Проектирование и разработка профессиональных образовательных программ
6.2.1. Профессиональная образовательная программа (ПрОП) – совокупность организационных и методических документов, определяющих структуру, содержание обучения, бюджет времени студентов по определенной специальности (направлению) и включает в себя:
- рабочий учебный план специальности (направления) установленной формы;
- рабочие программы по учебным дисциплинам установленной формы;
- информационное и методическое обеспечение специальности (направления);
- контрольно-измерительные средства для оценки качества обучения;
- лабораторное обеспечение специальности (направления).
6.2.2. Образовательная программа разрабатывается Объединением преподавателей специальности (ОПС), действующим на основе ПО-02-2009 «Положение об ОПС» и в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочий учебный план и рабочие программы по дисциплинам рассматриваются и утверждаются в соответствии с ПО-19-2009 «Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины основной образовательной программы».
6.2.3. В структуре рабочего учебного плана специальности (направления) выделяются следующие циклы:
- гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ);
- математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН);
- общепрофессиональные дисциплины (ОПД);
- специальные дисциплины (СД);
- дисциплины специализации (ДС);
- факультативные дисциплины (ФД);
- практика.
Дисциплины циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, СД делятся на три вида:
- дисциплины федерального компонента, которые устанавливаются ГОС ВПО и подлежат изучению в обязательном порядке;
- дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, которые подлежат изучению в обязательном порядке; перечень дисциплин и содержание рабочих программ определяется ОПС и соответствует национальным и региональным особенностям подготовки специалистов;
- дисциплины и курсы по выбору студента (элективные) – из нескольких (от двух до пяти) предлагаемых дисциплин, как правило, одинакового объема по бюджету времени, подлежит изучению по желанию студента обязательный объем (меньше, чем предлагается); перечень, объем и содержание элективных дисциплин определяется ОПС.
6.2.4. Содержание ПрОП постоянно поддерживается в актуальном состоянии, соответствующем требованиям ГОС ВПО, предприятий и организаций региона, рынка труда. Изменения в рабочие учебные планы вносятся своевременно до начала очередного учебного года в соответствии с ПО-20-2009 «Положение о порядке внесения изменений в рабочие учебные планы образовательных программ».
6.2.5. В разработке ПрОП принимают участие все преподаватели ОПС. Ответственность за разработку ПрОП несет председатель ОПС – заведующий выпускающей кафедрой. Ответственность за обеспечение качественного содержания рабочих программ учебных дисциплин и их соответствие установленным государственным требованиям и требованиям заказчиков, несет преподаватель соответствующей дисциплины.
Планирование и обеспечение образовательного процесса.
6.3.1. Планирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса, который разрабатывается УМУ университета на учебный год в соответствии с рабочими учебными планами образовательных программ и отражает сроки проведения теоретических занятий, промежуточных аттестаций знаний студентов, зачетных и экзаменационных сессий, практики, внутривузовских работ, каникул, этапов итоговой государственной аттестации выпускников. График учебного процесса согласовывается с деканами, проректорами и утверждается ректором университета.
6.3.2. Основными принципами организации учебного процесса для различных форм обучения являются:
- теоретическое обучение студентов очной формы осуществляется по расписанию с нагрузкой не более 54 часов в неделю; последняя неделя семестра является зачетной; продолжительность сессии и практики по каждой ПрОП устанавливается рабочим учебным планом;
- теоретическое обучение студентов очно-заочной формы осуществляется в течение семестра в соответствии с расписанием по субботам. Во время лабораторно-экзамена-ционной сессии проводятся лабораторные, практические и лекционные занятия по расписанию. Зачеты и экзамены принимаются на последних по расписанию занятиях соответствующих дисциплин;
- теоретическое обучение студентов 1 курса заочной формы обучения начинается с установочной сессии; в течение семестра студенты занимаются самостоятельно по рекомендуемым учебно-методическим материалам и получают консультации по расписанию соответствующей кафедры.
6.3.3. Во второй половине весеннего семестра текущего учебного года деканат соответствующего факультета проводит регистрацию выбора студентами элективных дисциплин на следующий учебный год. Результаты регистрации в виде сводных данных по факультетам передаются в УМУ университета и учитываются при распределении ресурсов, а также при разработке расписания занятий.
6.3.4. Планирование учебной работы на новый учебный год выполняется во второй половине весеннего семестра текущего учебного года в соответствии с установленными в университете правилами и нормативными документами:
- выполняется расчет объема учебной работы по кафедрам в соответствии с ПО-10-2009 «Положение о расчете объема работы кафедры»;
- распределяются ресурсы преподавательского состава в соответствии с ПО-04-2009 «Положение о распределении штатов ППС»;
- распределяется учебная работа между преподавателями;
- формируются заявки кафедр на разработку расписания занятий;
- разрабатывается расписание занятий.
6.3.5. Планирование образовательного процесса выполняется заведующими кафедрами, УМУ, отделом экономики с активным использованием базы данных автоматизированной информационно-управляющей системы университета и других информационных технологий.
6.3.6. Лабораторное оборудование и помещения лабораторий кафедр систематически обследуются на соответствие требованиям охраны труда, пожарной безопасности и санитарных норм. За неделю перед началом учебного года комиссия кафедры оформляет установленную в университете форму акта готовности лабораторий к новому учебному году. Один экземпляр акта передается в диспетчерскую службу УМУ.