Оценка качества интерфейса с использованием контрольного списка интерфейса

Юзабилити -тестированием является любой эксперимент, направленный на измерение качества интерфейса или же поиск конкретных проблем в нем. В каждом конкретном случае необходимо составлять свой собственный контрольный список, поскольку он должен учитывать специфику разрабатываемого программного средства и возможности средств разработки (табл. 4). Важно также понимать, что никакой контрольный список не может обеспечить высокое качество интерфейса, но использование такого списка гарантирует отсутствие грубых ошибок.

Таблица 4

Контрольный список интерфейса

Элемент Требование Выполнение
Кнопки Все кнопки, запускающие действия, имеют текст в инфинитивной форме глагола (пример: искать), а не другую часть речи либо форму глагола (пример: готово). Давать кнопке текст «ОК» можно, только если какой-либо глагол не вмещается ДА
Кликабельный размер кнопок совпадает с их видимым или логическим размером ДА
Между кнопками, стоящими рядом, должно быть пустое пространство, щелчок по которому не отрабатывается ДА
Нет разных состояний кнопок, которые выглядят одинаково ДА
  Недоступные команды не исчезают с экрана, а становятся заблокированными ДА
Частотные кнопки снабжены не только текстом, но и пиктограммами; редко используемые кнопки – только текстовыми подписями НЕТ
В модальных диалоговых окнах нет кнопок «Применить» ДА
Поля ввода В полях ввода уже стоят наиболее вероятные значения НЕТ
Если в поле вводится численное значение, границы диапазона выводятся во всплывающей подсказке НЕТ
Если в поле вводится численное значение из ограниченного диапазона, то поле снабжено крутилкой ДА
Длина полей не меньше и, по возможности, не больше длины вводимых в них данных ДА
Если поле предназначено для ввода заметного количества текста, оно многострочное ДА
Многострочные поля имеют максимально возможную высоту; нет резервов для их увеличения НЕТ
Списки В списках уже стоят наиболее вероятные значения ДА
Если список содержит более 50 элементов, используется фильтр или режим поиска НЕТ
Нет часто используемых коротких списков (менее пяти элементов); такие списки представлены как группы радиокнопок или чекбоксов НЕТ
Ширина списков не меньше ширины входящих в них элементов ДА
Элементы списка отсортированы: либо структурно, т. е. по общим признакам, либо по алфавиту, либо по частотности (только списки меньше семи элементов) ДА
Многострочные списки имеют высоту не менее четырех строк ДА
Если в списке более 50 отсортированных по алфавиту элементов, первыми тремя элементами являются наиболее частотные элементы. Они также повторя- ются на своих алфавитных местах НЕТ
Взаимодействие Система, завершив длительную операцию (больше 1 мин работы), пищит через встроенный динамик компьютера НЕТ
Если в интерфейсе не используется непосредственное манипулирование, система не имеет своих курсоров. При использовании непосредственного манипулирования свои курсоры применяются, только если аналогов из ОС не существует НЕТ
Меню Первая буква в названии пунктов меню – заглавная ДА
Все пункты меню первого уровня активизируют раскрывающиеся меню ДА
Используются не более двух подуровней меню НЕТ
Элементы, открывающие вложенные меню, выглядят иначе, чем терминальные элементы ДА
На всех объектах, видимых в интерфейсе, есть специфичное для каждого объекта контекстное меню НЕТ
Контекстные меню В контекстных меню не более 10 элементов ДА
В контекстных меню элементы отсортированы по убыванию частоты их использования НЕТ
Все элементы контекстных меню присутствуют и в других фрагментах интерфейса; нет команд, вызываемых только из контекстных меню ДА
В формах ввода проверка корректности вводимых значений выполняется прямо во время ввода; если вводятся некорректные данные, система сразу сообщает об этом пользователю, не дожидаясь момента, когда пользователь завершит ввод данных во всей Форме НЕТ
Системные сообщения и обработка ошибок Сообщения о некорректности введенных данных показываются рядом с элементом управления, данные в котором некорректны НЕТ
Текст сообщений о некорректности введенных данных не говорит, что совершена ошибка, напротив, он только информирует пользователя, данные какого типа и формата приемлемы НЕТ
Текст сообщений о проблемах состоит из трех частей: в первой части кратко описывается проблема, во второй части указывается, как ее решить, в третьей части описывается, как не допускать возникновения этой проблемы в дальнейшем НЕТ
Статусные сообщения («Синхронизация успешно завершена») выводятся только в строке статуса НЕТ
Структура интерфейсных форм В группах интерактивных элементов (поля форм, элементы меню и т. п.) этих элементов не больше семи ДА
Кнопка «Отмена» всегда самая правая ДА
Если в форме есть несколько кнопок, одна является кнопкой по умолчанию. Если кнопка в форме только одна, она не может быть кнопкой по умолчанию. Опасные для пользователя кнопки не являются кнопками по умолчанию НЕТ
  Если в окне есть свободное место, наиболее частотная терминационная кнопка больше остальных НЕТ
Кнопки находятся в секции, на которую они оказывают непосредственное воздействие НЕТ
Терминационные кнопки (управляющие окном) расположены либо снизу в ряд, либо справа в колонку ДА
Пункты меню и кнопки, инициирующие другие действия пользователя, обозначены в конце многоточием (…). Примеры: элемент «Сохранить как...» требует многоточия, так как пользователь должен выбрать название файла, а элемент «О программе» многоточия не требует, так как на открывающемся окне нет самостоятельных интерфейсных элементов ДА
Подписи к интерфейсным элементам размещены единообразно ДА
Недоступные в данный момент интерфейсные элементы заблокированы, а не скрыты ДА
Текст в интерфейсе Ни один элемент не называется по-разному в разных местах (интерфейсный глоссарий не просто сделан в явной форме, но и выверен) ДА
В интерфейсе отсутствуют жаргонизмы ДА
В интерфейсе отсутствуют отрицательные формулировки ДА
  На все главные интерфейсные элементы повешены всплывающие подсказки, текст которых отражает результат использования этих элементов НЕТ
В тексте всех подтверждений дается наименование объекта, над которым совершается подтверждаемое действие ДА
Для улучшения удобочитаемости длинные числа разбиваются неразрывным пробелом по три цифры: 1 234 567 НЕТ
Каждый элемент списка содержит на конце точку или начинается с прописной буквы по следующему правилу: «Текст всех элементов начинается со строчной буквы. Все элементы оканчиваются по последней букве слова без каких-либо знаков препинания, кроме последнего, который оканчивается точкой. Исключение: если хоть один элемент списка содержит более одного предложения, все элементы начинаются с заглавной буквы и заканчиваются точкой» НЕТ

