Навыки межличностного общения

К важнейшим навыкам можно отнести умение слушать, задавать вопросы, использовать идеи других в качестве основы для собственных, конструктивно спорить, уточнять, резюмировать, вовлекать других, выражать признательность, предоставлять и получать информацию в порядке обратной связи, конструктивно вести переговоры, урегулировать конфликты.

Те, кто слушает хорошо Те, кто слушает плохо
Молчат, когда кто-либо выражает своё мнение; пытаются понять, что другие имеют в виду, и задают уточняющие вопросы Прерывают говорящего, не дожидаясь, пока он закончит мысль
Используют соответствующие невербальные сигналы: кивают, смотрят говорящему прямо в глаза, наклоняются к собеседнику Используют другие невербальные сигналы: что-то вертят в руках, покачивают ногой или смотрят на часы

Признаки неумения слушать:

  • Думать о чём-то своём и не обращать внимания на говорящего, перекладывать бумаги на столе или прерывать беседу, чтобы поговорить по телефону;
  • Притворяться, что слушаете;
  • Слушать до тех пор, пока не появится что сказать самому, после чего перестать слушать и при первой же возможности прервать слушающего;
  • Относиться к услышанному повышенно эмоционально и с предубеждением;
  • Воспринимать только то, что хотелось услышать, и нежелание воспринять что-либо неприятное;
  • Концентрироваться не на позитивных моментах, а на расхождении Вов мнениях, на том, с чем вы не согласны, и дождавшись удобного случая, напасть;
  • Не интересоваться тем, что человек говорит, из-за того, что он сам вам не интересен;
  • Воспринимать только факты, а не сообщение в целом;
  • Отключаться, когда что-то наскучило или перестало быть интересным.

Как развить навык слушания?

    1. Слушая, сконцентрируйтесь на том, что слышите, молчите, смотрите человеку прямо в глаза.
    2. Дайте договорить до конца, потому ч то о главном люди обычно заговаривают под конец.
    3. Сохраняйте настроенность на партнёра, используя время на обдумывание услышанного (обрабатываем услышанное в 4 раза быстрее, чем человек об этом говорит нам).

Для эффективного слушания важно:

  • Мысленно подготовьте себя к тому, что сейчас вы начнёте слушать;
  • Внимательно выслушивать всё сообщение и воспринимать его критически; обращать внимание на общий смысл, отдельные идеи, чувства и факты и выделять важнейшие темы;
  • Не спешить с окончательными выводами, пока не услышишь всё до конца;
  • Не отвлекаться на внешние раздражители и манеру изложения; сосредоточиться на том, что именно говорят; следить за собеседником и показывать ему, что вы его внимательно слушаете и понимаете, глядя в глаза и используя другие вербальные и невербальные сигналы;
  • Обращать внимание не на «упаковку», а на содержание;
  • Не торопиться реагировать на услышанное; если вы отреагируете слишком рано, то не дослушаете до конца и не усвоите всей необходимой информации; не поддавайтесь искушению прервать говорящего при первой же возможности;
  • Будьте готовы отреагировать на идеи, предложения и замечания, не оспаривая их;
  • Не концентрируйтесь на том, что ожидаете услышать; не пытайтесь предугадать, что человек хочет сказать, а дайте ему высказаться до конца;
  • Не проявляйте нетерпения, не пытайтесь защищаться или переходить в наступление;
  • Забудьте о своих предубеждениях;
  • Подавите в себе потребность эмоционально отреагировать на то, что было сказано на самом деле; старайтесь упорядочить у себя в голове то что слышите; делайте себе пометки, но не тратьте свои силы, пытаясь всё время записывать то, что слышите.

Наши рекомендации