Учетные данные группы студентов

№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Специальность Курс
Иванов Сергей Иванович АТС
  ЭВМ
  ИСЖ
  ПГС
  АТС
  ИСЖ
  ЭВМ
  АТС
  ПГС
  ИСЖ

Задача 4

(Выполняется для всех вариантов)

Сформировать произвольный числовой массив (матрицу) размером 5х5 (пять строк, пять столбцов) и вычислить его основные параметры:

- максимальные и минимальные элементы в каждой строке и каждом столбце;

- суммы элементов по строкам и столбцам;

- общую сумму элементов матрицы;

- определитель матрицы;

- обратную матрицу;

- сделать проверку получения обратной матрицы (перемножить исходную и обратную матрицы для получения единичной матрицы).

Задача 5

(вариант выбирается по последней цифре учебного шифра)

Сформировать заданную систему трех линейных алгебраических уравнений по следующей схеме:

A11X1 + A12X2 + A13X3 = B1

A21X1 + A22X2 + A23X3 = B2

A31X1 + A32X2 + A33X3 = B3

Вычислить значения корней сформированной системы уравнений двумя методами: матричным и по формулам Крамера.

Исходные данные для решения задачи 5 приведены в табл. 5.

Таблица 5

Варианты заданий к задаче 5

Последняя цифра шифра А - коэффициенты системы уравнений В - свободные члены
А11 - А31 А12 - А32 А13 - А33 В1 - В3
2.58 1.32 2.09 2.98 1.55 2.25 3.13 1.58 2.34 -6.66 -3.58 -5.01
2.18 2.17 3.15 2.44 2.31 3.22 2.49 2.49 3.17 -4.34 -3.51 -5.27
1.54 3.65 2.45 1.70 3.73 2.43 1.62 3.59 2.25 -1.97 -3.74 -2.26
1.53 2.35 3.83 1.61 2.31 3.72 1.43 2.07 3.45 -5.13 -3.69 -5.98
2.36 2.51 2.59 2.37 2.40 2.41 2.13 2.10 2.06 1.48 1.92 2.16
3.43 4.17 4.30 3.38 4.00 4.10 3.09 3.55 3.67 5.32 6.93 7.29
3.88 3.00 2.67 3.78 2.79 2.37 3.45 2.39 1.96 10.41 8.36 7.62
3.40 2.64 4.64 3.26 2.39 4.32 2.90 1.96 3.85 13.05 10.30 17.86
2.53 3.95 2.78 2.36 4.11 2.43 1.93 3.66 1.56 12.66 21.97 13.93
1.84 2.32 1.83 2.25 2.60 2.06 2.53 2.82 2.24 -6.09 -6.98 -5.52

Методические указания по выполнению

ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Практическая часть работы выполняется средствами табличного процессора EXCEL.Студент выполняет задачи во время самостоятельной работы и представляет полученные результаты в печатном виде в учебную часть филиала.

Задача 1

При выполнении задачи 1 студенту необходимо выполнить следующие операции:

Запустить табличный процессор EXCEL.

Сформировать заголовок задачи по образцу:

Задача 1 Вычисление заданной функции и построение ее графика

Сформировать таблицу вычисления заданной функции с использованием операции «Копирование формул».

Построить график заданной функции с использованием «Мастера диаграмм».

Сохранить созданный документ на своем носителе информации, распечатать документ.

Задача 2

При выполнении задачи 2 студенту необходимо выполнить следующие операции:

Запустить табличный процессор EXCEL.

Сформировать заголовок задачи по образцу:

Задача 2 Вычисление заданных математических функций и построение их графиков в одних осях координат

Сформировать таблицу результатов вычисления заданных функций с использованием операции «Копирование формул».

Построить графики заданных функций с использованием «Мастера диаграмм».

Сохранить созданный документ на своем носителе информации, распечатать документ.

Стандартные математические функции табличного процессора EXCEL, которые могут быть использованы при решении задачи 2, приведены в табл. 6.

Таблица 6

Стандартные математические функции табличного процессора EXCEL,

необходимые для решения задачи 2

№ п/п Математические функции Функции EXCEL
Русская версия Английская версия
|x| АВS(Х) ABS(X)
ex ЕХР(Х) EXP(X)
ln x LN(X) LN(X)
lg x LOG10(X) LOG10(X)
sin x SIN(X) SIN(X)
cos x COS(X) COS(X)
tg x TAN(X) TAN(X)
arctg x ATAN(X) ATAN(X)
Учетные данные группы студентов - student2.ru Корень (X) SQRT(X)
n! Факт (N) FAKT(N)

Задача 3

При выполнении задачи 3 студенту необходимо выполнить следующие операции:

Запустить табличный процессор EXCEL.

