Структура преподавания дисциплины
ИНФОРМАТИКА
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения учебной дисциплины «Информатика» - сформировать у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков в области современных информационных технологий с учетом тенденций их развития.
Основные задачи дисциплины заключаются в обучении:
- принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
- практическим навыкам работы с современной компьютерной техникой;
- работать с пакетами прикладных программ общего назначения и специализированными профессионально-ориентированными программными средствами.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина «Информатика» представляет собой дисциплину базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2) по направлению 100100.62 «Сервис».
При изучении дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплины «Информатика» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. В рамках этой дисциплины необходимые базовые знания и умения:
- использования безопасных приёмов работы с компьютером;
- организации системы хранения собственной информации в компьютере;
- ввода информации в компьютер, сохранение полученной информации;
- владения компьютерным письмом на русском и иностранном языке;
- умения использовать сменные носители;
- использования основными функциями текстового редактора;
- поиска информации в электронных справочниках, базах данных и поисковых системах;
- составления списка информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- грамотной формулировки поисковых запросов, оценка, интерпретация и сохранение найденной информации;
- создания изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
- использования средств телекоммуникации;
- определения последовательности выполнения действий, составления инструкций в несколько действий.
Дисциплина «Информатика» имеет взаимосвязь с дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2): «Информационные системы и сети».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-12: понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности;
ОК-13: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
· Знать:
- сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, основные требования информационной безопасности (ОК-12);
- методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей (ОК-13);
· Уметь:
- соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач (ОК-12);
- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач и работать с программными средствами общего назначения (ОК-13);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
· Владеть навыками:
- аппаратной и программной защиты информации при работе с компьютерами и компьютерными сетями, включая приемы антивирусной защиты (ОК-12);
- работы с компьютером как средством обработки и хранения информации, поиска и обмена информацией в локальных сетях и интернет, применения специальных и прикладных программных средств (ОК-13).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Информатика» составляет 9 зачетных единиц или 324 часа.
Распределение фонда времени по семестрам,
неделям и видам занятий для разных форм обучения
очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Семестр | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)* | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | сам. раб. | ||||||
Понятие информатики, кодирование информации | - | - | - | тест | ||||||
Основы организации компьютеров | 1-5 | - | - | отчёт | ||||||
Программное обеспечение компьютеров | 5-7 | - | - | доклад | ||||||
Текстовые процессоры | 7-10 | - | - | тест | ||||||
Табличные процессоры | 10-17 | - | - | тест | ||||||
Всего за семестр: | - | |||||||||
Алгоритмизация и программирование | 1-5 | - | - | тест | ||||||
Основы информационных систем и баз данных | 5-14 | - | - | тест | ||||||
Компьютерные сети и Интернет | 14-18 | - | - | тест | ||||||
Всего за семестр: | - | |||||||||
Компьютерные презентации | 1-4 | - | - | доклад | ||||||
Основы компьютерной графики | 4-7 | - | - | тест | ||||||
Защита информации в компьютерных системах | - | - | - | отчёт | ||||||
Организация контроллеров технических систем | 8-11 | - | - | реферат | ||||||
Реализация контроллером типовых функций управления | 12-17 | - | - | тест | ||||||
Всего за семестр: | - | - | - | |||||||
Экзамен: | - | - | - | - | - | |||||
Итого: | - | - | - | |||||||
Экзамен: | - | - | - | - | - | - | ||||
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): | 324 / 9 | - | - | - | - | - | - | |||
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | ||||||||||
Курсовая работа (проект) | Зачет | Экзамен | ||||||||
Семестры: | 1,2 |
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Семестр | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | сам. раб. | |||||
Всего за семестр: | |||||||||
Экзамен: | |||||||||
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): | |||||||||
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |||||||||
Курсовая работа (проект) | Контрольная работа | Зачет | Экзамен | ||||||
Семестры: |
Содержание дисциплины
Содержание тем дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
Понятие информатики, кодирование информации | ОК-12 | Знать: сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способы кодирования основных видов информации. Уметь: использовать базовые положения информатики, переводить данные из одной системы счисления в другую. | Традиционная лекция | |
Основы организации компьютеров | ОК-13 | Знать: классификацию компьютеров, принципы построения персональных компьютеров, их базовую конфигурацию, состав и назначение основных периферийных устройств. Уметь: использовать компьютеры и основные периферийные устройства при решении практических задач | Традиционная лекция, лабораторные работы | |
