Пример выполнения контрольной работы 2.
1. Создать базу данных Поезда
1.1. В режиме конструктора создать таблицу Рейсы, содержащую поля номер поезда, Станция назначения, время отправления, Время прибытия. Параметры полей определить самостоятельно. Для ввода времени использовать маску ввода.
Номер поезда | Станция назначения | Время отправления | Время прибытия |
Вологда-Буй | 5:00 | 8:00 | |
Буй-Вологда | 15:00 | 18:00 | |
Вологда-Москва | 21:00 | 6:00 | |
Москва-Вологда | 20:55 | 5:55 | |
Вологда-Адлер | 17:45 | 18:10 | |
Вологда - Санкт-Петербург | 19:45 | 6:30 | |
Череповец-Москва | 22:30 | 7:00 | |
Котлас-Москва | 23:10 | 7:30 |
Ответ:
Составим таблицу параметров полей:
Номер поезда | Станция назначения | Время отправления | Время прибытия | |
Тип поля | Числовой | Текстовый | Дата/время | Дата/время |
Размер поля | Целое | |||
Маска ввода | 00:00 | 00:00 | ||
Формат поля | Краткий формат даты | Краткий формат даты | ||
Значение по умолчанию | ||||
Условие на значение | ||||
Обязательное поле | Да | Да | Да | Да |
Индексированное поле | Да (совпадения допускаются) | Да (совпадения допускаются) | Нет | Нет |
1.2. В режиме конструктора создать таблицу Поезда. Параметры полей определить самостоятельно.
Номер поезда | Кол-во мест в купейных вагонах | Кол-во мест в плацкартных вагонах | Стоимость купейного места | Стоимость плацкартного места |
3 000,00р. | 1 500,00р. | |||
3 500,00р. | 2 500,00р. | |||
2 200,00р. | 1 200,00р. | |||
2 000,00р. | 1 000,00р. | |||
2 000,00р. | 1 550,00р. | |||
2 500,00р. | 1 750,00р. | |||
0,00р. | 200,00р. | |||
0,00р. | 200,00р. |
Ответ:
Составим таблицу параметров полей:
Номер поезда | Кол-во мест в купейных вагонах | Кол-во мест в плацкартных вагонах | Стоимость купейного места | Стоимость плацкарт-ного места | |
Тип поля | Числовой | Числовой | Числовой | Денежный | Денежный |
Размер поля | Целое | Целое | Целое | ||
Маска ввода | |||||
Формат поля | Денежный | Денежный | |||
Значение по умолчанию | |||||
Условие на значение | |||||
Обязательное поле | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
Индексированное поле | Да (совпадения допускаются) | Нет | Нет | Нет |
1.3. Создать запроc, содержащий поле Станция назначения, а также поля из таблицы Поезда и вычисляющий общую стоимость всех мест в купейных и в плацкартных вагонах для каждой станции назначения. Заполнить «Условие отбора» таким образом, чтобы в запросе отобразились только данные о поездах, выходящих из города Вологда.
Ответ:
Ответ:Номер поезда | Станция назначения | Кол-во мест в купейных вогонах | Кол-во мест в плацкартных вагонах | Стоимость купейного места | Стоимость плацкартного места | Общая стоимость купейных мест | Общая стоимость плацкартных мест |
Вологда-Буй | 0,00р. | 200,00р. | 0,00р. | 80 000,00р. | |||
Вологда-Москва | 2 200,00р. | 1 200,00р. | 660 000,00р. | 480 000,00р. | |||
Вологда-Адлер | 3 000,00р. | 1 500,00р. | 300 000,00р. | 750 000,00р. | |||
Вологда-Санкт-Петербург | 2 500,00р. | 1 750,00р. | 500 000,00р. | 525 000,00р. |
При создании запроса строятся два вычисляемых поля:
1. Общая стоимость купейных мест:[Поезда]![Кол-во мест в купейных вагонах]*[Поезда]![Стоимость купейного места]
2. Общая стоимость плацкартных мест:[Поезда]![Кол-во мест в плацкартных вагонах]*[Поезда]![Стоимость плацкартного места]
3. При создании запроса формируется «Условие отбора»:
Станция назначения = Like ("Вологда*").
1.4. Cоздать групповой запрос, определяющий общее количество мест в купейных и в плацкартных вагонах.
Ответ:
Общее количество мест в купейных вагонах | Общее количество мест в плацкартных вагонах |
При формировании обоих полей в групповом запросе используется групповая операция Sum.
Контрольная работа №3
Контрольная работа №3 состоит из двух заданий, связанных с построением алгоритмов решения конкретных задач, в частности с применением блок-схем. Номер задачи выбирается аналогично работам №1 и 2. Работа оформляется в письменном виде на листах формата А4.
Задание 1: Выполните алгоритм, приведенный на рисунке 2. Ответьте на вопрос: чему будет равно значение переменных Х и К? Начальные значения параметров Xo, Ko, N выберите из таблицы №1. В ответе напишите все действия, которые Вам пришлось проделать для получения результата. Напишите в общем виде названия каждого блока в приведенной блок-схеме. Функции mod, div, sqr, sqrt – соответствуют функциям языка программирования Turbo Pascal.
