Управление доступом. - нет
Протоколирование и аудит.
Под протоколированием понимается сбор и накопление информации о событиях, происходящих в информационной системе. У каждого сервиса свой набор возможных событий, но в любом случае их можно разделить на внешние (вызванные действиями других сервисов), внутренние (вызванные действиями самого сервиса) и клиентские (вызванные действиями пользователей и администраторов).
Аудит – это анализ накопленной информации, проводимый оперативно, в реальном времени или периодически (например, раз в день). Оперативный аудит с автоматическим реагированием на выявленные нештатные ситуации называется активным.
Реализация протоколирования и аудита решает следующие задачи:
· обеспечение подотчетности пользователей и администраторов;
· обеспечение возможности реконструкции последовательности событий;
· обнаружение попыток нарушений информационной безопасности;
· предоставление информации для выявления и анализа проблем.
Протоколирование требует для своей реализации здравого смысла. Какие события регистрировать? С какой степенью детализации? На подобные вопросы невозможно дать универсальные ответы. Необходимо следить за тем, чтобы, с одной стороны, достигались перечисленные выше цели, а, с другой, расход ресурсов оставался в пределах допустимого. Слишком обширное или подробное протоколирование не только снижает производительность сервисов (что отрицательно сказывается на доступности ), но и затрудняет аудит, то есть не увеличивает, а уменьшает информационную безопасность.
Шифрование.
Виды шифрования.
Шифрова́ние — преобразование информации в целях сокрытия от неавторизованных лиц, с предоставлением, в это же время, авторизованным пользователям доступа к ней. Главным образом, шифрование служит задаче соблюдения конфиденциальности передаваемой информации. Важной особенностью любого алгоритма шифрования является использование ключа, который утверждает выбор конкретного преобразования из совокупности возможных для данного алгоритма.[1][2]
Пользователи являются авторизованными, если они обладают определенным аутентичным ключом. Вся сложность и, собственно, задача шифрования состоит в том, как именно реализован этот процесс.[1]
В целом, шифрование состоит из двух составляющих — зашифрование и расшифрование.
С помощью шифрования обеспечиваются три состояния безопасности информации:[1]
· Конфиденциальность.
Шифрование используется для сокрытия информации от неавторизованных пользователей при передаче или при хранении.
· Целостность.
Шифрование используется для предотвращения изменения информации при передаче или хранении.
· Идентифицируемость.
Шифрование используется для аутентификации источника информации и предотвращения отказа отправителя информации от того факта, что данные были отправлены именно им.
Для того чтобы прочитать зашифрованную информацию, принимающей стороне необходимы ключ и дешифратор(устройство реализующее алгоритм расшифровывания). Идея шифрования состоит в том, что злоумышленник, перехватив зашифрованные данные и не имея к ним ключа, не может ни прочитать, ни изменить передаваемую информацию. Кроме того, в современных криптосистемах(с открытым ключом) для шифрования, расшифрования данных могут использоваться разные ключи. Однако, с развитием криптоанализа, появились методики позволяющие дешифровать закрытый текст не имея ключа, они основаны на математическом анализе перехваченных данных.[1][3]
Контроль целостности.
Криптографические методы позволяют надежно контролировать целостность как отдельных порций данных, так и их наборов (таких как поток сообщений); определять подлинность источника данных; гарантировать невозможность отказаться от совершенных действий ("неотказуемость").
В основе криптографического контроля целостности лежат два понятия:
- хэш-функция;
- электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Хэш-функция - это труднообратимое преобразование данных (односторонняя функция), реализуемое, как правило, средствами симметричного шифрования со связыванием блоков. Результат шифрования последнего блока (зависящий от всех предыдущих) и служит результатом хэш-функции.