Программирование задач линейной структуры

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЕ

TURBO PASCAL 7.0.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ

Цель работы:

1.Изучить основные приемы работы в интегрированной среде TURBO PASCAL 7.0.

2.Изучить порядок разработки и решения задач на ЭВМ.

3.Изучить структуру и правила записи программ на языке TURBO PASCAL 7.0.

4.Научиться программировать задачи линейной структуры.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

1.Общие понятия о системе программирования TURBO PASCAL 7.0

Система программирования TURBO PASCAL представляет собой интегрированную среду, обеспечивающую диалоговое взаимодействие c пользователем на любых этапах обработки программ, обладает развитой иерархической системой меню и подсказок. Включает в себя экранный редактор, позволяющий набирать тексты программ, компилятор для трансляции программ, редактор связей для сборки программ и отладчик для отладки программ.

Для запуска интегрированной среды TURBO PASCAL следует в среде Volkov набрать на клавиатуре символы Turbo или TP и нажать клавишу Enter.

Для выхода из среды следует нажимать клавиши Alt-X.

После запуска TURBO-системы на экране монитора (дисплея) появится формат основного меню, изображенный на рис.1

File Edit Search Run Compile Debug Options Window Help

 

F1-Help F2-Save F3-Open F4-Edit Compile F9-Make F10-Menu

Рис.1

Первая строка экрана содержит все режимы главного меню. В последней строке экрана приведены основные доступные в каждый текущий момент функциональные клавиши с указанием их назначения. Остальное пространство экрана - рабочая область. Она используется для размещения окон с редактируемыми файлами.

1.1.Характеристика главного меню

Активизировать любой режим главного меню можно одним из двух способов:

1.Нажмите функциональную клавишу F10 и с помощью клавиш горизонтального перемещения курсора выберите необходимый режим. Выбранный режим на экране выделяется другим цветом или оттенком. Далее для входа в выбранный режим нажмите клавишу Enter.

2.Одновременно нажмите клавиши Alt и клавишу с буквой, выделенной в заголовке нужного режима меню. Например, для входа в режим File необходимо нажать Alt-F.

Для выхода из главного меню или любого подменю нажмите клавишу Esc.

В главном меню содержатся следующие режимы: Е (системный), File (файл), Edit (редактирование), Search (поиск), Run (выполнение), Compile (компилирование), Debug (отладка), Options (опции), Window (окно), Help (помощь). Все они имеют собственные подменю, некоторые несколько вложенных подменю. В данной лабораторной работе рассмотрим только режим File.

Режим файловых процедур (File)

Режим File содержит процедуры, управляющие работой с файлами. Режим активизируется клавишами Alt-F или F10 с последующим перемещением курсора в режим File и нажатием клавиши Enter. На экране появится подменю режима File, которое имеет вид, представленный на рис.2

г=====

¦ File¦ Edit Search

L==T==-

----+-----------

¦ Open... F3 ¦Загрузка файла с диска

¦ New Alt-F3 ¦Удаление текущей программы и создание новой

¦ Save F2 ¦Сохранение на диске текущего файла

¦ Save as... ¦Сохранение на диске файла с новым именем

¦ Save all ¦Сохранение всех файлов

+---------------+

¦ Change dir... ¦Изменение директория

¦ Print ¦Вывод текста программы на печать

¦ Printer setup ¦Настройка принтера

¦ DOS shell ¦Выход в DOS

¦ Exit Alt-X ¦Выход из TURBO PASCAL

¦---------------¦

Рис.2

В данной лабораторной работе рассмотрим 6 минимальнно необходимых процедур (функций): Open, New, Save, Save as...,Print и Exit.

Open(F3) - загрузка файла с диска и переход в режим экранного редактирования.

New(Alt-F3) - удаление текущей программы из памяти и очистка экрана. Можно создавать новую программу.

Save(F2) - сохранение на диске текущего редактируемого файла со старым именем.

Save as... - сохранение на диске текущего редактируемого файла с новым именем.

Print - печать содержимого текущего окна (вывод текста программы на печатающее устройство).

Exit(Alt-X) - выход из TURBO PASCAL.

