Творческое объединение
Для Джобса инновации — это творчество, умение уникальным способом собрать все воедино. Как он пояснил журналу «Вайред»: «Креативность — это умение объединять разные вещи. Если спросить у творческих людей, как они создали то или иное, они почувствуют себя несколько виноватыми, так как они на самом деле лишь по-другому взглянули на вещи. Через какое-то время им это кажется очевидным. Они просто использовали весь имеющийся опыт, и получилось нечто новое. Они смогли это сделать, потому что имели больше опыта или лучше его использовали, чем другие… К сожалению, так бывает очень редко. Многие в нашей индустрии имеют весьма ограниченный опыт. Поэтому им нечего аккумулировать, и они находят очень прямолинейные и бесперспективные решения. Чем шире понимание опыта, тем лучших результатов мы достигнем».
Хорошим примером отношения «Эппл» к технологиям может быть использование магнитов. Впервые магниты появились в замках ноутбуков. Магнит выталкивал и защелкивал замок при закрытии крышки. Затем «Эппл» снабдила магнитами пульт, и стало возможно его безопасно хранить, приложив к системному блоку. В новых «Макбук» замки полностью заменены магнитами, удерживающими крышку в закрытом состоянии, когда компьютером не пользуются. Они также снабжены адаптерами «Магсэйф», удерживаемыми на месте благодаря магнитам. Они легко отсоединяются от шнура питания, так что, задев шнур, вы не уроните компьютер на пол. Эту идею разработчики «Эппл» заимствовали у японских поваров, уже несколько лет использующих адаптеры на магнитах именно по этой причине — чтобы дети, бегающие по кухне, не могли, задев шнур, опрокинуть на себя кипяток.
Джобс признавал, что всему, что известно ему об электронике, он обязан детскому радионабору, позволявшему собирать любительское радио, усилители и осциллографы. Благодаря этому Джобс узнал, что сложные устройства являются творениями человеческого гения, а не волшебными предметами, свалившимися с небес. Как он рассказывал: «Это вселило в меня огромную самоуверенность, так как я понял, что знания и экспериментирование помогают человеку познать даже самые, казалось бы, сложные вещи. В этом смысле мне в детстве очень повезло».
Джобса всегда интересовали дизайн, архитектура и технологии. Если собрать все устройства, разобранные им, чтобы посмотреть, как они устроены, его кабинет оказался бы полностью завален всякими железками. Джон Скалли вспоминает, что Джобс всегда изучал продукцию других производителей: «Детали электроники и корпуса валялись по всей комнате вперемешку с плакатами и рисунками, многие из них были приколоты к стенам. Джобс только что вернулся из Японии с новым устройством, ну и, естественно, сразу разобрал его. Демонтированные компоненты теперь и лежали на столе. Я заметил, что как только Стив видел что-то новое и интересное для него, он тут же это покупал и препарировал, стараясь уяснить, как работает новинка».
Скалли вспоминает, как они с Джобсом ездили в Японию на встречу с Акио Морита, легендарным основателем «Сони». Морита подарил им первые плейеры «Волкмэн». Скалли вспоминает: «Стив был в восторге, поэтому первое, что он сделал, так это разобрал плейер и изучил все его составляющие, как они собраны и из чего сделаны».
Джобс часто организовывал для сотрудников экскурсии в музеи и на специализированные выставки, чтобы они изучали дизайн и архитектуру. Так, разработчики «Мак» посетили выставку знаменитого дизайнера-модерниста Луи Тиффани, художника, коммерциализировавшего свою работу. Работая в «НеКСТ», Джобс возил группы в «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта в Пенсильванию, чтобы показать восхитительный архитектурный дизайн; в то время он также часто посещал расположенные рядом офисы «Сони». Он брал там рекламно-информационные издания, внимательно изучал шрифты, компоновку материала и качество бумаги.
Однажды Скалли застал Джобса мечущимся в чрезвычайно возбужденном состоянии по парковке у штаб-квартиры «Эппл». Оказывается, Джобс изучал машины. Он анализировал детали их дизайна и искал решения, которые можно было использовать для создания корпуса «Макинтош». Скалли вспоминает его слова: «Посмотри на дизайн „Мерседес“, остроконечные детали и плавные линии. Со временем они делают все более мягкий дизайн, но более четкие детали. Именно так мы должны поступить с „Макинтош“».
Джобс давно интересуется немецким дизайном. В 80-х годах его дом был пустым — там не было ничего, кроме гигантского пианино и большого черного велосипеда «БМВ». Он всегда восхищался электроникой компании «Браун», хорошо известной своим промышленным дизайном. Там удачно совмещают высокие технологии с артистичным исполнением. Джобс несколько раз говорил, что технологическая и художественная креативность — две стороны одной медали. Отвечая на вопрос журнала «Тайм» относительно различия между искусством и технологией, Джобс сказал: «Я никогда не считал, что между ними есть разница. Леонардо да Винчи был великим художником и великим ученым. Микеланджело хорошо знал, как добывают камни в каменоломнях. Лучшие ученые-компьютерщики, которых я знаю — все музыканты. Не все из них виртуозы, но все они считают музыку важной частью своей жизни. Не думаю, что лучшие специалисты в какой бы то ни было области пребывают в изоляции от всего остального. Я просто никогда такого не видел. Люди часто совмещают разные интересы. Доктор Лэнд, работавший в „Полароид“, как-то сказал мне, что хочет, чтобы его компания находилась на пересечении науки и искусства, и я никогда не забуду эти слова. Я уверен, что это возможно, и многие стараются этого добиться».