Создание узора для заливки
Кафедра прикладной информатики
Методические указания к контрольной работе
по дисциплине «Компьютерная графика»
для студентов заочной формы обучения направления подготовки:
«Технология изделий легкой промышленности»
«Конструирование изделий легкой промышленности»
Составитель:
А. А. Медведева
Санкт-Петербург
Контрольная работа по дисциплине «Компьютерная графика» состоит из двух частей и заключается в выполнении десяти заданий. Пять заданий выполняются в редакторе векторной графики Corel Draw (Adobe Illustrator) и пять заданий – в редакторе Adobe Photoshop.
Corel Draw – итог работы представить в одном файле версии CorelDrawX5 или старше (многостраничный документ, каждое задание – на отдельной странице).
Adobe Photoshop – работу представить в слоях в формате .tiff, а также в сжатом виде в .jpg.
Векторная графика
1.1. Задание № 1 Знакомство с программой Corel Draw.
Цель работы – изучение основ работы
Изучить интерфейс программы, освоить построение графических примитивов объектов, ознакомиться с командами создания, перемещения, копирования, масштабирования объектов.
Задание на самостоятельную подготовку:
- Изучить интерфейс программы (рабочая область, строка меню, стандартная, строка свойств, строка состояния; цветовая палитра, панель инструментов).
- Освоить построение графических примитивов (прямоугольник, эллипс, многоугольник).
- Выполнить трансформации объектов.
- Использовать возможности Диспетчера объектов (Окно Object Manager) для изменения положения объекта в вертикальной «стопке».
Работа со стандартными объектами (прямоугольник, эллипс, звезда (многоугольник)). Строка свойств. Инструмент стрелка (Pick tool). Экранная палитра цветов
Задание: игрушка
Используя только инструмент Эллипс, создать игрушку.
Полезная информация.
Все созданные объекты располагаются на определенном уровне. Изменить положение в вертикальной «стопке» можно следующими способами: Меню - Arrange → Order → … Также можно использовать контекстное меню. Или перетащить объект на другой уровень в Диспетчере объектов (Tools→Object Manager).
Если при рисовании объектов удерживать нажатой клавишу Ctrl, создается окружность. Если удерживать клавишу Shift, преобразования осуществляются относительно центра объекта. Если при к.-л. преобразовании объекта нажать правую кнопку мыши, создастся дубликат объекта.
Пример выполнения: (слева – каркасный режим, справа – улучшенный)
Результат работы:
Задание № 2
Задание на самостоятельную подготовку:
1. Изучить возможности поворота объекта векторной графики Arrange→Transformations→Rotate.
2. Освоить перенесение центра объекта в заданную точку.
3. Выполнить Поворот объекта с дублированием.
Задание: часы / декоративная тарелка. Создать часы, круглые по форме, с делениями на 12 частей. Отработать приемы: создание объектов, выравнивание по центру, дублирование (с поворотом) объектов относительно заданного центра. Группировка объектов
Порядок выполнения работы:
1. Начертить окружность заданного размера.
2. Создать несколько концентрических окружностей (Стрелка – указатель плюс Shift).
3. Нарисовать объект (многоугольник), который будем распределять по кругу).
4. Выделить объекты – выровнять (строка свойств – кнопка выравнивание, или Arrange → Align → Center vertically).
5. Выделить распределяемый объект. Перейти в режим поворота (двойной щелчок по объекту)) – перенести центр прямоугольника в центр окружности (совместить центр выбранного объекта с центром окружности.
6. Открыть докер окно Трансформации (Arrange→Transformations). Выбрать вкладку Rotate (Поворот). Установить заданный угол поворота (для часов – деление на 12 частей – это 30 градусов). Указать количество копий – 11. Применить.
Пример выполнения
Декоративная тарелка выполняется аналогично, при этом вращается любой объект любой произвольной формы. Количество копий – на усмотрение автора
Задание № 3
Работа инструментом «Shape» (форма).
Редактирование формы объекта. Типы узлов: симметричный, гладкий, острый. Добавление и удаление узлов. Замыкание и автозамыкание кривой Простая заливка.
