Достижение данной цели предполагает решение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературному чтению

А класс

Учебный год

Количество часов по учебному плану: 136 часов (4 часа в неделю) Количество часов по программе:136 часов Программа:Литературное чтение. Е.И.Матвеева. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).– М.:Вита-Пресс, 2011.   Учебник: Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2011.     Составитель:учитель начальных классов Попова Т.В. _______________ /Т.В. Попова/ «____»_____________________2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

- ФГОС ООО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

- Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);

- Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 29.08.2014 № 142/2);

- Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 22.08.2014 № 140/1 );

- Примерная программа по русскому языку (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010)

- Авторская программа «Литературное чтение» Е.И.Матвеева.Изд. «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

  • Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2012.
  • Матвеева Е.И. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. - М.: Вита-Пресс, 2013.
  • Матвеева Е.И. Литературное чтение: Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. - М.: Вита-Пресс, 2013.
  • Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Литературное чтение: Контрольно – диагностические работы. 2 класс. - М.: Вита-Пресс, 2014.

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 136 учебных часа (4 ч х 34 нед. = 136 ч, из них 2 часа – резерв). В рабочей программе сохранены порядок изучения тем по авторской программе Е.И. Матвеевой и предметное содержание.

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

1. развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

2. развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

3. открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

4. формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

5. развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

6. развитие коммуникативных способностей;

7. развитие речи;

3) воспитательных задач:

8. формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

9. воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы №12.

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий осуществляется с помощью УМК Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся учиться и действовать» 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

– открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

– совершенствование навыка синтагматического чтения;

– применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы №12.

Содержание учебного предмета во 2 классе отражено в поурочном планировании.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

В течение учебного года ведется систематический учет усвоения основных вопросов курса литературного чтения каждым учеником. В конце года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы.

В поурочном планировании отражена «Программа формирования ИКТ-компетентности младших школьников» и «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования». В процессе изучения данного курса реализуются «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Программа формирования экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни».

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы дополнительно используется программа для 2 класса «Учимся любить книгу»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, документ камера, короткофокусный проектор.

Планируемые результаты обучения к концу 2 класса

В результате освоения программы во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

личностных результатов:

  • учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
  • представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
  • принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;
  • принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
  • различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
  • различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
  • проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.

метапредметных результатов:

  • правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
  • в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
  • определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
  • выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
  • имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
  • имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
  • в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
  • оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
  • могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;
  • подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
  • могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);

предметных результатов:

  • имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
  • имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
  • определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
  • имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
  • составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
  • критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
  • соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
  • раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
  • пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
  • создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
  • выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».

Тематическое планирование

Часы Тема Содержание Круг чтения Читай, удивляйся, размышляй!
  Часть первая. Каким бывает слово?
Каким бывает слово? Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах. Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке. А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вязем скому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе при шил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка». Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».
Волшебные превращения слова Интонация как средство выражения вежливости (невежливости). Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека. А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косма тая-косматая»; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечкика-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высотская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе. Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (пере вод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».
Волшебники слова Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении. Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветной венок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».  
  Часть вторая. Слово в сказке
Слово в русской народной сказке Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки. И.С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».  
Притчевое слово в сказке Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере». Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Два плуга», «Ветер и Солнце»; Н. Г. Гарин- Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!».  
Мир природы в авторских сказках Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа. К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Ми китов «Зимняя ночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима». «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н.К. Абрамцева «Осенняя сказка».
Герой в авторских сказках о животных Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных. B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; А. Н. Толстой «Картина»; Д. Хармс «Про собаку Бубубу».  
Герой в авторских волшебных сказках Изображение домовых авторами-сказочниками. Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).  
Поэтическая сказка Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка. C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу нок» (отрывок). Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.
Когда рождается сказочник Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки. А. Черепанова «Бесконечная сказка». Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».  
Резерв      