2. Этапы подготовки задач для решения на ЭВМ

Процесс подготовки задач для решения на ЭВМ состоит из следующих этапов:

1) математическая постановка задачи;

2) выбор численного метода;

3) разработка алгоритма решения задачи;

4) реализация алгоритма на одном из языков программирования;

5) подготовка исходных данных;

6) ввод программы и исходных данных с клавиатуры терминала;

7) отладка программы;

8) решение задачи на ЭВМ и анализ полученных результатов.

Подробнее о этапах разработки задач можно познакомиться в работе[3].

3. Общие понятия о языке TURBO PASCAL

Одним из самых распространенных языков программирования среди пользователей ПЭВМ является Turbo Pascal. Этот язык обеспечивает простой диалог с пользователем, легок для изучения, запись формул близка к обычной математической записи, имеет достаточно разнообразные средства, которые позволяют проиллюстрировать возможности использования ЭВМ для решения различных задач.

Язык Turbo Pascal включил в себя наиболее распространенные элементы структурного и модульного программирования. является универсальным: на нем можно программировать задачи как инженерного и научного, так и экономического характера, а также разрабатывать обучающие и игровые программы.

Изучать язык Turbo Pascal целесообразно практическим путем составления программ с обязательным выходом на персональный компьютер для отладки и решения задач.

4. Структура программы

Программа на языке Turbo Pascal cостоит из заголовка и блока. Блок

состоит из раздела описания и раздела операторов.

Изобразим общий вид структуры программы на языке Turbo Pascal:

Program имя; {Заголовок программы}

label описание; - раздел меток

const описание; ¦ раздел констант

type описание; +- Раздел раздел типов

var описание; ¦ описания раздел переменных

procedure описание; ¦ раздел процедур

function описание; -- раздел функций

begin -

оператор; ¦

оператор; +- Раздел

... ¦ операторов

оператор ¦

end. --

Обратите внимание:

-любое описание и даже полностью раздел описания может отсутствовать;

-раздел операторов обязателен;

-разделителем между описаниями (разделами) и операторами служит точка с запятой;

-в конце программы должна стоять точка;

-после оператора, стоящего перед end никакой разделитель не ставится.

Программа представляет собой последовательность операторов, расположенных между словами begin и end.

Операторами называются синтаксические конструкции, как правила, начинающиеся со служебного слова, определяющего характер действия.

В любое место программы можно вставлять комментарии. Комментарии заключаются в фигурные скобки { }.

Пробелы в программе не влияют на ее выполнение.

В строке можно поместить один или несколько операторов. Между операторами одной строки ставится разделительный символ ";".

Набор любой строки завершается нажатием клавиши Enter (Ввод).

Пример.

Составить программу для вычисления обьема пирамиды, основанием которой является треугольник. Для вычисления площади основания используйте формулу Герона s=(p*(p-a)*(p-b)*(p-c))^(1/2), где p=(a+b+c)/2. Обьем пирамиды определяется по формуле v=1/3*s*h.

Алгоритм вычисления объема должен быть следующим:

-введите исходные данные а,в,с,h;

-вычислите р;

-вычислите s;

-вычислите v;

-выведите результат v.

Программа вычислений имеет вид:

Program piramida;

var

a,b,c,h,p,s,v:real;

begin

writeln('Введите a,b,c,h'); {Подсказка для ввода

исходных данных}

readln(a,b,c,h); {Ввод исходных данных}

p:=(a+b+c)/2; {Оператор присваивания (вычисления)}

s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)&(p-c)); {Оператор присваивания}

v:=s*h/3.0; {Оператор присваивания}

writeln('Обьем пирамиды v=',v:7:2) {Оператор вывода}

end.

5. Алфавит языка Turbo Pascal

Язык Turbo Pascal использует следующие символы:

- строчные и прописные латинские буквы;

- строчные и прописные русские буквы;

- 10 цифр от 0 до 9;

- специальные знаки: точка, запятая, точка с запятой,двоеточие,кавычки,апостроф,плюс,минус,звездочка,наклонная черта, пробел и другие.

