II раздел. Изучение музыкальных произведений

Раздел II

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план первого года обучения

(51 час - 1,5 часа в неделю)

(ансамбль 17 часов — 0,5 часа в неделю)

Содержание и виды работ Общее кол-во часов Индивидуальные занятия:
теория практика
I. Обучение основам техники игры на фортепиано      
II. Изучение музыкальных произведений: 1. Пьесы 2. Ансамбли 3. Этюды 4. Чтение с листа и подбор по слуху          
III. Учебно-тренировочные задания (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, этюды)   2  
IV. Основы музыкальной грамоты -
Итого:

Содержание разделов и тем

Раздел. Обучение основам техники игры на фортепиано

Теория
1. История инструмента

2. Устройство инструмента
· название клавиш

· различие октав
· диапазон инструмента; регистры (низкий, средний, высокий)
.Практика

1. Освоение инструмента. Правильная посадка и постановка рук.
Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.

2. Положение рук на клавиатуре инструмента при исполнении гаммаобразных последовательностей. Знакомство с общими аппликатурными закономерностями.

3. Первые упражнения правой рукой и левой (на овладение начальными двигательными и игровыми навыками):
· игра ровным звуком нон легато;

· игра легато гаммаобразных последовательностей;
· свобода исполнительского аппарата;
· постепенное освоение части диапазона в пределах октавы

4.Игра двумя руками. Контроль за качеством звука.

2.Раздел. Изучение музыкальных произведений
Теория

1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.

4. Понятие о музыкальных жанрах:
· знакомство с нотным текстом;
· ритмический рисунок пьесы;

· отработка несложных динамических изменений;

5.Подбор по слуху и пение от разных звуков песен и попевок.

6.Простейшие упражнения в чтении нот с листа.

7.Приобщение ученика к ансамблевому музицированию.

Практика

1. Выразительное исполнение музыкального произведения

(в соответствии с индивидуальным планом).

2.Формирование чувства целостности исполняемых пьес и песен.

Раздел. Учебно-тренировочные задания

Теория

1.Соотнесение конкретных нотных знаков с реальными звуками
на инструменте.

2.Формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей.

3.Мажорные гаммы (2-3) по выбору в одну-две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от олного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

4. Штрихи:
· легато;
· нон легато;

· стаккато.

Практика

1.Воспроизведение звучания различных длительностей нот.

2 Овладение основными уровнями динамического звучания в
упражнениях (f.p).

3. Отработка в упражнениях исполнения несложных динамических
изменений (крещендо диминуэндо).

4. Овладение основными приемами аккомпанемента.
5. Упражнения на выполнение различных видов штрихов (легато, нон легато, стаккато).

Раздел. Основы музыкальной грамоты

Теория
Нотный стан, скрипичный ключ, длительности, ноты 1-й октавы,
размеры, паузы. Понятие тон и полутон. Ноты 2-й октавы. Знаки альтерации. Теория изучается в процессе индивидуальных занятий на инструменте, в зависимости от подготовки обучающихся.

Прогнозируемые результаты

После освоения программы первого года обучения учащийся будет знать:

· устройство инструмента;

· основы правильной посадки и постановки рук;

· правила записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;

· основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.

После освоения программы первого года обучения учащийся будет уметь:

· ориентироваться в нотной записи и в клавиатуре инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес;
· различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
· играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески;

· владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.

После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:
· личностные качества;

· интерес к занятиям музыкой;

· эмоциональную восприимчивость;
· слуховую память;

· усидчивость;

· внимание;

· творческую активность;

· радостное восприятие жизни.

Учебно-тематический план второго года обучения

(51 час — 1,5 часа в неделю)

(ансамбль 17 часов — 0,5 часа в неделю)

  Содержание и виды работ Общее кол-во часов Индивидуальные Занятия: Ансамблевые занятия
теория практика
I. Обучение игре на фортепиано.  
II. Изучение музыкальных произведений: 1.Пьесы. 2.Этюды. 3.Ансамбли. 4.Крупная форма. 5.Полифония. 6.Чтение с листа и подбор по слуху.          
III. Учебно-тренировочные задания (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, этюды).        
IV. Основы музыкальной грамоты.    
Итого:  

Содержание разделов и тем

1. Раздел. Обучение игре на фортепиано.

Теория.

1. Закрепление теоретического материала первого года обучения.
2. Основные средства художественной выразительности.
3. Простые формы музыкальных произведений:

· трехчастная форма (простая, сложная);
· свободная форма;
· вариации и др.
4. Расширение и углубление музыкальных знаний.

Практика.

1. Закрепление практических умений 1 года бучения.

2. Продолжение работы над освоением клавиатуры:

· усовершенствование навыков владения основными штрихами;

· приобретение навыков исполнения;
· выработка ощущения метра (чередование сильных и слабых
долей).

4. Воспитание аппликатурной дисциплины.
5. Овладение навыками игры в ансамбле.

II раздел. Изучение музыкальных произведений.

Теория.

1. Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного прочтения текста.

2. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности.

3. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке.

Практика.

1. Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на инструменте, приобретенных на первом этапе обучения.

2. Дальнейшее развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству.

3. Формирование и развитие слуховых навыков:

· вслушивание в звуки;

· различение их выразительного значения;

· смысловой контроль над звучанием исполняемого произведения.

4.Выработка аппликатурных приемов.

5.Дальнейшее развитие умения работать самостоятельно над музыкальным произведением.

6.Транспонирование пьес, этюдов с фигурационным изложением в пределах позиции руки.

7.Сочинение лёгких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным мелодиям.

Наши рекомендации