Программное обеспечение компьютеров | ОК-13 | Знать: понятие и классификацию программного обеспечения, назначение и функции операционных систем (ОС), ОС семейства Windows, состав и назначение основных офисных программ. Уметь: использовать необходимое программное обеспечение при решении задач в процессе профессиональной деятельности | Традиционная лекция, лабораторные работы | |
Текстовые процессоры | ОК-13 | Знать: основные возможности текстовых процессоров Word, требования к информационной безопасности при использовании их на компьютерах. Уметь: использовать их при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с текстовыми процессорами | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Табличные процессоры | ОК-13 | Знать: назначение электронных таблиц, их основные возможности, построение диаграмм, требования к информационной безопасности при использовании их на компьютерах. Уметь: использовать их при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: основами работы с электронными таблицами при решении практических задач. | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Алгоритмизация и программирование | ОК-13 | Знать: основные понятия алгоритмизации и программирования, основы использования языков программирования, этапы разработки и отладки программ. Уметь: использовать необходимый язык программирования при решении задач в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с инструментальной системой программирования при решении задач в профессиональной деятельности. | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Основы информационных систем и баз данных | ОК-13 | Знать: понятие информационных систем и баз данных (БД), моделей БД; основы проектирования БД. Уметь: использовать СУБД Access для создания баз данных в профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с БД в профессиональной деятельности при создании таблиц, запросов, форм для ввода данных, создании отчетов. | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Компьютерные сети и Интернет | ОК-13 | Знать: назначение и классификацию сетей, их топологии, оборудование, основы работы в интернет и его информационные ресурсы. Уметь: использовать интернет в профессиональной деятельности. Владеть: основными способами доступа и работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. | Лекция-дискуссия лабораторные занятия | |
Компьютерные презентации | ОК-13 | Знать: аппаратные и программные средства создания и обеспечения компьютерных презентаций. Уметь: использовать современные информационные технологии для создания презентаций. Владеть: методами и навыками создания компьютерных презентаций. | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Основы компьютерной графики | ОК-13 | Знать: основные понятия, виды компьютерной графики. Уметь: создать схемы алгоритмов, структурные схемы, графики, диаграммы. | Традиционная лекция, лабораторные занятия | |
Защита информации в компьютерных системах | ОК-12 | Знать: основы защиты информации в компьютерах и сетях. Уметь: использовать программные средства защиты информации в компьютерах и сетях. Владеть: навыками выбора антивирусных программ. | Традиционная лекция | |
Организация контроллеров технических систем | ОК-13 | Знать: основы организации контроллеров, состав и назначение основных модулей, интерфейс с датчиками и исполнительными механизмами. Уметь: использовать контроллеры в процессе профессиональной деятельности. Владеть: навыками работы с контроллером как средством управления системой. | Лекция-дискуссия, Лабораторные занятия | |
Реализация контроллером типовых функций управления | ОК-13 | Знать: основы реализации типовых функций управления в технических системах. Уметь: формировать структуру контроллера в симуляторе для разных применений Владеть: основой отладки функций в симуляторе. | Лекция-дискуссия, Лабораторные занятия |
Тема 1. Понятие информатики, кодирование информации
Предмет и задачи информатики, понятие информации. Информационные процессы и технологии. Формы представления информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Основы булевой алгебры. Кодирование числовой, текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в компьютере.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 2. Основы организации компьютеров
Классификация компьютеров. Принципы построения персонального компьютера. Базовая конфигурация персонального компьютера. Системный блок, состав его модулей, системная плата. Центральное процессорное устройство. Шинные интерфейсы и порты системной платы. Базовая система ввода-вывода. Система памяти компьютера. Кэш-память. Оперативная память. Накопители на жестких магнитных дисках. Накопители на оптических дисках. Монитор. Видеоплата, звуковая карта. Принтеры, сканеры, графические планшеты, плоттер, стример, флэш-память.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ixbt.com - Онлайн журнал, предоставляющий полную объективную и полезную информацию о высоких технологиях, персональных компьютерах, их компонентах и периферийных устройствах;
2. http://www.overclockers.ru - Онлайн журнал и форум об аппаратном обеспечении.
Тема 3. Программное обеспечение компьютеров
Понятие и классификация программного обеспечения. Назначение и функции операционных систем. Основные операционные системы. Файловая система их типы. Операционные системы семейства Windows: Windows XP, система Windows Vista, Windows 7. Прикладные офисные программы, их характеристики. Инструментальные программные системы. Трансляторы, компиляторы, интерпретаторы, отладчики.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.oszone.net - Онлайн журнал и форум об операционных системах, системном и прикладном программном обеспечение и средствах разработки.