Рисунок 2 – Блок-схема
Таблица №1
Начальные значения
№ вар. | Хо | Ко | N |
-1 | |||
-2 | Хо2 | ||
sqrt(Хо) | 2* Хо* Ко | ||
((Ко)div(Хо))3 | |||
(35)div(Хо) | |||
sqrt(Хо) | 2*(17)div(Kо) | ||
-2 | sqr(Хо) | 2*(17)div(Kо) | |
sqrt(Хо) | 4*(17)div(Xо) | ||
39mod(Хо) | |||
sqrt(4) | 39mod(Хо) | ||
39mod(2) | sqrt(4) | ||
-2 | (sqrt(4)+39mod(2))3 | ||
-2 | (sqrt(Ко)+39mod(2))3 | ||
sqrt(Хо) | Хо*(17)div(Xо) | ||
Хо+sqrt(Хо)*(17)div(Xо) | |||
10-sqrt(Хо)*(17)div(Xо) | |||
(10-sqrt(4)*(17)div(4))2 | |||
7div3 | 29mod4 | sqr(Хо2) | |
7div3 | sqr(-2) | (29mod3+(Хо))2 | |
sqr(9div4) | sqrt(16) | (56div10)2 | |
sqr(9div4) | sqrt(96div10) | (56div10)2 | |
sqr(10mod4) | 96mod10 | (56mod10)2 | |
sqr(10mod4) | sqrt(99mod10) | (56mod10)2 | |
9mod4+sqrt(99mod10) | Хо-1 | (56mod10)2 | |
9mod4+sqrt(99mod10) | Хо-1 | (56mod10)2 - Ко. | |
9mod4+sqrt(99mod10) | Хо-1 | (Хо+Ко)2 - 1 | |
9div4+sqrt(99div10) | Хо-1 | (Хо+Ко)2 - 40 | |
9div4+sqrt(99div10) | Хо-1 | (Хо+Ко)2 |
Пример решения:
Выполните алгоритм, приведенный на рисунке №1. Ответьте на вопрос: чему будут равны значения переменных Х и К после выполнения алгоритма при условии, что Хо=4, Ко= Хо -1, N=sqr(Ko)+Хо. В ответе опишите все действия, которые Вам пришлось проделать для получения результата.
1. Х=4; К=4-1=3
2. Х=4+3=7; К=2*3=6
3. N=(3)2+4=13 (т.к. функция sqr – это вычисление квадрата числа, указанного в скобках)
4. Проверка условия Х<=13. Условие выполняется (Х=7), поэтому X=7+6=13; K=2*6=12
5. Проверка условия Х<=13. Условие выполняется (Х=13), поэтому X=13+12=25; K=2*12=24
6. Проверка условия Х<=13. Условие больше не выполняется (Х=25).
Ответ: Х=25, К=24.
Задание 2: Чему будет равняться значение переменной D, вычисленной в алгоритме программы? Подставьте исходные данные, приведенные в таблице 2, опишите последовательность действий, которые Вам пришлось проделать для получения результата. Функции mod, div, sqr, sqrt – соответствуют функциям языка программирования Turbo Pascal.
Алгоритм программы:
Функция F(A, B, C)
Начать Функцию
Если ((A > B) И (A > C)) То
F := A
Иначе
Если B > C То
F := B
Иначе
F := C
Все
Все
Конец Функции;
Начать Программу
X := Xo
Y := Yo
Z := Zo
D := F(Y, X, Z)
Вывод D
Конец Программы
Таблица №2
Начальные значения
№ варианта | Хо | Yо | Zo |
57mod5 | |||
9div2 | sqrt(4) | 87mod10 | |
sqr(2) | 20div3 | 87mod10 | |
20div3 | sqr(2) | 57mod10 | |
9div4+sqrt(99div10) | sqr(2) | 57mod10 | |
sqr(2) | 9div4+sqrt(99div10) | sqrt(59mod10) | |
9div4+sqrt(99div10) | (56mod10)2 | sqr(57mod10) | |
9div4+sqrt(99div10) | sqr(57mod10) | (56mod10)2 | |
(9div4+sqrt(99div10))3 | (56mod10)2 | sqr(57mod10) | |
9div4+sqrt(99div10) | sqr(57mod10) | ||
9div4+sqr(93mod10) | sqr(57mod10) | ||
9div4+sqr(93mod10) | sqrt(116mod10) | ||
9div4+sqr(93mod10) | sqr(57div10) | ||
9mod4+sqr(93mod10) | sqr(57mod10) | ||
9mod4+sqr(93mod10) | 29mod4+5 | sqrt(69mod10) | |
9mod4+sqr(93mod9) | 29mod4+5 | sqrt(69mod6) | |
11mod2+sqr(93mod9) | sqrt(69mod6) | ||
sqrt(79mod7) | |||
sqr(93mod9)+1 | sqrt(69mod6) | ||
sqr(93mod9)+5 | sqrt(69mod6) | ||
sqr(93div9) | |||
sqr(93div9) | |||
sqr(93div9) | |||
sqr(6) | sqr(93div9)-20 | ||
19mod3+sqr(93mod10) | sqrt(49mod10) | ||
21mod5+sqr(93mod10) | sqrt(29mod10) |
Пример решения:
Чему будет равняться значение переменной D, вычисленной в программе при условии, что Хо=sqrt(900/9)-5, Yo=6, Zo=4. Опишите последовательность действий, которые Вам пришлось проделать для получения результата. Функции mod, div, sqr, sqrt – соответствуют функциям языка программирования Turbo Pascal.
