Общие сведения о визуальной среде GUIDE

Приложения с графическим интерфейсом быстро приобрели популярность среди пользователей системы MATLAB, однако создание таких приложений на M-языке является достаточно сложным как для начинающих пользователей, так и для программистов средней квалификации. В связи с этим последние версии системы MATLAB приобрели специальные инструментальные средства для визуально-ориентированного программирования и проектирования приложений с GUI. Состав этих функций следующий:

– GUIDE – конструктор графического интерфейса;

– Property Inspector – инспектор свойств;

– Object Browser – браузер объекта;

– M-file Editor – редактор M-файлов;

– Component Callbacks – средство создания функций обработки событий для компонентов;

– Figure Callbacks – средство создания функций для обработки событий окон;

– Align Objects – средства выравнивания положения объектов;

– Grid and Rules – средства управления выводом сетки и линейками просмотра;

– Menu Editor – редактор меню;

– The Order Editor – средство изменения порядка активизации компонентов при нажатии клавиши Tab.

Перечисленные средства дают достаточный набор средств для визуально-ориентированного программирования и проектирования GUI. Сдежует отметить, что такой подход характерен для целого ряда современных визуально-ориентированных языков программирования (Visual Basic, Visual C и др.) и существенно облегчает создание приложений с GUI. Это обусловлено тем фактом, что в данном случае генерация программного кода происходит автоматически, что минимизирует усилия пользователя по программированию, а порой их, более того, вообще не требуется вовсе.

Главным средством в визуально-ориентированном программировании GUI является приложение (среда, инструмент) GUIDE (GUI Designer), при работе с которым можно создавать окна GUI посредством выбора мышью нужных элементов управления и перемещения их в окно GUI. Таким образом, могут создаваться различные элементы интерфейса, например кнопки, меню, списки, разного рода переключатели, текстовые поля и т.д. При этом возможно программирование событий, которые возникают при обращении пользователя к заданным элементам управления. Визуальное программирование совмещается с объектно-ориентированным, в частности в первом широко используется свойство наследования признаков родительских объектов их потомками.

Приложение с GUI может состоять из одного окна (основного) или нескольких окон и осуществлять вывод графической и текстовой информации как в основное окно приложения, так и в отдельные окна. Система MATLAB имеет ряд функций создания стандартных диалоговых окон для открытия и сохранения файлов, печати, выбора шрифта для текстовых объектов, создания окон для ввода данных и др. Эти средства (объекты) можно использовать в приложениях пользователя.

В справочной системе MATLAB можно найти 10-минутную англоязычную демонстрацию, посвященную созданию приложений с графическим интерфейсом с помощью среды GUIDE.

Для открытия окна среды GUIDE непосредственно из командного окна MATLAB следует использовать команду guide.

В результате на экране появится окно быстрого старта GUIDE Quick Start (рис. 2.40.1).

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.1. Окно GUIDE Quick Start.

В данном окне можно создавать приложение требуемого типа (вкладка Create New GUI) или открыть существующее (вкладка Open Existing GUI). В последнем случае (рис. 2.40.2) при открытии приложение можно выбрать из недавно открывавшихся или при помощи кнопки Browse запустить файл с соответствующим приложением с диска.

При создании нового приложения (рис. 2.40.1) можно выбрать один из следующих шаблонов:

Blank GUI default – будет создано пустое окно приложения без элементов управления (рис. 2.40.3);

GUI with Uicontrols – появится работающее окно приложения (заготовка) с кнопками, переключателями и текстовыми полями ввода (рис. 2.40.4), иллюстрирующее создание приложения с GUI вычислительного характера;

GUI with Axis and Menu – откроется работающее приложение (заготовка) с меню, осями, списком (раскрывающимся) и кнопкой (рис. 2.40.5), иллюстрирующее создание приложения с GUI графического характера;

Modal Question Dialog – будет создано модальное диалоговое окно (заготовка), иллюстрирующее простейший диалог (рис. 2.40.6).

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.2. Окно GUIDE Quick Start(вкладка Open Existing GUI).

