Ввод и вывод данных (стандартные устройства)

Содержание

Содержание.. 2

Введение.. 3

Введение.. 3

Основные программы и команды... 4

Расчетная часть. 13

Задание 1. 14

Задание 2. 23

Заключение.. 26


Введение

Часто людям приходится делать что-то, а потом повторять те же действия через промежуток времени. Когда человек первый раз сталкивается с задачей, то обдумывает последовательность действий (алгоритм) для ее решения. Придумав удачный алгоритм, человек его запоминает, и последующее выполнение похожих задач происходит уже «на автомате». Когда мы действуем согласно какой-либо инструкции, то являемся просто исполнителями.

Но компьютер может быть лучшим исполнителем, чем человек, хотя бы за счет высокой скорости выполнения действий. У компьютера тоже есть память, куда можно записать последовательность действий (алгоритм) для решения той или иной задачи? Машина будет следовать хранящимся в нем инструкциям раз за разом и быстро выполнять их.

При этом надо понимать, что запрограммировать компьютер (т.е. записать в него алгоритм) все равно надо. И делает это человек. Человек разрабатывает последовательность действий для решения задачи и записывает их в память машины. Сам по себе компьютер ничего не знает, он просто железо и делает лишь то, что записано в его памяти. Придумывание алгоритма для решения задачи достаточно трудоемкий процесс. Однако выгоды, получаемые от его реализации с помощью компьютера, перекрывают эти затраты.

Основные программы и команды

{ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ}

PROGRAM имя программы;

{-------ОПИСАНИЯ ------------}

uses.................

const.................

type.................

var.................

procedure .................

function .................

{-------ОПЕРАЦИИ ------------}

BEGIN

.......................................

.......................................

.......................................

END.

ИМЯ (ИДЕНТИФИКАТОР)

Символы в составе имени объекта:

буквы латинского алфавита: a,b,c,d,e,f,g,h,i,j,k,l,m,n,o,p,q,r,s,t,u,v,w,x,y,z.

арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

символ подчеркивания: [ _ ].

Малые (строчные) и большие (прописные) буквы не различаются по значению: имена abc и ABC считаются равными. Первым символом может быть только буква или символ _ . Длина имени может быть от 1 до 127 символов. При этом первые 63 символа в различных именах должны обязательно отличаться друг от друга: эта часть имен используется для определения их равенства или неравенства (!).

КОММЕНТАРИИ (ПРИМЕЧАНИЯ)

Любой текст между фигурными скобками {и}. Текст комментария можно расположить в любой части программы.

КОНСТРУКЦИЯ USES (СТАНДАРТНЫЕ МОДУЛИ)

uses имя-модуля-1, имя-модуля-2, имя-модуля-3, ... имя-модуля-n;

Модуль (unit) - это набор стандартных операций и описаний, которые можно использовать, как готовые конструкции.

ОСНОВНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ И ТИПЫ ДАННЫХ

ПОСТОЯННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ (КОНСТАНТЫ)

ЗНАЧЕНИЯ КОНСТАНТ (ЛИТЕРАЛЫ)

Основные константы Примеры
Целая десятичная 10 +100 -200
Вещественная десятичная 10.0 +100.25 -2.5e+12
Шестнадцатиричная $10 $1A00 $2BC2
Символьная (литерная) ‘A’ ‘1’ #255
Строчная ‘ABC’ ‘Москве - 850 лет’ ‘$ 10 000’
Множество [ 1, 2, 3 ] [ ‘a’, ‘b’, ‘c’ ] [ ‘a’ .. ‘z’ ]

КОНСТРУКЦИЯ CONST (ОПИСАНИЕ КОНСТАНТ)

constимя-константы = значение; [...]

ТИПЫ ДАННЫХ И ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

КОНСТРУКЦИЯ TYPE (ОПИСАНИЕ ТИПОВ ДАННЫХ)

type имя-типа = описатель-типа; [...]

КОНСТРУКЦИЯ VAR (ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ)

var имя-переменной-1, имя-переменной-2, ... имя-переменной-n: тип; [...]

РЕГУЛЯРНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

2.2.3.1. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

Описатель типа Длина(байт) Минимальное число Максимальное число
Integer 2 (знак) -32768 +32767
Shortint 1 (знак) -128 +127
Longint 4 (знак) -2147483648 +2147483647
Byte 1 (б/зн.)
Word 2 (б/зн.)

2.2.3.2. ЛИТЕРЫ (СИМВОЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ)

Описатель типа Длина(байт) Количество значений Допустимые значения
Char литера (символ)

2.2.3.3. ЛОГИЧЕСКИЕ (БУЛЕВСКИЕ) ВЕЛИЧИНЫ

Описатель типа Длина(байт) Количество значений Допустимые значения
Boolean true, false

2.2.3.4. ТИП ДАННЫХ «ИНТЕРВАЛЫ»

typeимя-типа = минимальное-целое-значение..максимальное-целое-значение;

2.2.3.5. ТИП ДАННЫХ «ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ»

type имя-типа = (значение1, значение2, ... значение-n);

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛА

Описатель типа Длина(байт) Число значащих цифр Директива компилятора
Real не требуется
Single {$N+}
Double {$N+}
Extended {$N+}
Comp 19 (цел.число,64-bit) {$N+}

ТИПИЗИРОВАННЫЕ КОНСТАНТЫ.

(ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ С НАЧАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ)

constимя-константы: тип = значение; [...]

ОПЕРАЦИИ

2.3.1. ОПЕРАЦИЯ ПРИСВАИВАНИЯ

имя-переменной : = выражение;

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Сложение Вычитание умножение деление
A b A + b a B a - b a b a * b a b a / b
-20 -10 -10 2.5 2.5 6.25 0.5
целочисленное деление остаток от деления (модуль) двоичный сдвиг влево двоичный сдвиг вправо
a B a div b a b a mod b a b a shl b a b a shr b

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

операции булевой алгебры (высший приоритет)
Not And or xor
A not a a b a and b a b a or b a b a xor b
False True false false False false false false false false false
true False false true False false true true false true true
    true false False true false true true false true
    true true true true true true true true false
                       
операции отношения (низший приоритет)
a = b равно
A <> b не равно
a < b меньше
A <= b меньше или равно (не больше)
a > b больше
A >= b больше или равно (не меньше)

ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ (СТАНДАРТНЫЕ УСТРОЙСТВА)

Процедура (функция) Назначение Пример вызова Примечания
read(список-ввода) ввод данных (клавиатура) read(a, b, c)  
Readln(список-ввода) ввод данных, пропуск маркера конца строки readln(a, b, c)  
Write(список-вывода) вывод данных (экран) write(‘n = ’,n:10) write(‘n = ‘,n:p:q) p,q: величины целого типа
Writeln(списоквывода) вывод данных, вывод маркера конца строки writeln(‘?’:s+2) writeln(‘’:spaces) s,spaces: величины целого типа
Clrscr очистить весь экран (окрасить в цвет фона) clrscr модуль crt
Textcolor(цвет) выбрать цвет символа textcolor(magenta) модуль crt
Textbackground(цвет) выбрать цвет фона textbackground(0) модуль crt
Window(x1,y1,x2,y2) окно (x1,y1)-(x2,y2) window(1,1,40,10) модуль crt
Wherex позиция курсора x - номер колонки x := wherex модуль crt
Wherey позиция курсора y - номер строки y := wherey модуль crt
Gotoxy(x,y) установить курсор в положение (x, y); x - колонка [1..80]; y - строка [1..25]; gotoxy(40,10) gotoxy(50,wherey) модуль crt

Определения констант-названий цветов палитры в текстовых режимах (модуль crt)

Номер Цвет (имя константы) Номер Цвет (имя константы)
Black DarkGray
Blue LightBlue
Green LightGreen
Cyan LightCyan
Red LightRed
Magenta LightMagenta
Brown Yellow
LightGray White

Наши рекомендации