Задания для подготовки к работе
1. Изучить возможности языка Паскаль для организации циклов с заданным числом шагов и итерационных циклов.
2. Разработать алгоритм и составить программу для решения задачи соответствующего варианта.
3. .Подобрать тестовые данные.
Варианты заданий
1. Найти все простые делители данного натурального числа.
2. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить число, следующее за последним из введенных минимальных значений.
3. Дано целое число n, удовлетворяющее условию 0<únç£2×109. Найти максимальную цифру в записи этого числа.
4. Определить, является ли данное натуральное число простым числом.
5. Даны натуральные числа a и b. Определить, могут ли эти числа быть соседними членами последовательности Фибоначчи.
Последовательность Фибоначчи задается следующим образом:
f1 =f2 = 1, fi = fi-1 + fi-2 для i >2.
6. Установить, является ли данное натуральное число n совершенным (равным сумме всех его делителей, меньших n).
7. С клавиатуры вводятся символы. Признак конца ввода – точка. Определить максимальную длину подпоследовательности одинаковых следующих друг за другом символов.
8. Даны две последовательности:
для i³2.
Вычислить n-е члены этих последовательностей.
9. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить число, предшествующее первому из введенных максимальных значений.
10. Дано целое число n, удовлетворяющее условию 0<únç£2×109. Найти произведение отличных от нуля цифр данного числа.
11. С клавиатуры вводятся символы. Признак конца ввода – точка. Определить символ, следующий за последним вхождением цифры.
12. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить количество введенных нечетных чисел после последнего отрицательного.
13. Дано целое неотрицательное число n, удовлетворяющее условию 0<n£2×109. Определить количество нулей, которыми заканчивается запись числа n. Вывести n в виде a*10Ùk, где a - целое, не содержащее нуля в конце записи числа; k - количество нулей в конце записи числа n. Например, 130000 = 13*10Ù4.
14. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить число, следующее за последним из отрицательных чисел.
15. Дано целое число n, удовлетворяющее условию 0<únç£2×109. Найти сумму цифр числа n.
16. С клавиатуры вводятся вещественные числа. Признак конца ввода – ноль. Определить, является ли вводимая последовательность упорядоченной по невозрастанию или по неубыванию.
17. С клавиатуры вводятся вещественные числа. Признак конца ввода – ноль. Определить, является ли вводимая последовательность арифметической прогрессией.
18. Дано натуральное число s. Определить, может ли число s быть суммой некоторого числа первых членов последовательности Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи задается следующим образом:
f1 = f2 = 1, fi= fi-1 + fi -2 для i >2.
19. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить количество максимальных значений.
20. С клавиатуры вводятся символы. Признак конца ввода – точка. Определить символ, предшествующий последнему вхождению прописной буквы.
21. С клавиатуры вводятся символы. Признак конца ввода – точка. Определить, сколько было введено пар следующих друг за другом символов, которые и в таблице ASCII расположены в таком же порядке.
22. С клавиатуры вводятся символы. Признак конца ввода – точка. Определить сумму введенных цифр.
23. Дано целое число n, удовлетворяющее условию 0<únç£2×109. Проверить, входит ли в запись числа n цифра 5 ровно два раза.
24. Дано целое число n, удовлетворяющее условию 0<únç£2×109. Установить, является ли данное число n палиндромом.
25. С клавиатуры вводятся вещественные числа. Признак конца ввода – ноль. Определить, является ли вводимая последовательность геометрической прогрессией.
26. Определить, можно ли данное натуральное число представить в виде суммы квадратов двух натуральных чисел. Например, 5=12+22.
27. Определить, в какой степени входит число три в разложение на простые множители натурального числа n.
28. С клавиатуры вводятся целые числа. Признак конца ввода – ноль. Определить число, следующее за первым из введенных максимальных значений.
29. Получить число n в семеричной системе счисления.
30. Установить, четным или нечетным является число цифр в записи данного натурального числа. Если число цифр нечетно, вывести среднюю цифру.
Контрольные вопросы
1. Классифицируйте операторы циклов в Паскале.
2. Какие циклы в Паскале являются циклами с предусловием?
3. Перечислите отличия циклов whileи repeat.
4. Какой тип может иметь параметр цикла for, начальное и конечное выражение?
5. Какие действия с параметром цикла forнедопустимы в теле цикла?
6. Какое значение имеет параметр цикла for после окончания работы цикла?
7. Какой цикл является наиболее универсальным?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Обработка одномерных массивов
Цель работы: получение навыков работы с массивами, их ввода и вывода, закрепление навыков организации программ циклической структуры.