6. Данные.Типы данных

Данные это все то, с чем оперирует ЭВМ. К данным относятся константы, переменные и тексты (символы и строки). Известно, что в программах используются не сами значения, а их имена (для сокращения объема программы). В связи с тем, что имена могут принимать множество значений, вводится понятие типа данных.

Основные типы данных, называемые в языке скалярными разделяются на два класса: стандартные и определяемые пользователем.

В данной работе рассмотрим три наиболее распространенных стандартных типа:

-целые (integer);

-вещественные (real);

-символьные (char).

Целые числа - это числа, расположенные в диапазоне [-32768,32767].

Например:2,-15,32180,-524.

Вещественные числа имеют дробные части (3.14159) и экспоненты (2.5e12). Целая часть от дробной отделяется точкой. Числа могут представляться в диапазоне [2.9e-39,1.7e38].

Символы - это любые символы алфавита. Они могут использоваться отдельно (a,b,c,f,o и т.д.) или объединяться в символьные строки ('Я хочу выучить язык Turbo Pascal').

7. Простейшие конструкции языка

К простейшим конструкциям языка относятся: ключевые слова, константы, переменные, стандартные функции, арифметические выражения.

7.1. Ключевые слова

Ключевыми (или зарезервированными) словами называются слова, имеющие определенный смысл в программе. Ключевые слова всегда вызывают определенные действия компьютера. Например, ключевое слово Write задает вывод информации на экран или принтер.

7.2. Константы

Константа-это такой объект программы, который сохраняет в ней постоянное значение. Константы могут быть различных типов. Типы констант изобразим на рис.3

--------------

¦Типы констант¦

L------T-------

-------------+------------

-----+---- ------+----

¦Числовые ¦ ¦Символьные¦

L----T----- L-----------

+----------------------------

-----+---- -------+------

¦ Целые ¦ ¦Вещественные ¦

L---------- L--------------

Рис.3

Примеры записи констант даны в разделе типов данных.

Символьные (строковые, текстовые) константы заключаются в апострофы. В символьных константах могут использоваться любые отображаемые символы алфавита, которые можно набрать на клавиатуре.

Например: 'Площадь куба равна', 'X=','Иванов И.И.'.

7.3. Переменные

Переменная - это такой обьект, который в процессе выполнения программы может иметь различные значения. Для обозначения переменных применяются идентификаторы (имена переменных).

Правила образования идентификаторов.

Идентификаторы должны начинаться с буквы или символа подчеркивания (a,...,z, A,...,Z,_). Последующими символами могут быть буква, символ подчеркивания, цифры (0,1,...,9). Другие символы недопустимы.

Идентификаторы могут иметь любую длину, однако анализируются только первые 63 символа.

У идентификаторов прописные и строчные буквы не различаются. Это значит, что a,...,z тождественно A,...,Z. Например, end тоже самое, что и End или END.

Запрещено в качестве идентификатора использовать ключевые слова.

Типы переменных можно классифицировать точно так же, как и типы констант (рис.3).

7.4. Объявления констант и переменных

Константы и переменные в Turbo Pascal обозначаются с помощью идентификаторов.

Однако, до того как константы и переменные будут использованы в программе, они должны быть описаны (объявлены).

Константы объявляются с помощью ключевого слова const в разделе описания констант и отделяются друг от друга точкой с запятой.

Например:

const

mile=1750;

foot=12;

pi=3.1415926;

name='Иванов И.И.'

Здесь определены две целые константы, одна вещественная и одна

символьная.

Каждая переменная должна быть описана в разделе описания переменных, т.е. каждой переменной должен быть явно задан тип данных (integer, real, char). Каждая переменная может принимать значения только в соответствии с заданным типом данных.

Переменные объявляются с помощью ключевого слова var в разделе описания переменных.

Например:

var

a,b,c:real;

m,n:integer;

name,f:char;

Здесь определены переменные a,b,c как вещественного типа (real), m,n - целого типа, name и f - символьного.

После того, как переменная описана, ее тип не может изменяться.

7.5. Стандартные функции

При работе на ЭВМ имеется возможность использовать уже готовые

(стандартные) программы, которые хранятся в памяти.

