Адание на домашнюю работу №1

по дисциплине «Информационные системы и технологии»

на тему «Постановка и решение экономических задач в среде MS Excel»

Целями выполнения домашней работы являются получение практических навыков анализа предметной области, построения диаграмм, описывающих объекты и процессы предметной области, и машинная реализация задачи средствами MS Excel.

Результаты, полученные в ходе выполнения работы, оформляются в виде отчета. Отчет должен быть выполнен в соответствии с правилами оформления документов в учебном процессе, четко, аккуратно и напечатан на принтере:

- формат листа А4;

- поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 2 см, левое – 3 см;

- основной шрифт 14, Times New Roman;

- названия рисунков и таблиц выполняются шрифтом 14, Times New Roman, жирный;

- отступ первой строки абзаца 1,25;

- межстрочный интервал 1,5;

- расположение всех заголовков – по центру, перенос текста с одной строки на другую по смысловому содержанию.

Оформляется отчет в виде реферата, обязательные пункты:

- Титульный лист.

- Основное содержание.

1. Описание задачи.

2. Постановка задачи.

3. Разработка ЭИС средствами MS Excel:

3.1. Перечень и структуру таблиц (БД).

3.2. Описание функциональных элементов системы (кнопок, форм для ввода данных, печатные документы).

3.3. Анализ данных (отчеты, диаграммы, сводные таблицы).

Общий объем отчета – 12-15 стр., оформленного в соответствии с требованиями указанными выше.

План выполнения работы:

Задание № 1. Описание задачи (практический пример – условия задачи). Необходимо представить условный пример, для которого в дальнейшем будет осуществляться постановка задачи. Выбор предметной области осуществляется на основе вариантов, представленных в таблице 1 (Приложение А).

Задание № 2. Выполнение постановки задачи. Постановка задачи – это описание хода решения задачи по определенным правилам, дающее представление о сущности автоматизируемого процесса и логике преобразования исходных данных для получения результата.

Постановка задачи включает:

1. Организационно-экономическая сущность задачи:

- наименование задачи,

- место решения задачи,

- цель решения задачи,

- периодичность решения,

- для кого предназначено решение задачи,

- источники получения исходных данных,

- информационная модель задачи,

- экономическая сущность решаемой задачи.

Информационная модель задачи должна быть представлена в двух различных видах:

- DFD-диаграмм,

- взаимосвязи входной и результатной информации.

При описании экономической сущности решаемой задачи необходимо указать, какое место занимает данная задача в системе управления подразделением или всем предприятием, т.е. насколько и каким образом зависят от них процессы управления, к какому классу задач с точки зрения функций управления будет относиться выбранная задача и т.д. Целесообразно дать описание уровня (стратегический, тактический, оперативный) решаемой задачи с точки зрения управления в организации.

2. Описание входной информации и методов ее контроля. Представить перечень всех первичных документов и источников, необходимых для решения задачи:

- формы входных документов (например, приходная накладная);

- таблицы, в которые должна заноситься входная информация с описанием структуры первичных документов;

- необходимое количество документов за период;

- описание контроля ввода документа.

3. Описание условно-постоянной информации. Представить перечень всех справочников, необходимых для решения задачи:

- описание назначения справочников (например, справочник поставщиков необходим для расшифровки кодов поставщиков);

- описание структуры справочников.

4. Описание результирующей информации. Представить перечень всех выходных документов и результатной информации, полученных в ходе решения задачи:

- формы выходных документов (например, фактическое выполнение поставок за период…);

- описание структуры результирующих документов;

- необходимое количество строк в документе;

- описание контроля правильности документа.

5. Описание последовательности решения задачи. Представить математическую модель и последовательность действий, реализующих достижение поставленной цели.

6. Описание таблиц базы данных и задание связей между таблицами. Представить в виде схемы, описывающей связи форм таблиц входной, справочной информации и выходной (результирующей) информации.

