Структура преподавания дисциплины

ИНФОРМАТИКА

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения учебной дисциплины «Информатика» - сформировать у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков в области современных информационных технологий с учетом тенденций их развития.

Основные задачи дисциплины заключаются в обучении:

- принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

- практическим навыкам работы с современной компьютерной техникой;

- работать с пакетами прикладных программ общего назначения и специализированными профессионально-ориентированными программными средствами.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «Информатика» представляет собой дисциплину базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2) по направлению 100100.62 «Сервис».

При изучении дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплины «Информатика» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. В рамках этой дисциплины необходимые базовые знания и умения:

- использования безопасных приёмов работы с компьютером;

- организации системы хранения собственной информации в компьютере;

- ввода информации в компьютер, сохранение полученной информации;

- владения компьютерным письмом на русском и иностранном языке;

- умения использовать сменные носители;

- использования основными функциями текстового редактора;

- поиска информации в электронных справочниках, базах данных и поисковых системах;

- составления списка информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

- грамотной формулировки поисковых запросов, оценка, интерпретация и сохранение найденной информации;

- создания изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;

- использования средств телекоммуникации;

- определения последовательности выполнения действий, составления инструкций в несколько действий.

Дисциплина «Информатика» имеет взаимосвязь с дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2): «Информационные системы и сети».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-12: понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности;

ОК-13: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать:

- сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, основные требования информационной безопасности (ОК-12);

- методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей (ОК-13);

· Уметь:

- соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач (ОК-12);

- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач и работать с программными средствами общего назначения (ОК-13);

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

· Владеть навыками:

- аппаратной и программной защиты информации при работе с компьютерами и компьютерными сетями, включая приемы антивирусной защиты (ОК-12);

- работы с компьютером как средством обработки и хранения информации, поиска и обмена информацией в локальных сетях и интернет, применения специальных и прикладных программных средств (ОК-13).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Информатика» составляет 9 зачетных единиц или 324 часа.

Распределение фонда времени по семестрам,

неделям и видам занятий для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
Понятие информатики, кодирование информации - - - тест
Основы организации компьютеров 1-5 - - отчёт
Программное обеспечение компьютеров 5-7 - - доклад
Текстовые процессоры 7-10 - - тест
Табличные процессоры 10-17 - - тест
Всего за семестр:     -
Алгоритмизация и программирование 1-5 - - тест
Основы информационных систем и баз данных 5-14 - - тест
Компьютерные сети и Интернет 14-18 - - тест
Всего за семестр:     -
Компьютерные презентации 1-4 - - доклад
Основы компьютерной графики 4-7 - - тест
Защита информации в компьютерных системах - - - отчёт
Организация контроллеров технических систем 8-11 - - реферат
Реализация контроллером типовых функций управления 12-17 - - тест
Всего за семестр: - - -
Экзамен: - - - -   -
Итого: - - -
Экзамен: - - - - - -
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 324 / 9 - - - - - -
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры:   1,2

заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
Всего за семестр:                  
Экзамен:                  
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):                  
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Контрольная работа Зачет Экзамен
Семестры:        

