Листинг 3. ввод строки в символьный массив

Практическая работа №14

Работа со строками

Время на выполнение2 часа

Цели: Освоить операции над символьными переменными. Научиться составлять простые программы с применением символьных переменных в Turbo Pascal

Теоретическая часть

Символы и строки

Помимо числовой информации компьютер может обрабатывать символьную информацию. Pascal оперирует с символьной информацией, которая может быть представлена отдельными символами или строками символов.

Символы

Для хранения и обработки отдельных символов используются переменные типа char . Значением переменной типа char может быть любой символ.

Переменная символьного типа должна быть объявлена в разделе описания переменных так:

Имя: char;

Где Имя- имя переменной символьного типа; char-ключевое слово обозначения символьного типа.

Примеры:

Otv: char;

Ch: char;

Как и любая переменная программы, переменная типа char может получить значение в результате выполнения инструкции присваивания или ввода (read, readln). Если переменная типа char получает значение в результате выполнения операции присваивания, то справа то знака := должно стоять выражение типа char или символьная константа – символ, заключенный в кавычки.

Например, в результате выполнения программы.

Program p;

Var

c1, c2, otvet: char;

Begin

c1:=’*’;

c2:=c1;

write (‘Вы хотите научиться программировать?’);

readln (otvet);

writeln (‘Ваш ответ:’, otvet);

End.

Переменная с1 получает значение присваиванием значения константы, с2- присваиванием значения переменной с1, а значение переменной otvet вводится с клавиатуры.

Обратите внимание: переменная otvet объявлена как char ,т.е. один символ. Поэтому если ответ на вопрос программы будет введено, например, слово «Да», то значением переменной otvet будет символ – буква ‘Д’.

Переменную типа char можно сравнить с другой переменной типа char или символьной константой. Сравнение основано на том, что каждому символу поставлено в соответствие число (см. приложение),причем символу ‘0’ соответствует число меньшее, чем символу ‘9’ символу ‘A’ –меньшее, чем ‘B’, символу ‘Z’ меньшее, чем ‘a’. Таким образом можно записать:

‘0’<’1’<…<’9’<…<’A’<’B’<…<’Z’<’a’<’b’<…<’z’

Символами русского языка соответствует числа большие, чем символам латинского алфавита, при этом справедливо следующее:

‘А’<’Б’<’В’<…<’Ю’<’Я’<’а’<’б’<’в’<…<’э’<’ю’<’я’.

Переменные и константы типа char можно использовать при конструировании условий. В программе

Program p1;

Var

otvet: char;

Begin

...

writeln (‘Продолжить вычисления? (д/н)’);

readln (otvet);

if (otvet=’Д’) or (otvet=’д’ ) then begin

end;

End.

Переменная otvet используется для проверки ответа пользователя на запрос программы. Обратите внимание, что программа сравнивает ответ с двумя константами ‘д’ и ’д’, так как переменная otvet может получить ‘д’, если нажата клавиша <Д> без <Shift>, или ‘д’, если клавиша <Д> нажата с

<Shift >

Каждый символ кодируется числом. Однако не все символы есть на клавиатуре. Например, на клавиатуре нет символов, с помощью которых рисуются рамки. Если в программе нужно вывести на экран символ, которого нет на клавиатуре , то можно воспользоваться функцией Chr, возвращающей в качестве значения символ, код которого указывается при обращении к функции. Например, в результате выполнения инструкции ch:=Chr(218); значением переменной ch будет символ ‘Ґ’ (переменная ch, естественно, должна быть объявлена как char).

Следующая программа, ее текст приведен на листинге программы 1, выводит на экран первую половину (символы с кодами от 0 до 127) таблицы кодировки символов –таблицу ASCII. Так как символы с кодами от 7 до 13 являются служебными , например, при выводе символа с кодом 7 раздается звуковой сигнал, а символ с кодом 13 вызывает переход к новой строке, то вместо этих символов программа выводит пробелы.

Листинг программы один 1.