Задание на самостоятельную подготовку:
1. Изучить действие инструмента «Shape» (форма).
2. Изучить строку свойств при работе с инструмент «Shape» (форма). Типы опорных точек (узлов) – симметричный, гладкий, острый (Symmet, Smooth, Cusp)
3. Освоить преобразование объекта с особыми свойствами (прямоугольник, эллипс, многоугольник) в кривые
4. Выполнить Преобразование опорных точек объекта
5. Научиться изменять форму кривой, воздействуя на опорные точки, управляющие точки (манипуляторы кривизны), сегменты кривой.
1.3.1. Задание № 3.1.Натюрморт (фрукты на тарелке)
Пример выполнения работы:
Порядок выполнения работы:
1. Нарисовать эллипс произвольного размера (тарелка).
2. Нарисовать яблоко: инструмент – эллипс, преобразовать в кривые (Команда Arrange→Convert to Curves, Ctrl+Q, или кнопка в строке свойств.
3. Преобразовать верхний и нижний узлы в острые. Отредактировать форму.
4. Аналогично – другие фрукты. Для добавления узлов кривой – в строке свойств – добавить узел, или – двойной щелчок по кривой
Полезная информация:
Строка свойств. Объект – Эллипс. Крайняя правая кнопка – Преобразовать в кривые (Ctrl+Q)
Строка свойств для редактирования формы объектов
Преобразовать симметричный узел в острый с помощью кнопки в строке свойств.
|
|
1.3.2. Задание № 3.2.Натюрморт (ваза с цветами)
Создание зеркального отображения. Редактирование формы объекта. Добавление и удаление узлов. Использование команды Combine (комбинировать, объединить). Замыкание и автозамыкание кривой Простая заливка.
Задание: нарисовать цветы и листья в вазе. Ваза рисуется симметричной, состоящей из двух половинок.
Создание вазы:
1.Нарисуем (левую или правую) половинку вазы (инструмент Bezier или Free hand tool).
2.Отредактируем ее форму
3.Создадим копию – зеркальное отображение. Знать 3 варианта:
1.мышкой, используя клавишу Ctrl и правую кнопку
2.используя команды Copy, Paste, Mirror button.
3.используя Arrange→Transformations→Scale and mirror→Apply to duplicate
Пример выполнения:
Задание № 4. Работа с текстом
С помощью одного инструмента – Текст – можно ввести текст двух видов: заголовочный (Artistic) и абзацный (Paragraph).
Заголовочный текст вводится с помощью инструмента Текст в любом месте рабочей области, перевод на следующую строчку осуществляется пользователем при нажатии клавиши <Enter>. Используется: для набора заголовков, крупных и коротких надписей, подрисуночных текстов и т.д.
Текст большого объема, обычно оформляется колонками определенной ширины и выглядит блоками, отсюда название – блочный текст, также называется абзацный и простой. Особенностью текста является автоматическая верстка по ширине колонки.
Для ввода абзацного текста, после выбора инструмента Текст, перед началом печати рисуют текстовый прямоугольник (его диагональ). На экране появляется пунктирная рамка, в левом верхнем углу – курсор: можно вводить текст. Текст будет размещаться только внутри этой очерченной области. Клавиша <Enter> используется только в конце абзаца.
1.4.1. Задание 1.4.1: Изучить возможности форматирования текста, изменить гарнитуру, размер шрифта, положение символов.
1.4.2. Задание 1.5.3. Визитка. Размер карточки – 90×50 мм.
1.4.3. Задание 1.5.4. Используя функцию «Разместить текст вдоль контура» создать печать диаметром 50 мм.
Пример выполнения работы:
Работа с цветом. Заливки – градиент, узор, создание собственной
Задание № 5. Трассировка растровых изображений
Выполнить трассировку, выбрав для цветного изображения Лого, для чертежа; для черно-белой графики – ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ.
«Ручная трассировка» это – обводка исходного изображения инструментом Bezier tool. Автоматическая трассировка – с помощью программы Corel Trace.