С методической точки зрения изучение принципов создания графических приложений в системе MATLAB правильнее всего начать на базе пустого приложения, самостоятельно разместить в окне все необходимые элементы и написать текст программы.

В окне пустого приложения находятся (рис. 2.40.3) панель инструментов (расположенная горизонтально под главным меню) и палитра инструментов (расположенная вертикально слева).

На палитре инструментов находятся следующие стандартные компоненты: селекция (выбор) объектов создаваемого окна GUIDE – Select Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , обычная кнопка (кнопка OK) – Push Button Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , полоса скроллинга (линейка прокрутки, слайдер) – Slider Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , переключатель (радиокнопка (беспроводная)) – Radio Button Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , флажок (область задания опции) – Check Box Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , окно редактирования (кнопка ввода и редактирования текста) – Edit Text Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , метка (статический текст, область ввода текста) – Static Text Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , раскрывающийся список – Pop-up Menu Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , список – Listbox Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , кнопка-переключатель – Toggle Button Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , таблица – Table Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , оси (оси графика) – Axes Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , обычная панель (панель) – Panel Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , панель для объединения радиокнопок или флажков (кнопка для групп объектов) – Button Group Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , компоненты ActiveX – ActiveX Component Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru .

Меню создания приложения с GUI (рис. 2.40.3) содержит следующие позиции: File – файловые операции, вызов окна Preferences и печать; Edit – обычные операции редактирования и работы с буфером операционной системы Microsoft Windows; View – просмотр деталей GUI; Layout – разметка окна; Tools – вызов инструментальных средсв; Help – вызов справки.

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.3. Шаблон пустого приложения.

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.4. Окно приложения на базе шаблона GUI with Uicontrols.

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.5. Окно приложения на базе шаблона GUI with Axis and Menu.

Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru

Рис. 2.40.6. Окно приложения на базе шаблона Modal Question Dialog.

На панели инструментов, расположенной ниже рассмотренного меню, находятся следующие кнопки: создание нового окна с GUI – New Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , открытие окна загрузки файлов с окнами GUI – Open Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , открытие окна сохранения файла с окном GUI – Save Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вырезание объекта и перенос его в буфер – Cut Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , копирование объекта в буфер – Copy Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , перенос объекта из буфера с сохранением его в нем – Paste Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , отмена последней операции – Undo Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , возврат к отмененной операции – Redo Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , выравнивание объектов – Align Objects Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна редактора меню – Menu Editor Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна редактора порядка обвода элементов клавишей Tab – Tab Order Editor Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна настойки панели инструментов – Toolbar Editor Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна редактора M-файлов – Editor Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна инспектора свойств – Property Inspector Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , вывод окна браузера объектов – Object Browser Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , запуск созданного приложения с GUI – Run Figure Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru .

Для размещения компоненты на форме требуется выделить его мышкой, а затем еще одним щелчком мыши перенести компонент в окне приложения. Компоненты, расположенные в данном окне, можно перемещать в другое место, изменять их размеры (стандартными для операционной системы Microsoft Windows приемами). Удаление компонент из окна осуществляется при помощи клавиши Delete. Заметим, что компоненты в окне вероятнее всего не получится расположить идеально точно. Для выравнивания их следует выделить с помощью кнопки Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , расположенной на палитре инструментов (рис. 2.40.3).

Рассмотрим процесс выравнивания на примере четырех компонентов, представленных на рис. 2.40.7.

Для выравнивания выделенных компонент служит кнопка выравнивания объектов (Align Objects) Общие сведения о визуальной среде GUIDE - student2.ru , после щелчка по которой появляется диалоговое окно выравнивания, показанное на рис. 2.40.8. В этом окне можно осуществить вертикальное (Vertical) и горизонтальное (Horizontal) выравнивание (Align) компонентов по любой из сторон или по центру. Также в окне можно установить одинаковое расстояние между компонентами по вертикали (Vertical) и горизонтали (Horizontal) с помощью кнопок ряда Distribute. Кроме того, после активации опции Set spacing можно задать конкретное расстояние между ними. На рис. 2.40.9 представлен результат вертикального выравнивание компонентов (при одинаковом расстоянии между ними в 50 пикселей, а на рис. 2.40.10 – результат горизонтального выравнивания тех же компонент.

Наши рекомендации