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
Понятие информатики, кодирование информации ОК-12 Знать: сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способы кодирования основных видов информации. Уметь: использовать базовые положения информатики, переводить данные из одной системы счисления в другую. Традиционная лекция
Основы организации компьютеров ОК-13 Знать: классификацию компьютеров, принципы построения персональных компьютеров, их базовую конфигурацию, состав и назначение основных периферийных устройств. Уметь: использовать компьютеры и основные периферийные устройства при решении практических задач Традиционная лекция, лабораторные работы
Программное обеспечение компьютеров ОК-13 Знать: понятие и классификацию программного обеспечения, назначение и функции операционных систем (ОС), ОС семейства Windows, состав и назначение основных офисных программ. Уметь: использовать необходимое программное обеспечение при решении задач в процессе профессиональной деятельности Традиционная лекция, лабораторные работы
Текстовые процессоры ОК-13 Знать: основные возможности текстовых процессоров Word, требования к информационной безопасности при использовании их на компьютерах. Уметь: использовать их при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с текстовыми процессорами Традиционная лекция, лабораторные занятия
Табличные процессоры ОК-13 Знать: назначение электронных таблиц, их основные возможности, построение диаграмм, требования к информационной безопасности при использовании их на компьютерах. Уметь: использовать их при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: основами работы с электронными таблицами при решении практических задач. Традиционная лекция, лабораторные занятия
Алгоритмизация и программирование ОК-13 Знать: основные понятия алгоритмизации и программирования, основы использования языков программирования, этапы разработки и отладки программ. Уметь: использовать необходимый язык программирования при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с инструментальной системой программирования при решении задач в профессиональной деятельности. Традиционная лекция, лабораторные занятия
Основы информационных систем и баз данных ОК-13 Знать: понятие информационных систем и баз данных (БД), моделей БД; основы проектирования БД. Уметь: использовать СУБД Access для создания баз данных в профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с БД в профессиональной деятельности при создании таблиц, запросов, форм для ввода данных, создании отчетов. Традиционная лекция, лабораторные занятия
Компьютерные сети и Интернет ОК-13 Знать: назначение и классификацию сетей, их топологии, оборудование, основы работы в интернет и его информационные ресурсы. Уметь: использовать интернет в профессиональной деятельности. Владеть: основными способами доступа и работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. Лекция-дискуссия лабораторные занятия
Компьютерные презентации ОК-13 Знать: аппаратные и программные средства создания и обеспечения компьютерных презентаций. Уметь: использовать современные информационные технологии для создания презентаций. Владеть: методами и навыками создания компьютерных презентаций. Традиционная лекция, лабораторные занятия
Основы компьютерной графики ОК-13 Знать: основные понятия, виды компьютерной графики. Уметь: создать схемы алгоритмов, структурные схемы, графики, диаграммы. Традиционная лекция, лабораторные занятия
Защита информации в компьютерных системах ОК-12 Знать: основы защиты информации в компьютерах и сетях. Уметь: использовать программные средства защиты информации в компьютерах и сетях. Владеть: навыками выбора антивирусных программ. Традиционная лекция
Организация контроллеров технических систем ОК-13 Знать: основы организации контроллеров, состав и назначение основных модулей, интерфейс с датчиками и исполнительными механизмами. Уметь: использовать контроллеры в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с контроллером как средством управления системой. Лекция-дискуссия, Лабораторные занятия
Реализация контроллером типовых функций управления ОК-13 Знать: основы реализации типовых функций управления в технических системах. Уметь: формировать структуру контроллера в симуляторе для разных применений Владеть: основой отладки функций в симуляторе. Лекция-дискуссия, Лабораторные занятия

Тема 1. Понятие информатики, кодирование информации

Предмет и задачи информатики, понятие информации. Информационные процессы и технологии. Формы представления информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Основы булевой алгебры. Кодирование числовой, текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в компьютере.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 2. Основы организации компьютеров

Классификация компьютеров. Принципы построения персонального компьютера. Базовая конфигурация персонального компьютера. Системный блок, состав его модулей, системная плата. Центральное процессорное устройство. Шинные интерфейсы и порты системной платы. Базовая система ввода-вывода. Система памяти компьютера. Кэш-память. Оперативная память. Накопители на жестких магнитных дисках. Накопители на оптических дисках. Монитор. Видеоплата, звуковая карта. Принтеры, сканеры, графические планшеты, плоттер, стример, флэш-память.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ixbt.com - Онлайн журнал, предоставляющий полную объективную и полезную информацию о высоких технологиях, персональных компьютерах, их компонентах и периферийных устройствах;

2. http://www.overclockers.ru - Онлайн журнал и форум об аппаратном обеспечении.

Тема 3. Программное обеспечение компьютеров

Понятие и классификация программного обеспечения. Назначение и функции операционных систем. Основные операционные системы. Файловая система их типы. Операционные системы семейства Windows: Windows XP, система Windows Vista, Windows 7. Прикладные офисные программы, их характеристики. Инструментальные программные системы. Трансляторы, компиляторы, интерпретаторы, отладчики.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.oszone.net - Онлайн журнал и форум об операционных системах, системном и прикладном программном обеспечение и средствах разработки.

Тема 4.Текстовые процессоры

Классификация и области применения прикладных программ общего назначения.. Стандартные средства пакета Microsoft Office. Функциональные возможности и области применения текстовых редакторов и процессоров. Текстовый процессор Word, особенности интерфейса.Реализация режимов ввода и форматирования текста. Особенности работы с графическими изображениями, таблицами. Использование Мастеров и шаблонов документов.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 5. Табличные процессоры

Назначение электронных таблиц. Интерфейс пользователя в Excel. Основы работы в Excel. выравнивание содержимого ячеек. Формулы и функции. Адресация ячеек в Excel. Построение диаграмм и графиков в Excel. Обработка табличных данных в Excel. Группировка данных. Сортировка и фильтрация данных. Объединение электронных таблиц. Анализ данных с помощью сводных таблиц. Решение типовых задач средствами Excel: подбор параметров, анализ и прогнозирование данных, использование логических функций в Excel. Вычисление математических функций и построение графиков. Финансовые вычисления в Excel.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 6. Алгоритмизация и программирование

