Виды и свойства информации
Остановимся более подробно на раскрытии понятия информация. Рассмотрим следующий перечень:
генетическая информация;
геологическая информация;
синоптическая информация;
ложная информация (дезинформация);
полная информация;
экономическая информация;
техническая информация и т.д.
Наверное, каждый согласится, что в этом перечне приведены далеко не все виды информации, так же как и с тем, от приведенного перечня мало проку. Этот перечень не систематизирован. Для того чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (может быть набор свойств) объектов.
Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.
Внутренние свойства – это свойства, органически присущие объекту. Они обычно "скрыты" от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.
Внешние свойства – это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.
Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.
Подобное разделение свойств можно привести и для информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которое данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.
Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.
Показатель качества – одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему, положительным.
Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели являются количественными характеристиками положительных свойств информации.
Как явствует из приведенных определений, для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя.
Потребитель на практике сталкивается со следующими ситуациями:
· часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию называют релевантной; а часть – нет, и ее называют нерелевантной;
· вся информация релевантная, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно называть полной;
· полученная информация несвоевременная (например, устарела);
· часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, то есть содержащей скрытые ошибки (если часть ошибок потребитель обнаруживает, то он испорченную информацию попросту относит к нерелевантной);
· информация недоступна;
· информация подвержена "нежелательному" использованию и изменению со стороны других потребителей;
· информация имеет неудобные для потребителя форму и объем.
Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующее распределение свойств информации.
Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отражаемый объект и (или) процесс.
Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.
Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.
Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.
Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т. д. Это, по существу, классификация информации по потребности.
Наконец, обобщенно характеризуя качество информации, часто используют следующее определение. Логическая, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления – это есть научная информация. Заметим, что последнее определение характеризует не взаимоотношение "информация – потребитель", а взаимоотношение "информация – отражаемый объект/явление", то есть это уже группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности.
Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющим себя через релевантность и достоверность.
Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы:
1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.
2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных.
Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин – структура данных).
Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания в отличие от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.
Наконец, вне поля нашего зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно еще добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.
Таким образом, мы описали основные свойства информации, а соответственно и определили базу для классификации ее по видам.