ASCII –таблица кодировки символов (ascii.pas)

Program ascii;

Var

Ch:char; {символ}

Dec:integer; {десятичный код символа}

i, j: integer;

begin

dec:=0;

for i=0 to 16 do {шестнадцать строк}

begin

dec:=I; {чтобы получить таблицу кодировки}

{для символов с кодами 128-255,}

{эту инструкцию надо}

{заменить на dec:=i+128;}

for j:=1 to 8 do {восемь колонок}

begin

if (dec<7) or (dec>=14)

then

write (dec:4, ‘-’,’’, chr(dec):1, chr(179));

else {символы СR, LF, TAB не отображаются}

write (dec:4, ‘- ‘, chr(179));

dec:= dec+16

end;

writeln; {переход к новой строке экрана}

end;

end.

Следующая программа, ее текст приведен на листинге 2, использует функцию chr для оформления выводимого текста.

Листинг программы 2. Пример использования функции chr для вычеркивания рамки

Program ramka;

Var

Е1, tr, b1, br, g, v:char;

I:integer;

Begin

T1:=Chr (218); {символ левого верхнего угла}

TR: =chr (191); {символ правого верхнего угла}

B1:=Chr (192); {Символ левого нижнего левого угла}

Br: =Chr (217); {Символ левого нижнего угла}

G: =Chr (196); {Символ горизонтальной линейки}

V: =chr (179); {Символ вертикальной линейки}

Write (t1);

Fori: =1 to 32 do write (g);

Writeln (tr);

Writeln (v,’Пример использования функции CHR’, v);

Writeln (v,’ для рисования рамки. ‘, v);

Write (b1);

For i: =1 to 32 do write (g);

Writeln (br);

End.

При выводе на экран символа с кодом 7 раздается звуковой сигнал. Это можно использовать в программе, например, для информирования о неверно введенных данных. Следующая программа демонстрирует использование функции chr для получения звукового сигнала. Она проверяет введенный пользователем пароль, и если пароль неверный, то из динамика компьютера раздается звуковой сигнал.

Program beep;

Label

Bye;

Var

Write (‘’);

Readln (password);

If password <>377

Then begin

Writeln (chr(7),’ пароль неверный!’);

Goto bye;

End;

{здесь инструкции программы}

bye :

end.

Массив символов

Последовательность символов называется строкой. Для хранения и обработки последовательностей символов (строк) можно использовать массив символов.

Например, пусть программа должна вводить с клавиатуры фамилии людей. Обычно такая задача решается вводом строки в символьный массив, длина которого выбирается равной количеству букв самой длинной фамилии. Если buf это символьный массив размера size, то наиболее просто ввести элементы массива с помощью инструкции for, например, так:

For i:=1 toSIZE do read(buf[i]);

Однако в этом случае на клавиатуре каждый раз приходится набирать строку длиной ровно в SIZE символов (дополнять «короткие» фамилии пробелами),

Так как инструкция for завершит свою работу только после ввода заданного количества символов.

Сделать программу ввода массива символов более эффективной позволяет встроенная функция EOLN (End Of Line- конец строки), которая проверяет, является ли очередной символ, который будет прочитан инструкцией read, символом «конец строки». Символ «конец строки» автоматически добавляется к введенным с клавиатуры символам. Используя функцию EOLN, можно определить, есть ли введенные, но еще не обработанные (не прочитанные инструкцией read)символы. Если символы есть, то функция EONL возвращает FALSE . Если перед обращением к функции EOLN не введено ни одного символа, программа приостанавливает свою работу и ждет ввода строки с клавиатуры. Следующая программа, ее текст приведен на листинге 3 , использует функцию EOLN для ввода строки в массив.

Листинг 3. Ввод строки в символьный массив

Program getstarr;

Const

SIZE=30;

Var

Buf: array [1..SIZE] of char;

N: integer; {реальная длина введенной строки}

Begin

Write (‘->’);

N: =0;

Repeat

If not EOLN then

Begin

N: =n+1;

Read (buf[n]);

End;

Until EOLN or (n=SIZE);

Writeln (‘длина введенной строки’,’символов.’);

End.

Наши рекомендации