Сформировать заголовок задачи по образцу:

Задача 3 Формирование таблиц с учетными данными группы студентов. Выполнение операций сортировки и выборки

Сформировать исходную таблицу с учетными данными группы студентов.

Сформировать 2 таблицы, полученные в результате выполнения операции «Сортировка» (по алфавиту, годам рождения и т.п.).

Сформировать 2 таблицы, полученные в результате выполнения операции «Выборка» (по специальностям, курсу и т.п.).

Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.

Задача 4

При выполнении задачи 4 студенту необходимо выполнить следующие операции:

Запустить табличный процессор EXCEL.

Сформировать заголовок задачи по образцу:

Задача 4 Формирование произвольного массива чисел (матрицы) и вычисление его основных параметров

Сформировать произвольный массив чисел (матрицу) размером 5х5 (пять строк на пять столбцов).

Выполнить математические операции, указанные в условиях задачи 4.

Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.

Стандартные математические функции, необходимые для решения задачи 4, приведены в табл. 7.

Таблица 7

Стандартные математические функции EXCEL,

необходимые для решения задачи 4

№ п/п Математические функции Функции EXCEL
Русская версия Английская версия
Мин (Х12,…,Хn) Мин (Х1 : Хn) Min (Х1 : Хn)
Макс (Х12,…,Хn) Макс (Х1 : Хn) Мax (Х1 : Хn)
Сумма(Х12,…,Хn) Сумм(Х1 : Хn) Sum (Х1 : Хn)
Опред.матр.(Х11nn) Мопред(Х11nn) Mdeterm(Х11nn)
Обр.матр.(Х11nn) Мобр(Х11nn) Minverse(Х11nn)

Задача 5

При выполнении задачи 5 студенту необходимо выполнить следующие операции:

Запустить табличный процессор EXCEL.

Сформировать заголовок задачи по образцу:

Задача 5 Решение системы линейных алгебраических уравнений двумя методами: матричным и по формулам Крамера

Решение матричным методом

Расчетная формула

Х = А-1 х В,

где А-1 – обратная матрица коэффициентов при переменных Х (размер 3х3);

В – матрица свободных членов (размер 3х1).

Порядок выполнения

1. Сформировать исходные матрицы А и В.

2. Вычислить обратную матрицу А-1 .

3. Перемножить матрицы А-1 и В, получить вектор-столбец Хi корней системы уравнений (Х1, Х2, Х3).

Решение по формулам Крамера

Расчетные формулы:

Х1 = D1/D, X2 = D2/D, X3 = D3/D,

где D, D1, D2, D3 – определители матриц А, А1, А2, А3;

Порядок выполнения

1. Сформировать исходные матрицы А, А1, А2, А3 (А, А1, А2, А3 – матрица коэффициентов при переменных Х1, Х2, Х3;в матрицах А1, А2, А3 первый, второй и третий столбцы соответственно заменяются свободными членами).

2. Вычислить их определители D, D1, D2, D3.

3. Вычислить корни заданной системы уравнений по приведенным расчетным формулам.

Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.

Стандартные математические функции, необходимые для решения задачи 5, приведены в табл. 8.

Таблица 8

Стандартные математические функции EXCEL,

необходимые для решения задачи 5

№ п/п Математические функции Функции EXCEL
Русская версия Английская версия
1. Опред.матр.(Х11nn) Мопред(Х11nn) Mdeterm(Х11nn)
2. Обр.матр.(Х11nn) Мобр(Х11nn) Minverse(Х11nn)
3. Умнож.матр.(А*В) Мумнож(А11nn,В11:Bnn) Mmult(А11nn,В11:Bnn)

Примечание.

При вычислении обратной матрицы и произведения матриц с помощью функций EXCEL Мобр и Мумнож в указанную ячейку выводится только первый элемент матрицы-результата. Для того, чтобы вывести все элементы полученной матрицы, необходимо:

выделить диапазон ячеек под будущую матрицу (ячейка, содержащая результат вычисления, будет находиться в верхнем левом углу будущей матрицы);

нажать клавишу F2. При этом в ячейку будет выведена функция, а исходная матрица выделится цветной рамкой;

нажать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+ENTER (в выделенный диапазон ячеек будет введен искомый результат).