Вывод

В данной работе были проведены анализ и оценка интерфейса диалоговой системы, а также изложено руководство по ее применению.

Выбранная система представляет собой готовый программный продукт, требования и описание которого было приведено в первых пунктах расчетно-графической работы.

В ходе проведенных оценок были получены следующие результаты:

1. На основе оценки субъективной удовлетворенности пользователя интерфейсом программного продукта все полученные оценки респондентов оказались положительными. Это значит, что продукт хорошо принят всеми респондентами.

2. На основе оценки качества интерфейса с использованием контрольного списка интерфейса наглядно видно, что в программном продукте реализованы большинство требований к интерфейсу.

На основе всего вышесказанного можно сказать, что данная система удовлетворяет потребностям типичных пользователей, которыми высоко оценен.

Список источников

1. Терещенко П.В, Шахмаметов Р.Г. Пользовательские интерфейсы информационных систем: методические указания к выполнению расчетно-графического задания по курсу «Диалоговые средства информационных систем» для студентов, обучающихся по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника». – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 35с.

2. Головач В., Белышкин А. Контрольный список интерфейса:[Электронный ресурс] – Электрон.стат. – URL: http://usethics.ru/blog/lib/software_checklist/. ( Дата обращения: 06.04.2012)

Наши рекомендации