Характеристика элективных курсов по информатике
Существенным моментом организации профильного обучения в школе является реализация элективных курсов. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент). Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться [8, с. 64].
К старшим классам учащиеся должны определить направление своей дальнейшей деятельности и приступить к обучению по конкретному профилю. Поэтому наиболее рациональным представляется вариант, когда занятия проходят систематично (один или два раза в неделю), и весь курс составляет не менее 36 часов.
Целями элективных курсов являются:
· расширение, углубление знаний;
· выработка специфических умений и навыков;
· знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля;
· развитие любознательности как основы познавательной активности;
· развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
· формирование творческого воображения;
· развитие ключевых компетенций;
· компенсация ограниченных возможностей базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей [14, с. 139].
Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройка» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
2) развитие содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне;
3) способствование удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека [1, с. 64].
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов, относятся:
- подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
- приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
- возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
- поддержка изучения базовых курсов;
- профессиональная ориентация;
- интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [8, с. 148].
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:
· индивидуальность,
· доступность,
· преемственность,
· результативность.
Рассмотрим пути реализации комплексного подхода при разработке элективных занятий для учащихся старших классов, которые заключаются в подборе такого содержания, таких форм и методов обучения, которые соответствовали бы этому подходу, составляли бы в совокупности единство целей, содержания, форм и методов обучения [3, с. 175].
Прежде всего рассмотрим критерии отбора содержания элективного курса, направленные на комплексное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, учитывая при этом психофизиологические и возрастные особенности школьников.
1. Критерий преемственности содержания основного и элективного курса.
Старшеклассники предпочитают элективные курсы, содержание которых связано с основным курсом, основываются на понятиях, известных учащимся из основного курса, как бы углубляют и расширяют материал основного курса. В этом случае элективные курсы, как правило, имеют большую эффективность, что связано прежде всего с экономией учебного времени, так как учащихся не нужно вводить в круг основных понятий.
Во-вторых, что более существенно, углубленное изучение тем основного курса дает возможность для обобщения и систематизации обязательных занятий, показа их развития и применения к решению более сложных задач [5, с. 167].
2. Критерий целостности содержания.
Целостность содержания элективного курса заключается во внутренней взаимосвязи и концентрации всего курса вокруг нескольких основных понятий, законов и методов. Это способствует сосредоточению усилий учащихся в одном направлении, повышает доступность материала, позволяет за небольшой промежуток времени, отведенный элективному курсу, добиться наибольшей эффективности и качества обучения.
3. Критерий научной и практической значимости элементов содержания [9, с. 95].
В школьном курсе вопрос о научной и практической значимости изучаемого материала рассматривается в недостаточной степени. Это не означает, что ученикам старших классов недоступно понимание научной и практической значимости изучаемого материала или что в этом материале нет такой значимости. В решении этой задачи большая помощь может и должна быть оказана элективными курсами. Для этого в содержание элективного курса необходимо включать:
- историю возникновения и постановки той или иной проблемы;
- поиски решения, трудности на пути решения проблемы;
- сведения об ученых, занимавшихся решением проблемы;
- значимость решения проблемы для развития науки;
- применение полученного результата в других областях знаний;
Одним из путей реализации критерия научной и практической значимости содержания элективного курса является раскрытие межпредметных связей изучаемого материала.
4. Критерий соответствия содержания учебно-методическому обеспечению.
Этот критерий означает, что содержание элективного курса должно охватываться учебными пособиями, научно-популярной литературой, наглядными пособиями и техническими средствами обучения в объеме, достаточном для успешного решения поставленных задач обучения.
5. Критерий соответствия содержания возрастным и индивидуальным особенностям развития старшеклассников [23, с. 190].
Этот критерий предполагает не только доступность изучаемого материала и соответствие уровня трудности уровню развития учащихся, но и включение в содержание такого материала, который в силу возможных особенностей развития старшеклассников вызывает у них повышенный интерес, стимулирует творческую деятельность.
6. Критерий соответствия содержания воспитательным и развивающим целям обучения.
Опыт показывает, что не любое содержание способствует достижению целей воспитания и развития учащихся. Необходимо специальным образом конструировать содержание элективного курса, включая в него элементы истории, современности, занимательности, красоты предмета.
Формирование эстетического чувства красоты предмета может быть достигнуто включением в содержание курса следующих вопросов:
- нестандартные задачи с изящным решением;
- красивые модели объектов.
Использование исторического материала на элективных занятиях позволяет проникнуть в мировоззренческий смысл науки, в процесс формирования ее основных целей, эволюцию методов [24, с. 215].
7. Критерий соответствия содержания имеющемуся времени.
Этот критерий предполагает планирование содержания элективного курса таким образом, чтобы наблюдалось соответствие объема материала каждого занятия отведенному времени, а также соответствие всего объема элективного курса времени, отведенному на его изучение [6, с. 250].
Следующим важным шагом, после отбора содержания элективного курса, направленного на комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, является выбор методов и форм обучения, соответствующих этому подходу при постановке элективных занятий. Наиболее эффективными методами для элективных курсов являются:
· поисковая исследовательская деятельность учащихся,
· самостоятельная работа на всех этапах,
· проблемное обучение,
· реферативная работа,
· работа с литературой [1, с. 115].
Подводя итог всему вышесказанному можно составить план разработки элективного курса:
1. Отбор содержания элективного курса, отвечающего поставленным требованиям.
2. Разработка программы элективного курса, в которой предусматривается:
распределение содержания по занятиям;
указание вопросов для самостоятельного изучения;
перечень тем рефератов, для творческой самостоятельной работы учащихся; [3, с. 227].
список литературы, в который входят:
1) учебно-методические пособия,
2) статьи из научно-популярных журналов,
3) монографии, посвященные изучаемым вопросам.
3. Разработка программы каждого занятия с указанием:
основного содержания материала,
домашнего и индивидуального задания,
тем докладов и рефератов для учащихся,
литературы,
форм и методов проведения занятий.
4. Составление индивидуальных планов работы для школьников, посещающих данный факультатив, в которых предусматривается
выполнение заданий, носящих образовательный, воспитательный и развивающий характер,
работа с научно-популярной литературой,
подготовка докладов,
написание рефератов.
старшеклассник информатика педагогический элективный