После изложения практической части студент приводит список литературы, использованной им при написании курсовой работы. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в работе.

При описании литературного источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы авторов;

· название книги, статьи;

· место издания;

· издательство;

· год издания;

· объем (сведения о количестве страниц).

Ниже приведены примеры описания некоторых видов литературных источников.

Пример. Книга одного и более авторов.

Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях. Протоколы, стандарты, интерфейсы, модели... М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 1999. 256 с.

Информационные технологии в маркетинге / Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 335 с.

Пример. Статья из журнала.

Коржов В. Internet на космической скорости // Мир ПК, 2001. № 1. С. 86-87.

В приложениях помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют текст основной части работы. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки (например, см. приложение 5).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

"Информатика"

1. Прикладное программное обеспечение ПЭВМ. Основные категории прикладных программ и их назначение.

2. Системное программное обеспечение ПЭВМ. Операционная система Windows. Назначение, состав, основные характеристики. Стандартный интерфейс Windows.

3. Системный реестр Windows. Установка и удаление программ

4. Понятие папки. Требования к именам папок и файлов в Windows.

5. Windows. Работа с программами и приложениями. Служебные программы Windows.

6. Основные элементы экрана Windows.

7. Окно как основной рабочий элемент в Windows. Значки и ярлыки объектов, разница между ними. Создание и удаление ярлыков объектов.

8. Многозадачный режим. Кнопки программ и кнопки окон папок на панели задач. Расчистка панели задач от неиспользуемых в работе объектов, закрытие неис­пользуемых папок и программ с помощью правой кнопки мыши. Выход из про­грамм-приложений (закрытие) без сохранения результатов.

9. Порядок использования различных носителей информации.

10. Программы архивации данных. Назначение и порядок работы.

11. Классификация и краткая характеристика программных средств подготовки текстовых документов. Назначение и характеристики текстового процессора MS Word.

12. Основные элементы окна Word. Вид окна и его настройка. Панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование», назначение кнопок.

13. Сохранение файлов. Команды Сохранить и Сохранить как. Элементы окна ко­манды на примере команды Сохранить как: заголовок окна команды, поля для выбора и связанные списки, путь через папки к выбору файла, тип файла.

14. Выделение фрагментов текста. Удаление фрагментов. Способы перемещения и копирования фрагментов текста.

15. Буфер обмена. Перенос и копирование фрагментов через буфер обмена внутри окна документа, между окнами отдельных документов программы Word и между различными программами - приложениями Windows.

16. Создание нового документа. Переход между окнами нескольких документов. Установка параметров страницы текста (лист, поля). Порядок оформления колонтитулов. Порядок оформления нумерации страниц. Установка величины полей страницы. Контроль правописания. Проверка правописания правой кнопкой мыши; команда Сервис, Параметры, Правописание.

17. Понятие формата. Обработка шрифта. Параметры шрифта: гарнитура, насыщен­ность, наклон, размер, цвет, интервал между буквами, верхний/нижний индекс. Обработка абзаца. Параметры абзаца: выравнивание, перенос, интервал меж­строчный и между абзацами, границы, заливка. Форматирование по образцу (ко­пирование формата).

18. Обработка списка. Правила оформления текста в виде списка. Маркер списка. Форматирование для списков. Сноски: варианты и правила оформления. Автоматический поиск и замена заданного набора символов в тексте. Направле­ние и различные режимы поиска и замены. Использование замены для удаления повторяющихся ошибок.

19. Работа с таблицами. Вставка таблицы в текст документа. Установка рамок раз­личной толщины, типа и цвета по периметру заданного блока ячеек таблицы Объединение ячеек. Изменение высоты строк и ширины столбцов в таблице. Сортировка. Колонки текста без таблиц. Табуляция.

20. Создание и вставка графических объектов в текст. Вставка символов, рисование надписи, автофигуры. Вставка рисунка в документ. Приложение WordArt для создания фигурного текста. Форматирование и изменение формата графических объектов. Редактор формул, назначение и порядок работы.

21. Электронная таблица Excel для Windows. Предназначение. Структура документа Excel. Сохранение рабочей книги Excel в заданном каталоге.

22. Основные понятия; ячейка (клетка), активная ячейка, строка, столбец, блок (диапазон). Перемещение по рабочей книге с помощью мыши и клавиатуры. Адрес ячейки и быстрый переход по заданному адресу.

23. Окно программы Excel. Назначение основных элементов окна (панели инструментов, строка формул, строка состояния) и их настройка с помощью команд меню Вид.

