Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины "Основы алгоритмизации и программирования" предусматривает изучение основ алгоритмизации и программирования на языках высокого уровня, особенностей реализации этих языков и применения их при разработке программного продукта.
Программа дисциплины, предполагает формирование у учащихся представления о современных направлениях в программировании:
-процедурном программировании;
-модульном программировании;
- объектно-ориентированном программировании.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
- эволюцию языков программирования, их классификацию, понятие системы программирования;
- структуру программного обеспечения и систем программирования;
- статические и динамические структуры данных;
- зависимость эффективности алгоритмов от способов представления данных;
знать на уровне понимания:
– способы представления алгоритмов и их типы:
– изображение символов, применяемых в схемах программ, в соответствии с ГОСТами ЕСПД;
– структуру программы на изучаемых языках высокого уровня;
– назначения стандартных библиотечных модулей соответствующих систем программирования;
– базовые элементы изучаемых языков программирования высокого уровня, простые и структурированные типы данных этих языков;
– операторы языка, (управляющие структуры);
– основные стандартные встроенные процедуры и функции;
– правила описания процедур и функций, определённых пользователем;
– особенности изучаемой системы программирования;
– возможности встроенного текстового редактора;
– способы компиляции и запуска программ в соответствующей среде программирования;
– средства, отладки программ в используемой системе программирования;
– базовые понятия объектно-ориентированного программирования
– перспективные направления развития языков программирования.
уметь:
– записывать алгоритмы с использованием блок-схем или таблиц;
– составлять алгоритмы всех типов;
– по заданному алгоритму составлять программу;
– при разработке программы рационально использовать изученные возможности языка программирования;
– анализировать предложенные программы, составленные на одном из изучаемых языков программирования;
– используя среду программирования, вводить и корректировать текст программы, транслировать программу, получать загрузочный модуль;
– находить и исправлять допущенные ими ошибки программы, выявленные в процессе трансляции и отладки;
– разрабатывать тесты для проверки работоспособности программы;
– отлаживать программу в среде программирования с использованием средств встроенного отладчика;
– анализировать полученные результаты работы программы.
У учащихся должны быть сформированы навыки:
– работы в среде конкретной системы программирования;
– применения государственных стандартов ЕСПД.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1.1. Программирование на персональных ЭВМ. / Д.В. Офицеров, А.Б. Долгий, В.А. Старых. – Минск : Вышэйшая школа, 1993.
1.2. Введение в язык Паскаль. / В.Г. Абрамов, Н.П. Трифонов, Г.Н. Трифонов. – Москва : Наука, 1988.
1.3. ПАСКАЛЬ. Программирование на языке высокого уровня. / Т.А. Павловская, Санкт-Петербург : Питер, 2004.
1.4. Конспект лекций по ОАиП. / электронный учебник.
1.5. Turbo Pascal: Учебник / С.А. Немнюгин. – Санкт-Петербург : Питер, 2000.
1.6. Turbo Pascal: Практикум / С.А. Немнюгин. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2001.
1.7. Графы, сети и алгоритмы / Свами М., Тхуласираман К. – Москва : Мир,1984.
1.8. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие / Фаронов В.В. – Москва : Нолидж, 1999.
1.9. Турбо Паскаль 7.0. Практика программирования. Учебное пособие. / В.В. Фаронов. – Москва : Нолидж, 1999.
1.10. Библия Delphi. / М. Фленов.
2. Дополнительная литература
2.1. Основы алгоритмизации и программирование: Конспект лекций. / Электронная версия В.А. Барков.
2.2. Паскаль для персональных компьютеров / Ю.С. Бородич, А.Н. Вальвачев, А.И. Кузьмич. – Минск : Вышэйшая школа, 1991.
2.3. Алгоритмы и программы решения задач на графах и сетях / М.И. Нечепуренко, В.К. Попков, С.М. Майнагашев и др. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1990.
2.4. Программирование экспертных систем на Паскале / Б. Сойер, Д.Л. Фостер: Пер. с англ. – Москва : Финансы и статистика, 1990.
2.5. http://www.cyberforum.ru/
Содержание темы
Тематический план
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу | ||||
Всего | В том числе | |||||
Для дневной формы обучения | Для заочной формы обучения | На установочные занятия | На обзорные занятия | На лабораторно-практические | ||
Введение | 0,25 | 1,75 | ||||
Раздел 1.Технологический цикл обработки информации на компьютере. | 0,25 | 1,75 | ||||
Раздел 2. Понятие алгоритма. Свойства, способы описания. | 0,5 | 1,5 | ||||
Раздел 3.Алгоритмы, структура данных и система программирования Delphi (консольное приложение). | ||||||
Раздел 4. Основные комбинаторные алгоритмы и алгоритмы на графах. | ||||||
Раздел 5. Объектно-ориентированное программирование. | ||||||
Раздел 6. Система программирования Delphi. | ||||||
Раздел 7. Файлы в Delphi. | ||||||
Раздел 8. Дополнительные возможности системы программирования Delphi. | ||||||
Курсовое проектирование | ||||||
Всего |
Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы.