Обучение грамматическим навыкам

Методика обучения грамматической стороне речи (цели, содержание и методика обучения грамматическй стороне речи, программные требования в области грамматики). Обучение активной и пассивной грамматике. Обучение грамматическим навыкам. Этапы обучения грамматическим явлениям Факторы, лежащие в основе объяснения грамматического материала.

Основной целью является формирование у учащихся грамматических речевых навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения, письма.

Програмные требования в области грамматики включают только тот материал, которым ученики должны овладеть для того чтобы уметь практически пользоваться языком в соответствии с требованиями программы. Требования могут быть различными в зависимости от того, необходим ли им этот материал только для умения читать и понимать иностранные тексты или же он им необходим для практического использования, т.е. для коммуникации.

Программа предъявляет следующие требования к грамматическим навыкам:

· Ученики должны понимать значение данной грамматической формы (словосочетания, предложения)

· Ученики должны образовывать и объяснять правила образования грамматической конструкции

· Дать пример на соответствующую грамматическую конструкцию

· Уметь определить эту форму или конструкцию по формальным признакам даже в тех случаях, когда лексика им незнакома.

· Уметь применить соответствующую грамматическую форму при переводе с родного языка на иностранный

· Уметь использовать полученные знания в устной письменной работе в пределах требований программы.

Требования к отбору грамматического материала:

· Грамматический материал, изучаемы в школе, должен быть достаточным для реализации коммуникативных целей в пределах, предусмотренных программой.

По словам Артёмовой, речь допускает значительную компрессию в соответствии с целями и задачами коммуникации, поэтому вполне возможно ограничивать объём материала с учётом условий обучения.

Обучение активной и пассивной грамматике.

В методической литературе различают активную грамматику, та которая активно изучается и используется в речи, и пассивную грамматику, к которой относятся сложные формы Passive, Active, безличные формы глагола.

Принципы отбора грамматического материала:

В активный грамматический минимум относятся те грамматические явления, которые предназначены для употребления в устной речи и активная грамматика подчиняется следующим принципам:

· Принцип распространённости в устной и письменной речи

· Принцип образцовости (в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые распространяются на широкий круг лексики)

· Принцип исключения синонимичных грамматических явлений, согласно которому в активный словарь включается лишь одно явление – самое распространённое.

Главным принципом отбора грамматического материала в пассивный грамматический минимум относятся:

· Принцип распространённости в книжно-письменной речи

· Принцип многозначности

· Принцип использования разнообразных грамматических явлений

Обучение грамматическим навыкам.

Основная цель – создание основных грамматических навыков (автоматизмы, обеспечивающие правильное оформление устной речи).

Основные этапы обучения грамматическим явлениям:

1. Этап презентации и объяснения нового грамматического явления и первичного выполнения грамматического действия.

2. Этап формирования грамматических навыков в тренировочных упражнениях (пред речевых и условно речевых упражнениях).

3. Этап использования грамматического явления в различных видах и формах речи

Объяснение каждого грамматического явления должно строиться с учётом многих факторов:

· Цель обучения иностранному языку (сообщая цель обучения, мы должны помнить о том, что есть практическая, образовательная и воспитательная цель)

· Уровень практического владения языком, развитие мышления и степень абстрагирования

· Подготовленность учеников по теории родного языка (прежде чем начать объяснять какой то грамматический материал, учителю следует удостовериться в том, что ученики понимают данное грамматическое явление и оно известно им из теории родного языка).

· Знания учеников в области грамматики иностранного языка (учитель должен строить объяснение грамматического материала на основе уже ранее изученного учениками материала).

· Значение изучаемой грамматической категории и особенности её функционирования в языке (В ряде случаев мы сталкиваемся с таким явлением, когда грамматическая категория английского языка на первый взгляд идентичная грамматической категории родного языка. Но тем не менее они отличаются друг от друга по функционированию в языке.

A summer hat ).

· Особенности грамматической формы английского языка в сопоставлении с грамматической формой русского языка (часто принцип формообразования той или иной категории английского языка существенно отличается от принципа формообразования родного языка, примером служит страдательный залог).

· Степень единства грамматического явления английского языка с соответствующим грамматическим явлением родного языка (в обоих языках можно наблюдать сходные явления, примером служат степени сравнения).

Наши рекомендации