Понятие алгоритма и его свойства. Формы представления алгоритмов. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Построение алгоритма из базовых модулей. Основные языки описания алгоритмов: ассемблеры, языки высокого уровня и другие. Трансляция и компоновка программ. Исходный и объектный модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Системы программирования и их компоненты. Типы данных. Операции с массивами. Подпрограммы и их назначение. Обращение к подпрограммам, передача параметров. Библиотечные подпрограммы. Решение задач с помощью стандартных программ. Объектно-ориентированное программирование.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 7. Основы информационных систем и баз данных

Основные понятия и определения информационных систем и баз данных (БД). Модели баз данных. Основы проектирования баз данных. Система управления базами данных, MS Access, его краткая характеристика. Структура и объекты баз данных. Основные понятия и определения: база данных, файл, запись, поле. Описание параметров полей БД. Формы представления БД. Табличная форма представления БД. Создание таблиц. Модификация структуры БД: изменение параметров полей БД, добавление и удаление полей, изменение имени поля. Выбор данных по запросам. Создание форм. Создание отчетов, их форматирование, конструктор отчетов, просмотр отчетов.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 8. Компьютерные сети и Интернет

Назначение и классификация компьютерных сетей. Основные понятия и определения. Локальные, региональные и глобальные сети. Основные сетевые топологии: шинная топология, топология «кольцо», топология «звезда». Модель взаимодействия в компьютерных сетях. Уровни модели ISO. Средства объединения компьютеров в сеть. Стандартные сетевые протоколы. Глобальная сеть интернет, услуги предоставляемые сетью. Краткая история развития Интернет. Базовые протоколы в интернет. Адресация в интернете, система доменов. Способы подключения к сети интернет. Информационные ресурсы Интернет. Программное обеспечение для работы в Интернет. Гипертекстовая система WWW. Протокол передачи гипертекста HTTP. Средства коммуникации в Интернет. Антиспам, форум, порталы, блоги, социальные сети, интернет-магазины. Дистанционное обучение в интернет. Поиск информации в Интернет. Web-браузеры. Тенденции развития Интернета.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ixbt.com - Онлайн журнал, предоставляющий полную, объективную и полезную информацию о высоких технологиях, персональных компьютерах, их компонентах и периферийных устройствах;

2. http://www.oszone.net - Онлайн журнал и форум об операционных системах, системном и прикладном программном обеспечение и средствах разработки.

Тема 9. Компьютерные презентации

Этапы и механизмы создания презентаций. Программа создания презентаций Power Point. Работа со слайдами: сортировщик слайдов, перемещение по слайдам. Создание специальных эффектов. Использование шаблонов для создания презентаций. Выбор и настройка темы, вставка объектов. Вставка надписи, таблицы, диаграммы, картинки, объектов WordArt, гиперссылок. Создание эффектов анимации. Варианты конструирования режимов просмотра слайдов.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 10. Основы компьютерной графики

Основы представления графических данных. Виды компьютерной графики. Растровая графика. Разрешение оригинала, экранного и печатного изображений. Масштабирование растровых изображений. Параметры изображения и размер файлов. Векторная графика. Математические основы векторной графики. Фрактальная графика. Основные понятия трехмерной графики. Форматы графических данных. Понятие и способы описания цвета. Цветовые модели. Программы для работы с растровой и векторной графики.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 11. Защита информации в компьютерных системах

Основы и методы защиты информации. Аппаратные, программные и организационные средства. Информационная безопасность и ее составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Защита информации в локальных компьютерных сетях, Антивирусная защита. Межсетевые экраны, персональные брандмауэры, криптографические средства.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 12. Организация контроллеров технических систем

Классификация и развитие встраиваемых контроллеров в автомобильной и бытовой технике. Базовая структура контроллерной системы управления. Состав и назначение основных модулей контроллера. Основы организации и функционирования контроллеров.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Тема 13. Реализация контролером типовых функций управления

Этапы разработки и отладки программного обеспечения. Состав и назначение модулей симулятора контроллера. Основы работы в симуляторе. Трансляция, тестирование и оценка характеристик разрабатываемых программ. Реализация и отладка логических функций, функций охранной сигнализации. Управление техническими параметрами в заданных пределах. Обработка функций запросов в режиме прерывания. Реализация функций таймера.

Литература:

1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.

3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Лабораторный практикум

Наши рекомендации