Слева – исходное растровое изображение, справа – результаты трассировки по контуру с разными параметрами
Пример выполнения работы
Растровая графика
Задание 1
Порядок выполнения работы:
Отсканировать (сфотографировать) лист из детской книжки для раскрашивания, например:
Используя инструменты рисования и заливки, закрасить черно-белое изображение по образцу.
Порядок выполнения работы:
- Убрать «мусор» - увеличить яркость и контраст изображения (Image→Adjustments→Brightness/Contrast)
- Выбрав черный цвет, тонкой кисточкой дорисовать линии рисунка, если есть разрывы.
- Выбрать пипеткой нужный цвет
- Произвести заливку (инструмент Paint Bucket – (Ведро с краской)). Инструмент выделяет области, близкие по цвету и закрашивает в выбранный цвет.
- Выбрать нужные параметры инструмента
- Некоторые детали можно нарисовать кистями
2.1.1. Создание собственной кисти:
- Выделить произвольную область изображения
- Определить кисть: Edit→Define Brush Preset…
- Для создания рисованной кисти заготовка должна быть черно-белой, иначе появляется прозрачность
- Кисть появится в палитре кистей
Создание узора для заливки
- Открыть документ (создать новый)
- Выделить прямоугольную область изображения
- Определить узор: Edit→Define Pattern
- Созданный узор для заливки появится в палитре образцов узоров
Задание 2. Мозаика
Используя разные инструменты выделения областей, создать мозаику. При сдаче работы - сложить пазл из фрагментов.
Исходное изображение | ||
Созданная мозаика | ||
↑Этапы создания пазла | ||
Пазл собран, необходимо отретушировать дефекты с помощью инструментов Clone Stamp, Healing Brush, Patch Tool ↓ | ||
Задание 3. Коррекция тона и цвета изображения
Проиллюстрировать работу следующих команд:
- Image→Adjustments→Levels,
- Image→Adjustments→Curves,
- Image→Adjustments→Brightness/Contrast
- Image→Adjustments→Color Balance
- Image→Adjustments→Hue-Saturation
- Image→Adjustments→Variations
Задание 3.1. Тоновая коррекция изображения
Используя инструменты коррекции тона изображения, из обычной фотографии (день) создать ночную.
Исходное изображение | |
Результат |
Задание 3.2. Цветовая коррекция изображения
Используя инструменты цветокоррекции, создать композицию «Времена года».
Пример выполнения работы:
Весна | Лето (исходное изображение) |
Осень | Зима (первый снег) |
Корректирующие слои
- Возможно использование корректирующих слоев: Layer→New Adjustment Layer →Hue/Saturation…
Выбрать нужные параметры, выполнить цветокоррекцию
Задание 4.Фотомонтаж
(Использовать свою фотографию!)
Выполнить фотомонтаж, вклеив не менее трех дополнительных фрагментов, создать падающую тень.
Порядок выполнения работы:
1. Для фона выбираем изображение большого размера – не менее 1200 × 800 пикселей, желательно 1600 × 1200.
2. Совмещаемые фрагменты должны иметь сходный ракурс съемки.
3. Выделить фрагмент изображения, уточнить границы – использовать быструю маску. Рисующие инструменты – кисть и стирательная резинка – изменяют границу выделенной области, добавляя части изображения к выделению, или вычитают их из него.
4. Соответствие размеров фрагментов. Допускаются незначительные трансформации (Edit→Transform→Выбрать трансформацию…→Enter (завершение команды трансформации)). Или: Свободная трансформация (Shift + F5) и дополнительные клавиши
5. Фрагменты должны иметь одинаковое освещение
6. Цветовое соответствие изображений: для достижения цветового единства возможно изменить цветовой баланс
7. Вырезанные фрагменты не должны иметь каймы – необходимо обработать край – сгладить, удалить лишнее.
8. Создать падающую тень (согласовать с тенями на фоне). Скопировать на отдельный слой добавленный фрагмент, выделить, закрасить в цвет тени, трансформировать, изменить режим наложения пикселей (для теней обычно используется режим умножения – Multiply), и, если нужно, непрозрачность слоя.