Служат для облегчения записи и обращения к наиболее часто встречающимся функциям при обработке данных.

При обращении к стандартным функциям необходимо записать имя функции, а в круглых скобках указать аргумент. В качестве аргумента можно

применять любое арифметическое выражение (смотрите раздел 7.6).

Перечень некоторых стандартных функций приведем в табл.1

Таблица 1

--------------T------------T-----------------------------------

¦Математи- ¦Обращение к ¦ ¦

¦ческое ¦функции на ¦ Назначении функции ¦

¦обозначение ¦языке Turbo ¦ ¦

¦функции ¦ Pascal ¦ ¦

+-------------+------------+-----------------------------------+

¦ ¦х¦ ¦ Abs(x) ¦Вычисление абсолютной величины ¦

¦ x*x ¦ Sqr(x) ¦Вычисление квадрата аргумента ¦

¦ sin x ¦ Sin(x) ¦Вычисление синуса ¦

¦ cos x ¦ Cos(x) ¦Вычисление косинуса ¦

¦е в степени х¦ Exp(x) ¦Вычисление экспоненты аргумента ¦

¦ ¦ ¦(степень числа е (2,718)) ¦

¦ arctg x ¦ ArcTan(x) ¦Вычисление арктангенса ¦

¦ ln x ¦ Ln(x) ¦Вычисление натурального логарифма ¦

¦ vx ¦ Sqrt(x) ¦Вычисление квадратного корня ¦

¦ ¦ Trunc(x) ¦Выделение целой части числа ¦

¦ ¦ Round(x) ¦Округляет вещественное число до ¦

¦ ¦ ¦целого ¦

¦ ¦ Frac(x) ¦Возвращает дробную часть числа ¦

¦ ¦ Int(x) ¦Возвращает целую часть числа ¦

¦ ¦ Odd(x) Проверяет, является ли аргумент ¦

¦ ¦ ¦нечетным числом ¦

¦ ¦ Pi ¦Возвращает значение числа пи ¦

L-------------+------------+------------------------------------

Следует обращать внимание на соответствие открытых и закрытых скобок.

В Turbo Pascal определены только три тригонометрические функции (Sin, Cos и Arctg). Для вычисления остальных тригонометрических функций необходимо использовать известные соотношения:

Tg(x)=Sin(x)/Cos(x);

Ctg(x)=Cos(x)/Sin(x);

Csc(x)=1/Sin(x);

Sc(x)=1/Cos(x);

Arcsin(x)=ArcTan(x/Sgrt(1-Sgr(x));

Arccos(x)=Pi/2-Arcsin(x);

Arcctg(x)=Pi/2-ArcTan(x).

Для вычисления логарифма с основанием "а" используется соотношение

Log (x)=Ln(x)/Ln(a)

7.6. Арифметические выражения и правила их записи

Арифметическое выражение представляет собой операнды числового типа (константы, переменные, функции), объединенные знаками арифметических операций. Число или переменная являются частным случаем арифметического выражения. Перечень арифметических операций приведен ниже.

Знак Выполняемое действие

операции

+ Сложение

- Вычитание

* Умножение

/ Деление

DIV Деление с отбрасыванием остатка

MOD Нахождение остатка от деления

При записи арифметических выражений необходимо соблюдать следующие правила.

ПРАВИЛО 1.Арифметические выражения записываются только в строчку.

Например: a/(b+c), (x*x*x-b*c)/(a+d)

ПРАВИЛО 2.Недопустима последовательная запись двух знаков операций. Если же необходимо, то надо их разделить круглыми скобками.

Например: a*(-3)

ПРАВИЛО 3.Порядок выполнения операций в выражении без скобок определяется старшинством операций:

1) вычисление значений функций;

2) умножение и деление;

3) сложение и вычитание.

Операции с одинаковой приоритетностью выполняются слева направо (* и / или + и -).

Например: a*b-c/Sgrt(x)

Последовательность выполнения операций ЭВМ будет следующей:

1.Выполняется операция вычисления корня квадратного из х.

2.Умножается а на b.