24. Рабочие листы Excel. Переименование, перемещение, вставка и удаление листов.

25. Ввод и редактирование данных в ячейках с помощью мыши и клавиатуры. Выделение блока ячеек.

26. Очистка содержимого и удаление ячеек, разница между этими операциями. Приемы копирования и перемещения данных в таблице.

27. Содержимое клеток Excel и отображаемое в ячейке значение. Типы данных: текст, число, дата и время, формула. Правила ввода различных типов данных в ячейки Excel.

28. Форматы данных в Excel (общий, числовой, денежный и др.). Изменение формата данных.

29. Строки и столбцы в Excel. Вставка и удаление строк и столбцов. Настройка ширины столбцов и высоты строк. Выравнивание содержимого ячеек Excel.

30. Копирование и перемещение содержимого ячеек Excel с помощью буфера обмена. Копирование таблиц и их частей с листа на лист, в другие приложения Windows.

31. Синтаксис формулы. Виды операторов в Excel и их применение в вычислениях. Палитра формул.

32. Копирование формул. Автоматический пересчет адресов в формулах. Абсолютные и относительные адреса ячеек.

33. Редактирование формул. Типы ошибок в формулах.

34. Функции в Excel: категории функций, общие правила записи функций. Мастер функций. Виды аргументов функций.

35. Вычисление максимального, минимального, среднего значения в заданном диапазоне ячеек при помощи функций автовычисления Excel.

36. Диаграммы в Excel. Их виды и типы. Мастер диаграмм, этапы создания диаграммы. Основные понятия: ряд данных, ось категорий, ось значений, легенда.

37. Назначение и место СУБД в задачах управления.

38. Структура БД, характеристика основных элементов. Объекты Access.

39. Структура окна базы данных. Состав и назначение команд основного меню СУБД Access.

40. Структура базы данных. Свойства полей, их типы. Уникальные и ключевые поля.

41. Режимы работы с данными. Таблицы и формы.

42. Режимы работы при создании новой таблицы базы данных.

43. Приемы работы с данными. Копирование строк и полей таблицы.

44. Запросы. Простой и перекрестный запросы.

45. Фильтры. Фильтр по выделенному, Обычный фильтр, Расширенный фильтр.

46. Формирование отчетов. Автоотчеты, Конструктор отчетов, Мастер отчетов.

47. Виды компьютерных сетей. Их характеристики и организация

48. Локальные и сетевые ресурсы.

49. Глобальная информационная сеть Internet и WWW.

50. Антивирусная защита.

51. Классификация программного обеспечения ПЭВМ.

52. Системы счисления. Использовании двоичной системы счисления.

53. Принципы построения архитектуры ЭВМ.

54. Составные части ПЭВМ. Состав системного блока.

55. Порядок установки и удаления программ на ПЭВМ.

56. Периферийные устройства ПЭВМ. Понятие драйвера устройства.

57. Стандартные программы Windows. Их состав и назначение.

58. Правила технического обслуживания ПЭВМ.

59. Защита информации ПЭВМ. Понятие о разграничении доступа к информации.

60. Этапы развития ЭВМ. Перспективы развития техники и информационных технологий.

Литература

Основная

1. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие / Под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007, 2010. – 640 с.

2. Степанов, А. Н. Информатика: Учебник / А.Н. Степанов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 765 с.

3. Акулов, О.А. Информатика: базовый курс: электронная версия учебника/ О.А. Акулов. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 551 с.

4. Информатика: Учебное пособие / С.М. Патрушина, О.Г. Нельзина, Н.А. Аручиди, Н.Г. Савельева. Под ред. С.М. Патрушиной. – 2-е изд. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 400 с.

Дополнительная

1. Могилев, А.В. Информатика: учебное пособие / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Под ред. Е.К. Хеннера. – 3-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 848 с.

2. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В. Макаровой. Минобр РФ. 3-е изд., перераб. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – 256 с.

3. Савицкий, Н.И. Экономическая информатика: Учебное пособие / Н.И. Савицкий. – М.: Экономистъ, 2005. – 429 с.

4. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. – 6-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010. – 395 с.

5. Экономическая информатика: Учебное пособие / УМО по образованию. Под ред. Д.В. Чистова. – М.: КНОРУС, 2009. – 512 с.

6. Пасько, В.П. Самоучитель работы на персональном компьютере: самоучитель / В.П. Пасько. – 6-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 655 с.

Наши рекомендации