Ситуационные центры и их применение
Ситуационные центры (СЦ) в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.
В конце октября 2002 года состоялась научно-практическая конференция, на которой был представлен ряд докладов, содержащих оценку возможностей и конкретные результаты применения ситуационных центров.
Можно отметить несколько сегментов потребителей ситуационных комнат. Они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой области А.Н.Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью - направлением вектора познания ситуации.
Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракеты или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг - это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.
Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, - как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. При таком подходе, конечно, допустимы и интерактивные процессы. Они приемлемы для организации мониторинга, исследования детерминированной сферы, разрешения некоторых чрезвычайных ситуаций. В любом случае эффективность использования ситуационной комнаты здесь связана с максимизацией мультимедийных средств и коммуникационных каналов.
Сейчас вектор познания ситуации в ситуационных комнатах все больше поворачивается в другую сторону. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько - на методологических.
Можно отметить новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики начинают двигаться к иным приоритетам:
от точности к интеллектуальности;
от справочной работы к аналитической;
от одного эксперта к группе;
от внутренней среды к внешней;
от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;
от регистрации данных к экстракции знаний;
от защиты информации к менеджменту безопасности;
от накопления опыта к когнитивным схемам.
Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образование. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты - актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.
Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение ситуационных центров в практическую деятельность органов управления, являются
необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;
возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;
возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;
необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;
возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.
В целом можно выделить два типа ситуационных центров: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания; мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.
Режимов работы ситуационного центра три. Первый - режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй - плановый, когда вырабатывается повестка и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с "подтягиванием" информации, с разработкой системы моделирования. Третий - режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.
Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации. Технологической основой построения ситуационных центров всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат.
Основным элементом технического оснащения СЦ является экран коллективного пользования, позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре. Экран может представлять собой видеостену или проекционную установку. Видеостены, то есть системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде), предназначены для коллективного пользования и, благодаря модульной конструкции, могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством для видеостен являются разрешение и соответственно информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество "окон", содержащих полноценные изображения от множества источников. Для представления дополнительной информации используются мониторы и плазменные панели.
Необходимыми техническим средствами оснащения СЦ также являются:
1. Средства видеоконференц-связи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов - как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров. Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, а также системы управления светом;
2. Электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото- и видеокамеры. Сюда же можно отнести и специализированные документ-камеры;
3. Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.);
4. Для организации работы ситуационного центра необходимо иметь несколько типов рабочих станций: презентационную, станцию для проведения аналитических расчетов, студию нелинейного монтажа для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами. Сегодня типовой набор аппаратных средств понятен, модифицируется от объемов, целей и задач той или иной структуры.
Несомненно, важным элементом является информация, которая размещается в ситуационном центре. Это не только алфавитно-цифровая информация, с которой привыкли иметь дело (наименование показателя, единицы измерения, количественные значения показателя), но и текстовые, картографические, аудио- и видеобазы данных, цифровые и мультимедийные базы.
Зарубежными экспертами сформулированы пять основных недостатков функционирования ситуационных центров, которые должны быть преодолены новыми технологиями: затруднен доступ к необходимым знаниям, слишком велико время, расходуемое на их поиск; многочисленны и разнородны системы поддержки принятия решений; затруднено сотрудничество людей, работающих над разрешением проблем; теряется ноу-хау сразу же, как только проблема разрешена; не создаются базы лучших практических наработок, что приводит к тому, что каждый новый участник начинает решение проблемы с самого начала. Изложенные выше принципы создания и развития ситуационных центров для органов государственной власти Российской Федерации совпадают с принципами, заложенными в системы ситуационных центров за рубежом, и позволяют сформулировать следующие основные направления развития СЦ ОГВ РФ:
1) расширение спектра решаемых задач: совершенствование системы мониторинга; проведение экспертных сессий с участием высшего руководства; доведение принятых решений до исполнителя; технологическое обеспечение контроля исполнения принятых решений;
2) создание комплексной системы моделирования;
3) повышение оперативности доступа к удаленным БД;
4) разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем; создания специализированной базы прецедентов;
5) внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора; освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных; внедрение информационного портала; освоение трехмерной графики;
6) разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; подготовка организационно-инструктивных материалов;
7) внедрение инструментальной среды проектирования процессов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.
В настоящее время мир переживает весьма сложную ситуацию, связанную с так называемыми цивилизационными вызовами нового тысячелетия. Перечислим некоторые, наиболее важные из них: конфликт техники и общества; конфликт человека с самим собой - центральная проблема цивилизации; истощение природных ресурсов, обострение борьбы за них; необходимость поиска альтернативных ресурсов и новых моделей социального и научно-технического развития; финансово-экономическая, промышленно-техническая, информационно-коммуникационная глобализация и опасность потери контроля за развитием сверхбольших систем; близкая опасность масштабных техногенных, экологических и культурных катастроф; сверхопасный разрыв между тенденциями глобализации и процессами сохранения и развития культуры; в явном виде деградация духовной среды обитания человека; лавинообразный рост информации и информационных систем; потеря контроля над процессами фундаментализации знания и, как следствие, деградация культуры познания; массовая трагедия отчуждения и неуверенности человека в современном мире; нивелирование личности, потеря индивидуальности; рост насилия и агрессивности и многие другие.
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. В результате этого возможно осуществление перехода от репродуктивного типа обучения к креативному. Одним из действенных способов решения этой задачи является перестройка учебного пространства, организация комплекса учебных аудиторий по аналогии построения ситуационных центров. Ситуационный центр в образовании может рассматриваться как учебная аудитория принципиально нового типа, предназначенная для моделирования процессов и ситуаций в широком спектре изучаемых дисциплин. Думается, что с точки зрения дидактики это может претендовать на высший уровень освоения предметного и операционального полей. Кроме того, на повестке дня современного образования находится вопрос комплексного изучения влияния новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на обучаемых, а для исследования учебного процесса в условиях реального времени, для работы экспертов (психологов, специалистов-предметников, медиков, методистов и др.) требуются специальным образом оборудованные помещения. По сути своей системной интеграции такая лаборатория представляет собой ничто иное как исследовательский ситуационный центр.
Подготовка специалистов в учебных центрах и вузах, как правило, проводится в аудиториях, оборудованных компьютерной, проекционной, аудио- и видеотехникой и, уже нередко, - устройствами интерактивной визуализации. Работа преподавателя в таких условиях пока еще не очень эффективна, что связано со сложностью самого оборудования и с трудностью оперативного управления. Сегодня эта задача решается привлечением ассистентов, технических специалистов. Однако есть и другое решение - создание оперативного ситуационного центра, отдела мониторинга состояния многофункциональных аудиторий, из которого возможно осуществление поддержки преподавателей и удаленного управления оборудованием.
Внедрение технологий визуализации данных для их последующего анализа приводит к созданию специализированных ситуационных центров и, как следствие, необходимости подготовки специалистов, умеющих эффективно работать в новых условиях. В некоторых российских вузах уже ведется подготовка таких специалистов, однако качество их подготовки пока не достаточно. Одной из причин является отсутствие реальных условий в вузах для столь специфической подготовки. В учебном заведении должны быть построены ситуационные центры учебного назначения для реализации на практике основных навыков работы экспертов, людей, вырабатывающих и принимающих решения.
Сейчас время от коммерческой идеи до получения прибыли сократилось с нескольких лет до нескольких месяцев. В результате возникла проблема: руководитель становится самым слабым звеном в цепочке бизнес-отношений (человек не выдерживает нагрузки). Причины перегрузки современного руководителя: рост объема обозреваемой информации и сокращение времени бизнес-цикла. Многие полагают, что бизнесмены управляют капиталом. Однако в действительности бизнесмены управляют идеями!