3.С делится на вычисленное значение корня квадратного из х.

4.Выполняется операция вычитания между результатом второго пункта и третьего.

ПРАВИЛО 4.Скобки можно применять только круглые.

Например: a*(b-c*(d+e))

ПРАВИЛО 5.Каждой левой (открывающейся) скобке всегда должна соответствовать правая (закрывающаяся).

ПРАВИЛО 6.Знак умножения опускать нельзя.

ПРАВИЛО 7.Для вычисления показательной степени вида a в степени х, где а и х - любые арифметические выражения, следует воспользоваться записью в виде Exp(x*Ln(a)), имея ввиду, что а должно быть больше нуля, т.е. а>0.

8. Операторы языка Turbo Pascal

Для решения простейших задач достаточно знать следующие операторы: присваивания, ввода и вывода.

8.1. Оператор присваивания

Операторы присваивания вызывают выполнение выражений и присваивание значения выражения имени результата. Оператор присваивания обозначается символами ":=" (двоеточия и равно).

Общий вид записи оператора:

переменная:=выражение;

При выполнении оператора присваивания вычисляется значение арифметического выражения в правой части, затем оно присваивается имени переменной, расположенной в левой части оператора.

Примеры записи операторов присваивания:

а:=20.5;

x:=0.5; x:=x+2; b:=x;

c:=sqr(x)+5.8; name:='Петренко П.М.'

Переменная и выражение должны принадлежать одному типу: целая - целому, вещественная - вещественному и символьная - символьному.

8.2.Оператор вывода

Вывод результатов решения задач выполняется с помощью операторов Write и Writeln. Можно выводить данные всех стандартных типов: real, integer и char.

Формат операторов имеет вид:

Writeln(a1,a2,...,an);

Write(a1,a2,...,an);

Writeln;

где a1,a2,...,an - элементы вывода.

Каждый элемент может быть:

- значением, таким как целое или вещественное число (5,-34,325.6);

- символом ('a','z');

- строкой ('Паскаль','x=');

- именованной константой (e=2.718,name='Иванов И.И.');

- переменной (а,b,c);

- выражением (a+b-c,3*a-sin(c)).

Вывод осуществляется на экран. Все элементы выводятся в строку в заданном порядке. После вывода курсор устанавливается на начало следующей строки по оператору Writeln.

Если необходимо оставить курсор в этой же строке после вывода последнего элемента, то следует воспользоваться оператором Write.

Оператор Writeln; обеспечивает пропуск строки и переход к началу следующей строки.

Примеры:

Writeln(a,b,c,d); {С переводом строки в конце вывода}

Write(c,q,t); {Без перевода строки в конце вывода}

Writeln('a=',a,'b=',b,'Площадь прямоугольника равна ',a*b);

8.3. Оператор ввода

Оператор ввода обеспечивает программу исходными данными, необходимыми для решения задачи. Данные вводятся с клавиатуры непосредственно в процессе выполнения программы в режиме диалога с ЭВМ.

Для ввода используются операторы в виде:

Readln(a1,a2,...,an); {После ввода происходит переход к началу новой строки данных}

Read(a1,a2,...,an); {После ввода не происходит переход к началу новой строки данных}

Readln; {Переход к началу новой строки данных}

Первые два оператора обеспечивают ввод данных переменным a1,a2,...,an. Типы вводимых значений должны соответствовать типам вводимых переменных.

Числа при вводе должны отделяться друг от друга пробелами или нажатием клавиши Enter.

Третий оператор Readln; обеспечивает пропуск одной строки и переход к началу новой строки данных.

Примеры:

Read(a,b);

Readln(c,d,e,f);

9. Порядок подготовки и решение задач

Подготовка и решение задач состоит из двух этапов:

1. Подготовка задачи до применения ЭВМ.

2. Создание программы, ее отладка и выполнение на ЭВМ.

Порядок подготовки и решения задачи рассмотрим на контрольном примере.

Пример.

Даны три действительных положительных числа. Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое этих чисел.

9.1. Подготовка задачи до применения ЭВМ

1. Математическая постановка задачи

1.1. Дано: a, b, c.