Задание № 3. Разработка ЭИС средствами MS Excel. Средствами MS Excel представить машинную реализацию решения выбранной задачи.

Задание предполагает создание ЭИС средствами MS Excel.

Файл должен иметь имя «Домашняя работа студента ФИО» и содержать следующие элементы (минимальные требования):

1. Лист Интерфейса с названием ЭИС и фамилией автора с указанием группы и курса. Лист Интерфейса должен автоматически активизироваться при открытии файла (т.е. при запуске ЭИС на экране должен отображаться Интерфейс программы).

2. Четыре листа с БД (таблицами), информация в которые должна заноситься при помощи форм. При заполнении как минимум двух форм в БД (таблице) обязательно автоматически должны быть рассчитаны некоторые значения (можно использовать несложные формулы суммы, вычитания, деления, умножения). БД должна содержать два входных документа– два листа с таблицами с первичными данными; два справочника – два листа с таблицами со справочной информацией.

3. Лист с печатным или отчетным документом, переменные ячейки которого должны заполняться при помощи формы (например, счет на оплату, счет-фактура, платежное поручение, доверенность, отчет по продажам, расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер и др.).

4. Лист с отчетом, для формирования которого можно использовать диаграммы или сводные таблицы (например, отчет по продажам по каждому менеджеру, по категории товара и т.п.).

5. Кнопочный интерфейс для перехода по листам БД, для открытия форм ввода данных и формирования результатных документов. Кнопки должны быть представлены на листе Интерфейс и на других листах.

Таблицы должны быть красиво оформлены и содержать данные разных типов. В формулах желательно использовать функции из разных категорий, в том числе определенные пользователем.

Пример реализации задачи средствами MS Excel был представлен в лабораторной работе №2 «Разработка ЭИС средствами VBA в Excel».