Интеллектуальные инструменты в виде систем гибридного интеллекта позволяют наладить серийное производство новых идей. Виртуальная ситуационная комната - это персональный инструмент руководителя, который реализует интеллектуальный конвейер для генерации новых идей в любое время и в любом месте.
Разработанные технологии позволяют руководителю максимально использовать свои возможности и потенциал, быстро реагировать на любую нестандартную ситуацию, повышают мощность и быстродействие "коллективного интеллекта", гарантируют генерирование новых идей, предоставляют новые рабочие места и престижную профессию.
Проект "Виртуальная ситуационная комната". Цель проекта на современном этапе: привлечение новых инвесторов и поиск новых партнеров. Суть проекта - создание сети консалтинговых центров (КЦ) для оказания услуг различным компаниям и организациям по реинжинирингу их деятельности в области корпоративной практики управления знаниями. Конкретное направление - деятельность по генерации новых идей для принятия решений в сложных, неопределенных, нестандартных рыночных и иных ситуациях.
Практическая деятельность КЦ основана на концепции виртуальной ситуационной комнаты (ВСК) для мобильных интеллектуальных групп (МИГ). По этой концепции все МИГ вооружены гибридными интеллектуальными системами (поиск и анализ информации, генерация новых идей) и оснащены мобильными телекоммуникационными средствами для коллективной работы.
Причем акцент делается на работу с плохо формализованной и слабо структурированной информацией. Такая ситуация характерна, в частности, для задач принятия решений в сфере средств массовой информации.
Блок интерактивной визуализации реализует индивидуальный доступ аналитиков на СОИ КП - к процедуре взвешивания релевантных факторов и оценке вариантов решений проблемной ситуации. Интерфейс системы дает возможность группе пользователей визуализировать интенсивностью цвета в специальном матричном поле уровни оценок, а столбчатыми диаграммами в интерактивном режиме - текущие рейтинги оцениваемой группы факторов или вариантов решений проблемной ситуации, причем оценка осуществляется на фоне визуализации необходимых картированных данных. Поддержка функционирования системы в реальном времени осуществляется режиссером сеанса и игротехником.
Другая интерактивно-аналитическая система предназначена для работы на отдельной ПЭВМ или видеостене (по сценарной схеме на один или четыре экрана СОИ КП). "Аналитическая система поддержки решений" (АСПР) создает интеллектуальную телекоммуникационную среду групповой поддержки решений при анализе политического климата и выведении прогнозных рейтингов лидеров партий и движений. Эта система, в отличие от предыдущей, не инвариантна и ориентирована на конкретную предметную область.
АСПР позволяет визуализировать разнородные данные и одновременно дает возможность аналитику или аналитической группе произвести качественный анализ рейтингов лидеров партий и движений. Многооконный интерфейс системы использует моноэкранный режим пользователя. Два интерактивно-информационных окна системы осуществляют возможность визуализации данных по качественной характеристике партий и общественных движений в полях "экономика - социальная защита населения", "национальные отношения - государственность", "политическая система - государственный режим/строй", "собственность - распределение", а необходимые данные о количественных характеристиках региональной активности электората по выборным кампаниям или их прогноз визуализируются в специальном окне. Дальнейший прогноз рейтингов лидеров партий и движений осуществляется по модернизированному алгоритму метода анализа иерархий.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте содержание понятия "информационные системы".
2. Что такое автоматизированная информационная система?
3. Приведите основные классификации автоматизированных информационных систем.
4. Определите понятие "информационно-поисковая система".
5. Какова роль информационно-поисковых систем в правовой сфере?
6. Что такое экспертная система?
7. Каковы границы использования экспертных систем в правовой деятельности?
8. Раскройте содержание понятия "ситуационный центр".
9. Каково значение ситуационных центров в организации процесса управления?
10. Охарактеризуйте роль ситуационных центров в процессе образования.
Рекомендуемая литература:
1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.
2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001.
3. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.
4. Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере//НТИ. Сер. 1. 1993, N 11.
5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.
6. Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.
7. Правовая информация/Под ред А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974.
8. Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
9. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.