1.2. Определение зависимостей, необходимых для решения задачи.

Введем обозначения:

x - среднее арифметическое;

y - среднее геометрическое.

x=(a+b+c)/3

y=(a*b*c)^(1/3)

1.3. Ограничения:a>0,b>0,c>0.

1.4. Найти x,y.

2. Разработка схемы алгоритма

---1--------

Начало

------T-----

-----2--+------- --

¦Подсказка ¦ ¦ Введите три

¦ +- - -+ положительных

¦ ¦ числа

¦ L-

¦

3 ¦

¦ a,b,c ¦

L-------T--------

-----4--+-------

¦ ¦

¦ x=(a+b+c)/3 ¦

¦ ¦

L-------T--------

-----5--+-------

¦ ¦

¦y=(a*b*c)^(1/3)¦

¦ ¦

L-------T--------

-----6--+-------

¦ x,y ¦

¦ ¦

¦

¦

---7--+------

Конец

-------------

3. Составление программы

{ Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое для трех заданных положительных чисел.

Программист Удальцов В.А.

Дата 03.08.1995 года}

Program sarig;

var

a,b,c,x,y:real;

Begin

Writeln('Введите три положительных числа a,b,c');{Вывод подсказки на экране о том, что надо сделать}

Readln(a,b,c);{Ввод значений для переменных a,b,c}

Writeln('a=',a:4:1,' ':3,'b=',b:5:2,' ':3,'c=',c:4:1);{Вывод исходных данных для контроля введенных значений }

x=(a+b+c)/3;{Вычисления значения х}

y=exp(1/3*ln(a*b*c));{Вычисления значения y}

Writeln('Среднее арифметическое =',x:6:2);{Вывод значения х}

Writeln('Среднее геометрическое=',y:6:2) {Вывод значения y}

end.

9.2. Создание, отладка и выполнение программы на ЭВМ

Создание программы на ЭВМ представляет собой последовательность стандартных шагов: ввести программу, сохранить, отредактировать и выполнить. Эта последовательность определяет общий сценарий разработки практически любой программы. Рассмотрим, как можно выполнить любой из этих шагов в Turbo Pascal 6.0.

9.2.1. Создание программы на ЭВМ

После запуска системы Turbo Pascal надо войти в редактор. Для этого воспользуйтесь одним из способов:

- нажмите три клавиши одновременно Alt-F-N;

- нажмите три клавиши одновременно Alt-F-O. В появившейся заставке наберите имя своего файла ;

- нажмите клавишу F10. Клавишами горизонтального перемещения курсора выберите режим File. Нажмите Enter. Клавишами вертикального перемещения курсора выберите процедуру New или Open и нажмите Enter.

Далее в редакторе введите исходный текст вашей программы.

В текстовом редакторе можно передвигать курсор вверх и вниз, вправо и влево с помощью клавиш горизонтального и вертикального перемещения курсора. Каждую строку программы заканчивайте нажатием клавиши Enter.

При этом курсор перейдет на начало следующей строки.

Если вы случайно пропустили некоторую строку программы, то подведите курсор к концу той строки, после которой должна быть вставка, и нажмите клавишу Enter. Все строки, расположенные ниже курсора, переместятся вниз, оставив пустую строку. Курсор переместится в первую позицию пустой строки.

Если вам необходимо удалить некоторую строку, то подведите к ней курсор и нажмите одновременно клавиши Ctrl-Y.

Для вставки символа в любом месте следует подвести курсор к тому символу, перед которым необходимо осуществить вставку, убедиться в том, что режим вставки включен (включается и выключается клавишей <0> (<Ins>)) на цифровой клавиатуре и набираете на клавиатуре вставляемый символ или последовательность символов. Если режим вставки не включен, то вы запишите вставляемые символы вместо уже имеющихся. Индикатором того, что режим вставки включен, является наличие слова Insert во второй строке экрана Турбо-среды.

Если вам надо удалить символ в любом месте, то подведите к нему курсор и нажмите на клавишу <.> (<Del>). Символ будет удален, а все оставшиеся после курсора символы сдвинутся влево.