ПРИЛОЖЕНИЕ А

№ варианта Предметная область Примерные задачи
Компьютерный салон Учет компьютеров и комплектующих в компьютерном салоне.
Учет деятельности фирмы Учет клиентов; ведение договоров; ввод и хранением информации о наличие и состояние аппаратного и программного обеспечения клиента; учет сотрудников; учет планирования и выполнения этапов работ; контроль оплаты данных работ; определением заработной платы сотрудников как процента от выполненных работ.
Автоматизация сервисного центра Учет ремонтов оргтехники, сборки компьютеров (комплектов), выдачи гарантийных талонов, ведения склада, учет движения денежных средств, формирование отчетов.
Внедрение и техническое обслуживание Для фирм занимающихся внедрением программного обеспечения: БД потенциальных клиентов с возможностью регистрации проведенных работ (для менеджеров). БД клиентов (учет установленных программ, техника клиента, договора). Учет проведенных работ внедренцами и системотехниками. Учет доработок в конфигурациях и программах.
Кредиты Учет входящих (получаемых) кредитов. Начисление пени за просроченные платежи в текущей реализации не предусмотрено. Учет исходящих (выдаваемых) кредитов.
Домашняя бухгалтерия Учет ведется в разрезе статей расхода и дохода и принадлежности расходов. Вывод напоминаний по важным событиям и датам. Планирование доходов и расходов.
Частный предприниматель Рознично-оптовая продажа, перемещение товаров, остатки товаров, ведение списка сотрудников и начисление зарплаты в разрезе торговых точек.
Абонентский отдел для кабельного телевидения Ведение базы абонентов кабельного телевидения, поступление денежных средств от абонентов, начисление абонентская плата, формирование счет-фактур, формирование отчетов по задолженностям абонентов, возможность скидок.
Учет компьютеров на предприятии Учет рабочих мест, компьютеров, пользователей ответственных за эти компьютеры. Учет комплектующих на рабочих местах и складах по серийным номерам, гарантии, количеству, цене. Возможность идентификации любой конкретной комплектующей. Работа с комплектами и инвентарными номерами. Отчеты по рабочим местам, ремонту, складам, комплектующим. Учет расходных материалов. Учет заявок пользователей.
Учет оргтехники на предприятии Учет техники, комплектующих, ремонтов, списков доступа, паролей, расходных материалов, уникальность каждой единицы техники и комплектующей.
Командировки Печать командировочных удостоверений и приказов к ним, реестра командировок.  
Медосмотр сотрудников Сбор и обработка информации о сотрудниках: прививках, лабораторных анализах, флюорографии и обследовании специалистами. Формирование отчетов о результатах ежегодного обследования сотрудников, о сотрудниках подлежащих обследованию, прививке, флюорографии. Ведение медицинской карты сотрудников.
Табель Заполнение отработанного времени сотрудников.
Меню Расчет стоимости блюд по раскладке, печать калькуляционных карт, меню, хранение кулинарной книги.
Кафе+Бар Учет полуфабрикатов, автоматическое списание полуфабрикатов со склада при создании блюд и продажи.
Служба такси Учет выполнения заявок (заказов), расчет стоимости маршрута, учет топлива, расчет заработной платы водителей.
Турфирма Ведение базы данных клиентов, ведение базы данных по тур.услугам, расчет стоимости путевки.
Салон красоты Учет материалов, учет услуг, учет заработной платы сотрудников, учет записи к специалистам, учет денежных средств, учет скидок по дисконтным картам.
Санаторно-курортный комплекс Учет отдыхающих и услуг.
Кадровое агентство Договор. Заказ от работодателя. Отчеты (зарплата, спрос вакансий от работодателя, спрос вакансий от соискателя).
Подписка и подписчики Учет по подписчикам, текущей подписке и оплате, отслеживание долгов по подписке. Учет по доставке.
Сервисный центр Автоматизации работы сервисного центра: прием заказов, учет движения материалов, инструментов.
Рынок-Аренда Работ с арендаторами на рынке: аренда мест на рынке.
Учет сим карт Учет сим-карт и договоров (контрактов) операторов связи: оформление и печать договоров.
Риэлтор Ведение базы данных по недвижимости, ведение базы данных по клиентам
Ломбард Учет ценностей и клиентов.
Видеопрокат Учет клиентов и услуг.
Рекламная фирма Учет рекламных заказов в фирме, занимающейся агентской деятельностью (прием заказов у клиентов и выставление рекламы (журналы, газеты, ТВ).
Органайзер руководителя Ведение списка заданий сотрудников.
Автоматизация работы секретаря Учет входящих, исходящих документов, командировок и контроль за исполнением.
Движение акций внутри предприятия Учет движения акций предприятия.
Обувной магазин Складской учет товара в розничном магазине, торгующем обувью.
Контингент техникума Для учебного отдела среднего специального учебного заведения: заносить личные данные студентов, определять состав групп, движение по группам, информацию по учебным предметам, курсовым и дипломным проектам, вносить сведения об успеваемости, выводить среднюю оценку.
Медицинское учреждение (регистратура) Ведение регистрации больных в медицинских учреждениях: регистратура в поликлинике и прием пациента специалистом, учет начислений по приему пациентов, учет выписки льготных рецептов.
Рабочее место стоматолога Планировка расписания клиентов. Ведение истории болезни, истории посещений. Отчет о взаиморасчетах.
Мебельное производство Учет произведенной продукции, поставщиков материалов и комплектующих.Ведение базы данных покупателей.
Производство окон-ПВХ Учет произведенной продукции, поставщиков материалов и комплектующих.Ведение базы данных покупателей.
Типография Составление калькуляции по заказу. Отчет по остаткам на складах.
Производство полуфабрикатов Учет при производстве полуфабрикатов (котлет, пельменей и т.п.) и реализации.
Магазин Складской учет товара в розничном магазине, торгующем одеждой.

Наши рекомендации