1. Начать программу
2. Присвоить переменным начальные значения: X=Xo=sqrt(900/9)-5, Y=Yo=6, Z=Zo=4
3. Вызвать функцию
4. Присвоить переменной D значение функции F
5. В результате получаем: A=6, B=5, C=8 (т.к. функция sqrt – корень квадратный)
6. Проверяем условие: Если ((A > B) И (A > C)) То F := A
7. В результате проверки получаем: Если((6>5)И(6>4)) То F=6
8. Условие выполняется
9. Ответ: D=6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новожилов, О. П. Информатика: учеб. пособие для вузов/ О. П. Новожилов. - М.: Юрайт, 2011. - 564 с.: ил.
2. Горнец, Н. Н. ЭВМ и периферийные устройства: компьютеры и вычислительные системы учебник для вузов по направлению \"Информатика и вычислительная техника\"/ Н. Н. Горнец, А. Г. Рощин. - М.: Академия, 2012. - 233, [1] с.: ил.
3. Келим, Ю. М. Вычислительная техника: учеб. пособие для СПО/ Ю. М. Келим. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Academia, 2008. - 362, [1] с.: ил.
4. Гордеев, А.В. Операционные системы: учебник для вузов по направлению «Информатика и вычислительная техника» / А. В. Гордеев. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 415 с.
5. Авдеев, В. А. Периферийные устройства : интерфейсы, схемотехника, программирование: учеб. пособие для вузов по специальности 230101 \"Вычислит. машины, комплексы, системы и сети\"/ Авдеев В. А. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 846, [1] с.: ил.
6. Таненбаум, Э. Компьютерные сети : / Э. Таненбаум. - 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 991 с.: ил.
7. Селезнев, Р. Г. Компьютерные сети : учеб. пособие/ Р. Г. Селезнев, А. Д. Платонов. - Вологда: ВоГТУ, 2009. - 75 с.: ил.
8. Олифер, В. Г. Компьютерные сети : принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для вузов по направлению \"Информатика и вычисл. техника\", специальностям \"Вычислительные машины, комплексы, системы и сети\", \"Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем\"/ В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. - 4-е изд. - СПб.[и др.]: Питер, 2013. - 943 с.: ил.
9. Глушаков, С. В. Microsoft Excel 2007: / С. В. Глушаков, А. С. Сурядный. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: АСТ : КОМПЬЮТЕР-HOUSE iBoox.Ru, 2009. - 511 с.: ил.
10. Крупский, А. Ю. Текстовый редактор Microsoft Word. Электронные таблицы Microsoft Excel : учеб. пособие/ А. Ю. Крупский, Н. А. Феоктистов. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 135 с.: ил.
11. Глушаков, С. В Microsoft Excel 2007: лучший самоучитель/ С. В. Глушаков, А. С. Сурядный. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: АСТ, 2008. - 410 с.: ил.
12. Златопольский, Д. М. 1700 заданий по Microsoft Excel : [основы информатики]/ Д. М. Златопольский. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 529 с.: ил.
13. Блюттман, К. Анализ данных в Acces: сб. рецептов/ Кен Блюттман, Уэйн Фриз. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 349 с.: ил.
14. Робинсон, С. Microsoft Access2000/ С. Робинсон. - СПб.: Питер, 2000. - 511 с.: ил. .
15. Вейскас, Д. Эффективная работа с Microsoft Access97/ Д. Вейскас; пер. с англ. В. Широкова. - СПб.: Питер, 2000. - 973 с.: ил.
16. Дженнингс, Р. Использование Microsoft Access2000/ Р. Дженнингс. - Спец. изд. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2000. - 1147 с.: ил.
17. Фаронов, В. В. Turbo Pascal 7.0: учебный курс: учебное пособие/ В. В. Фаронов. - М.: КНОРУС, 2013. - 363 с
18. Иванова, Г. С. Программирование: учеб. для вузов по направлению 230100 "Информатика и вычислит. техника"/ Г. С. Иванова. - М.: КноРус, 2013. - 425, [1] с.: ил.
19. Новичков, В. С. Алгоритмизация и программирование на Турбо Паскале: учеб. пособие для вузов по специальности "Програм. обеспечение вычисл. техники и автоматизир. систем"/ В. С. Новичков, Н. И. Парфилова, А. Н. Пылькин. - М.: Горячая линия-Телеком, 2005. - 462 с.