9.2.2. Сохранение программы на диске

Созданную программу следует сохранить на диске для последующего ее использования.

Сохранение программы можно осуществить разными способами:

- нажать клавишу F2;

- нажать сочетание клавиш Alt-F-S;

- выйти в главное меню нажатием клавиши F10, выбрать режим File и нажать клавишу Enter, выбрать процедуру Save и нажать клавишу Enter.

Если имя файла не определено, то появится заставка, где следует набрать имя файла. С указанным именем текст программы будет хранится на диске.

9.2.3. Запуск программы на решение

После набора программы и сохранения на диске запуск ее на решение осуществите нажатием клавиш Ctrl-F9. Программа вначале пройдет этап трансляции и, если нет ошибок в программе, то запустится на решение.

Если транслятор обнаружит ошибки, то их следует найти и исправить в редакторе, а затем по новой запустить программу на решение.

Выполнение программы будет осуществляться в следующей последовательности.

По первому оператору Writeln на экране появится подсказка в виде:

Введите три положительных числа a,b,c

Оператор Readln требует ввода численных значений для трех переменных a,b и c.

Вводите значения чисел, разделяя их пробелом. Например:

5 3.41 15.8 Enter

ВНИМАНИЕ:

--------------------------------------------------------

¦Здесь подчеркнутое обозначает, что должен набрать на ¦

¦клавиатуре пользователь. ¦

L--------------------------------------------------------

Второй оператор Writeln необходим для проверки вводимых данных.

Данные выведутся в виде:

a= 5.0 b= 3.41 c=15.8

Далее выполняются два оператора присваивания,которые вычисляют x и y.

Tретий оператор Writeln выведит результаты решения задачи в виде:

Среднее арифметическое =...(вычисленное значение)

Четвертый оператор Writeln выведит результаты решения задачи в виде:

Среднее геометрическое =...(вычисленное значение)

После выполнения программы вы будете находится в окне Edit. Результаты вычислений располагаются в окне Output. Поэтому для просмотра полученных результатов следует перейти из окна Edit в окно Output. Переход осуществляется одновременным нажатием клавиш Alt-F5. Для обратного возврата в окно редактирования нажмите любую клавишу.

10. Порядок выполнения работы

1.Ознакомтесь с основными приемами работы в среде TURBO PASCAL.

2.Изучите порядок решения задач.

3.Изучите основные операторы языка PASCAL, необходимые для решения линейных задач.

4.Подготовьте программу и исходные данные к задаче, выданной преподавателем.

5.Загрузите из своего каталога TURBO PASCAL в оперативную память ПЭВМ набором на клавиатуре символов TP и нажмите клавишу Enter.

После загрузки TURBO-системы на экране появится основная картинка среды TURBO PASCAL, изображенная на рис.1.

ВНИМАНИЕ:

-------------------------------------------------------

¦При возникновении каких-либо затруднений пользуйтесь ¦

¦услугами клавиши F1 (Help-помощь). ¦

¦Возврат из режима помощи осуществляется нажатием ¦

¦клавиши Esc. ¦

L-------------------------------------------------------

6.В режиме редактирования на клавиатуре наберите подготовленную вами программу.

Для входа в режим редактирования существуют различные способы.

Первый:

- нажмите клавишу F10 для активизации основного меню;

- выйдите в режим File c помощью стрелок горизонтального перемещения и нажмите Enter;

- выберите процедуру New или Open c помощью стрелок вертикального перемещения и нажмите Enter. Если Вы выбрали New, то попали в режим редактирования и имя Вашего файла NONAME00.PAS (без имени). Если же Вы выбрали Open, то появится окно, где Вы должны набрать имя своей программы и нажать Enter.

Второй:

- нажмите клавишу F3. Появится окно "Open a file";

- в строке NAME наберите имя своей программы и нажмите клавишу Enter.

Третий:

- нажмите сочетания клавиш Alt-F;

- нажмите клавишу N. Попадете в режим редактирования с именем файла NONAME00.PAS (без имени). В этом случае после набора программы при записи ее на диск введите имя программы.