Тема 4.Текстовые процессоры
Классификация и области применения прикладных программ общего назначения.. Стандартные средства пакета Microsoft Office. Функциональные возможности и области применения текстовых редакторов и процессоров. Текстовый процессор Word, особенности интерфейса.Реализация режимов ввода и форматирования текста. Особенности работы с графическими изображениями, таблицами. Использование Мастеров и шаблонов документов.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 5. Табличные процессоры
Назначение электронных таблиц. Интерфейс пользователя в Excel. Основы работы в Excel. выравнивание содержимого ячеек. Формулы и функции. Адресация ячеек в Excel. Построение диаграмм и графиков в Excel. Обработка табличных данных в Excel. Группировка данных. Сортировка и фильтрация данных. Объединение электронных таблиц. Анализ данных с помощью сводных таблиц. Решение типовых задач средствами Excel: подбор параметров, анализ и прогнозирование данных, использование логических функций в Excel. Вычисление математических функций и построение графиков. Финансовые вычисления в Excel.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 6. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма и его свойства. Формы представления алгоритмов. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Построение алгоритма из базовых модулей. Основные языки описания алгоритмов: ассемблеры, языки высокого уровня и другие. Трансляция и компоновка программ. Исходный и объектный модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Системы программирования и их компоненты. Типы данных. Операции с массивами. Подпрограммы и их назначение. Обращение к подпрограммам, передача параметров. Библиотечные подпрограммы. Решение задач с помощью стандартных программ. Объектно-ориентированное программирование.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 7. Основы информационных систем и баз данных
Основные понятия и определения информационных систем и баз данных (БД). Модели баз данных. Основы проектирования баз данных. Система управления базами данных, MS Access, его краткая характеристика. Структура и объекты баз данных. Основные понятия и определения: база данных, файл, запись, поле. Описание параметров полей БД. Формы представления БД. Табличная форма представления БД. Создание таблиц. Модификация структуры БД: изменение параметров полей БД, добавление и удаление полей, изменение имени поля. Выбор данных по запросам. Создание форм. Создание отчетов, их форматирование, конструктор отчетов, просмотр отчетов.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 8. Компьютерные сети и Интернет
Назначение и классификация компьютерных сетей. Основные понятия и определения. Локальные, региональные и глобальные сети. Основные сетевые топологии: шинная топология, топология «кольцо», топология «звезда». Модель взаимодействия в компьютерных сетях. Уровни модели ISO. Средства объединения компьютеров в сеть. Стандартные сетевые протоколы. Глобальная сеть интернет, услуги предоставляемые сетью. Краткая история развития Интернет. Базовые протоколы в интернет. Адресация в интернете, система доменов. Способы подключения к сети интернет. Информационные ресурсы Интернет. Программное обеспечение для работы в Интернет. Гипертекстовая система WWW. Протокол передачи гипертекста HTTP. Средства коммуникации в Интернет. Антиспам, форум, порталы, блоги, социальные сети, интернет-магазины. Дистанционное обучение в интернет. Поиск информации в Интернет. Web-браузеры. Тенденции развития Интернета.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ixbt.com - Онлайн журнал, предоставляющий полную, объективную и полезную информацию о высоких технологиях, персональных компьютерах, их компонентах и периферийных устройствах;
2. http://www.oszone.net - Онлайн журнал и форум об операционных системах, системном и прикладном программном обеспечение и средствах разработки.
Тема 9. Компьютерные презентации
Этапы и механизмы создания презентаций. Программа создания презентаций Power Point. Работа со слайдами: сортировщик слайдов, перемещение по слайдам. Создание специальных эффектов. Использование шаблонов для создания презентаций. Выбор и настройка темы, вставка объектов. Вставка надписи, таблицы, диаграммы, картинки, объектов WordArt, гиперссылок. Создание эффектов анимации. Варианты конструирования режимов просмотра слайдов.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 10. Основы компьютерной графики
Основы представления графических данных. Виды компьютерной графики. Растровая графика. Разрешение оригинала, экранного и печатного изображений. Масштабирование растровых изображений. Параметры изображения и размер файлов. Векторная графика. Математические основы векторной графики. Фрактальная графика. Основные понятия трехмерной графики. Форматы графических данных. Понятие и способы описания цвета. Цветовые модели. Программы для работы с растровой и векторной графики.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 11. Защита информации в компьютерных системах
Основы и методы защиты информации. Аппаратные, программные и организационные средства. Информационная безопасность и ее составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Защита информации в локальных компьютерных сетях, Антивирусная защита. Межсетевые экраны, персональные брандмауэры, криптографические средства.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 12. Организация контроллеров технических систем
Классификация и развитие встраиваемых контроллеров в автомобильной и бытовой технике. Базовая структура контроллерной системы управления. Состав и назначение основных модулей контроллера. Основы организации и функционирования контроллеров.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Тема 13. Реализация контролером типовых функций управления
Этапы разработки и отладки программного обеспечения. Состав и назначение модулей симулятора контроллера. Основы работы в симуляторе. Трансляция, тестирование и оценка характеристик разрабатываемых программ. Реализация и отладка логических функций, функций охранной сигнализации. Управление техническими параметрами в заданных пределах. Обработка функций запросов в режиме прерывания. Реализация функций таймера.
Литература:
1. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / Под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
2. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С.Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
Лабораторный практикум