Пример выполненной работы
Исходная фотография | ||||
Добавляемые фрагменты | ||||
результат | ||||
2.5. Задание 5. Фильтры.Использование фильтров для создания эффектов в Adobe Photoshop (текстурные поверхности, имитация различных художественных техник).
Задание: «Художественная выставка»
Имеем цифровую фотографию. Используя различные художественные фильтры программы Adobe Photoshop создать выставочную экспозицию, имитирующую использование различных техник и приемов (акварель, масло, мастихин, гравюра и др.).
Пример выполненной работы
Исходная фотография | Crosshatch | Fresco |
Ink Outlines | Ocean Ripple | Rough Pastels |
Результат представить в виде многослойного документа в формате .tiff (название слоя – примененный фильтр). При сохранении в формате .jpg иметь отдельную папку, где каждый файл в названии содержит и название работы, и примененный фильтр. Для данной работы – (foto1-; foto1-Crosshatch; foto1- Fresco; foto1- Ink Outlines; foto1- Ocean Ripple, foto1- Rough Pastels)
Контрольные вопросы:
1. Назвать особенности векторной и растровой графики, достоинства и недостатки.
2. Основные модели цвета и области их применения.
3. Создание изображения в графическом редакторе Corel Draw.
4. Создание и редактирование графических примитивов. Модификация формы
5. Как преобразовать векторное изображение в растровое и наоборот?
6. Выделение, трансформация, дублирование, создание зеркального отображения векторных объектов.
7. Группировка, комбинирование и фиксирование векторных объектов. Применение и особенности работы с командами.
8. Способы выравнивания, привязки и распределения векторных объектов.
9. Инструменты создания рисованных объектов произвольной формы. Управление кривыми Безье.
10. Применение команд слияния, исключения и пересечения векторных объектов.
11. Редактирование формы объектов, преобразование сегментов и узелков.
12. Работа со слоями в векторном редакторе, технология обрисовки растровых объектов.
13. Выбор цвета заливки и абриса векторного объекта.
14. Создание и использование градиентных заливок.
15. Способы создания заливки узором.
16. Работа с простым и художественным текстом в векторном редакторе.
17. Для чего рекомендуется переводить текст в кривые?
18. Размещение текста вдоль векторного контура.
19. Выдавливание (экструзия) векторных объектов.
20. Создание и использование эффекта перетекания.
21. Особенности применения эффектов тени и произвольных искажений.
22. Инструментарий графического редактора Adobe Photoshop.
23. Создание нового файла в редакторе Adobe Photoshop.
24. Инструменты выделения фрагмента изображения.
25. Способы уточнения границ выделенных фрагментов изображения.
26. Перемещение и трансформация объекта растровой графики.
27. Выбор цвета при работе с растровой графикой.
28. Инструмент «Градиент». Создание градиентных заливок.
29. Способы создания узора для заливки в растровом редакторе
30. Выбор цветового режима, коррекция и сканирование изображения.
31. Цветовая и тоновая коррекция растровых изображений, увеличение резкости.
32. Инструменты ретуширования и корректировки локальных дефектов. Настройка кистей.
33. Этапы выполнения фотомонтажа, управление слоями. Способы смягчения границ при выполнении фотомонтажа.
- Работа с текстом в растровом редакторе.
- Фильтры: назначение, области применения
- Применение фильтров для имитации художественных техник и природных явлений.
Литература, Интернет-ресурсы:
1. Пименов В.И. Компьютерная графика. Работа в СorelDRAW: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 130 с.
2. Ковтанюк Ю.С. Рисуем на компьютере в CorelDraw X3/X4. ДМК Пресс, 2008 г. – 544 с.
3. Бурлаков М. CorelDRAW X4. БХВ-Петербург, 2008 г. 784 с.
4. Тучкевич Е. Самоучитель Adobe Photoshop CS5. БХВ-Петербург, 2012. – 496 с.
5. www.adobe.com/ru
6. http://www.ypoku-corel.ru
7. http://cdrpro.ru/lessons
8. http://hronofag.ru/