7.Запишите программу на диск нажатием клавиши F2. Если появится окно на экране с запросом имени файла, то задайте имя файла и нажмите клавишу Enter.

Произойдет запись файла на диск в текущий каталог.

ВНИМАНИЕ:

-------------------------------------------------------

¦Если программа достаточно велика по размерам, то рекомендуется периодически записывать ее на диск до полного набора на случай возникновения чрезвычайных ситуаций: зависание или обесточивание компьютера ¦

L-------------------------------------------------------

8.Запустите программу на решение одновременным нажатием клавиш

Ctr-F9.

9.Если в программе есть оператор(ы) ввода (например Readln или

др.), то введите данные. Данные вводите, разделяя их пробелом. Если нет

оператора ввода переходите к пункту 10.

10.Для просмотра на экране результатов решения задачи нажмите кла-

виши Alt-F5. Проанализируйте их.

11.Если были допущены синтаксические ошибки в программе, то после

запуска ее на решение (пункт 8), произойдет прерывание и ЭВМ выйдет в

режим редактирования с указанием курсором места ошибки и появившейся подсказкой об ошибке.

12.Проанализируйте ошибку, отмените подсказку нажатием клавиши Esc, исправьте ошибку и переходите к пункту 8. В такой последовательности продолжайте действия до устранения всех ошибок.

13.Для выдачи текста программы на печать выполните следующие действия:

- заправьте в крайнее левое положение бумагу и включите печатающее устройство;

- нажмите клавишу F10 для активизации основного меню;

- выйдите в режим File, выберите процедуру Print и нажмите клавишу Enter.

Текст программы должен быть выведен на печатающее устройство.

14. Для вывода на печатающее устройство результатов решения задачи необходимо:

- после заголовка программы добавить стандартный модуль печати.

Для этого следует набрать строку в виде:

Uses Printer;

- исправить операторы вывода на экран Write или Writeln на вывод на печать . Например:

Writeln('Я усердно учу язык PASCAL');- оператор, записанный в таком виде выведет текст на экран, а Writeln(lst,'Я усердно учу язык PASCAL');- оператор, записанный в таком виде выведет текст на печатающее устройство.

15.Убедитесь,что печатающее устройство включено. Запустите программу на решение нажатием клавиш Ctr-F9. Результаты решения выдадутся на бумагу. Проанализируйте полученные результаты.

16.Для выхода из TURBO PASCAL нажмите сочетание клавиш Alt-X.

17.Оформите отчет по лабораторной работе и сдайте его преподавателю на проверку.

11. Содержание отчета

1. Тема и цель лабораторной работы.

2. Общие понятия о системе программирования TURBO PASCAL.

3. Порядок разработки и решения задач на ЭВМ.

4. Структура программы и ее характеристика.

5. Характеристика операторов языка Turbo Pascal.

6. Условие задачи.

7. Постановка задачи.

8. Схема алгоритма.

9. Таблица соответствия математических переменных идентификаторам языка PASCAL.

10. Программа решаемой задачи.

11. Листинг программы с результатами решения задачи.

12. Краткие выводы.

12. Контрольные вопросы

1. Дайте общие понятия о системе программирования TURBO PASCAL.

2. Дайте характеристику основных режимов главного меню.

3. Охарактеризуйте режим файловых процедур.

4. Дайте основные понятия о средствах редактирования.

5. Охарактеризуйте этапы подготовки задач для решения на ЭВМ.

6. Дайте общие понятия о языке PASCAL.

7. Охарактеризуйте общую структуру программы.

8. Назначение оператора присваивания. Примеры применения.

9. Назначение оператора вывода. Примеры применения.

10. Назначение оператора ввода. Примеры применения.

Литература

1.Поляков Д.Б.,Круглов И.Ю. Программирование в среде Turbo Pascal. Справочно-мет. пособие.-М.:Изд-во МАИ,1992.

2.Мизрохи С.В. TURBO PASCAL и обьектно - ориентированное программирование.-М.:Финансы и статистика,1992.

3.Рыков В.А.,Скабалланович Т.И., Церлюк Л.Н. Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "ВТ и программирование", часть 1, Днепропетровск,1990.

Наши рекомендации