшерного пульта, настройка звучания вокала усложняется. Эту настройку приходится проводить в несколько этапов. Произведя первичную настройку канала вокала, необходимо увеличить уровень мониторного выхода микшерного пульта. Если при этом возникнет самовозбуждение мониторной системы, необходимо эквалайзером мониторной системы уменьшить уровень частотной составляющей вокала, на которой произошло самовозбуждение, примерно на 3 дБ. После этого необходимо заново произвести настройку канала вокала Эта операция повторяется до тех пор, пока звучание вокала в мониторной системе вокала не станет достаточно громким, а звучание вокала в основной воспроизводящей системе - ясным и чистым. Однако, если ситуация сложится так, что вам придется все глубже и глубже вырезать одну и ту же частотную компоненту, это будет означать, что мониторная система вышла на предел громкости звучания. При приближении громкости мониторной системы вокала к максимальной, частоту, на которой возможно самовозбуждение мониторной системы, можно определить, если сложить руки рупором вокруг вокального микрофона. Частота вызванного таким способом самовозбуждения является наиболее опасной. Такое самовозбуждение может быть устранено либо уменьшением уровня вызывающих его частотных составляющих, либо уменьшением громкости звучания мониторной системы на величину, соответствующую изменению уровня в 3 дБ. В тех случаях, когда требуется дальнейшее повышение громкости звучания мониторной системы вокала, приходится применять специальные приемы борьбы с самовозбуждением. Эти приемы подробно рассматриваются в разделе, посвященном трудностям, с которыми сталкивается звукооператор в процессе своей работы.
Способы борьбы с факторами, препятствующими увеличению громкости звучания мониторной системы, подробно рассматриваются в разделе «Проблемы эксплуатации концертных комплексов».
Процесс самовозбуждения мониторной системы зависит от множества причин, одной из которых является качество и характеристики звучания вокальных микрофонов. Поэтому в составе мобильного концертного комплекса, который может собираться в самых различных условиях, необходимо иметь несколько разнотипных запасных вокальных микрофонов, имеющих разное звучание. Необходимо также иметь запасной микрофонный канал с отдельным микрофоном, установленным на сцене. Этот канал должен настраиваться точно так же, как и канал первого вокала, чтобы в случае неполадок с основным микрофонным каналом заменить его. Запасной микрофонный канал должен предусматривать возможность прямого подключения к выходным каналам микшерного пульта в обход вокальных групповых каналов. Такое подключение запасного канала позволяет звукооператору сохранить вокал независимо от того, на каком участке цепи вокала произошло нарушение его работы. Потеря вокала может обойтись чрезвычайно дорого. На концерте можно обойтись без очень многих вещей, но длительное отсутствие первого вокала может привести к полному срыву всего выступления.
Запасной микрофон, установленный на сцене, может пригодиться и для многих случаев, поэтому длина его соединительного кабеля должна позволять устанавливать его в любом месте сцене. Укреплять этот микрофон лучше всего на длинной складной стойке, позволяющей устанавливать микрофон в любом месте и под любым необходимым углом. Для того, чтобы заменить таким микрофоном любой из микрофонов сцены, достаточно нескольких секунд. Такая оперативность может оказаться весьма полезной. Например, в моей практике был случай, когда тарелка ударной установки, упавшая вместе со стойкой, разрубила на две части соединительный кабель вокального микрофона. Эту стойку удалось поставить на место весьма быстро, но для того, чтобы найти причину выхода из строя вокального микрофона, понадобилось несколько минут.