Поурочное планирование

Тема урока Понятия ИКТ УУД
Часть I. Каким бывает слово? Раздел 1. Каким бывает слово?20 ч
1. Поэтические послания А.С. Пушкина. Интонация литературного послания. Адресат послание   Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
2. Применение способа синтагматического чтения на текстах в жанре послания. Синтагма пауза ключевые слова 1. Передача информации на ПК с помощью букв (Напечатать имена любимых героев прочитанных летом книг)
3. Стартовая работа.    
4. Смысл и звучание слова. А.А. Тарковский о слове. Строфа ритм  
5. Дж. Родари об умении пользоваться словарем. Выразительное чтение. Определение критериев чтения.    
6. Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? Пословица Прямое и переносное значение слова  
7. Слово в пословице. Как объяснить смысл пословицы другому человеку? Фразеологический словарь, оборот
8. Слово в пословице. Роль слова вода в разных высказываниях. Тема  
9. Определение темы рассказа «Волшебные краски» Е.А. Пермяка. Настроение рассказа. «Пастух и Скрипка». Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе. Тема  
10. Талант человека. Как не погубить талант? Рассказ В.В. Голявкина «Я пуговицу сам себе пришил».  
11. Раскрытие особенностей жанра притчи. Притча о талантах (по А. Меню). Притча 2. Знакомство с микрофоном и наушниками (Назначение устройства, включение и выключение)
12. Лирическое стихотворение А.А. Ахматовой «Тайны ремесла». Интонация стихотворения.    
13. Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза».    
14. Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь»    
15. Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел»    
16. Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок)    
17. Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »героя В.В.Лунин «Музыка»    
18. Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела    
19. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
20. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
  Раздел 2 Волшебные превращения слова 22ч
21. Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче». ОБЖ Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе)? Чем он опасен?     3. 3. Возможности работы с микрофоном и наушниками (Понятие знаковой информации. Расположение микрофона, размер громкости речи при использовании изолирующих наушников. Запись) Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
22. Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая»    
23. Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»    
24. Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-калечки»    
25. Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. Сказка  
26. Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка    
27. Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» Басня  
28. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение».    
29. Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение»    
30. Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания С.Чёрный «Воробей»   4. Извлечение информации записанной с помощью микрофона
31. Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела»    
32. Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери»    
33. Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день»    
34. Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста    
35. Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство»    
36. Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок»    
37. Речевой этикет О.И.Выготская «Мягкий знак».    
38. Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки»    
39. Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок».    
40. Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе.   5. Перенос и прямой ввод информации в ПК с использованием микрофона с наушниками
41. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
42. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
  Раздел 3 Волшебники слова 14 ч
43. Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж Родари «Чем писать».     Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
44. Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». Иносказание
45. Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить»    
46. Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик»    
47. Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой»    
48. Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения Героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке»    
49. Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная»   6. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись загадки на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)
50. Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»    
51. Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр»    
52. Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда»    
53. Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок»    
54. События в рассказе. В.И.Белов «Радуга».    
55. События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета».    
56. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
  Часть 2 Введение в мир сказочного слова
57. Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда» Миниатюра Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
58. Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети»    
59. Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?»   7. Папка-объект на ПК. Создание папки.
60. Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)    
  Раздел 1 Слово в русской народной сказке 22 ч
61. Введение в мир сказочного слова. И.С. Соколов-Микитов «Звезды».Определение этимологии слова сказка.    
62. В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам.    
63. В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.    
64. Знаешь ли ты сказку? В.А. Черченко «Как рождается сказка?»    
65. В.А. Черченко «Как рождается сказка?». Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.    
66. Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». Бытовая сказка  
67. Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь».    
68. Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер».   8. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись пословицы на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)
69. Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер».    
70. Волшебная сказка «Кулик». Особенности содержания сказки. Волшебная сказка  
71. Определение особенностей волшебной сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.    
72. Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки.    
73. Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.    
74. Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Моделирование сюжета волшебной сказки.    
75. Сказка о животных «Журавль и цапля». Определение особенностей сказки о животных. Сказка о животных.  
76. Сказка о животных «Журавль и цапля». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.    
77. Сказка о животных «Журавль и цапля». Инсценирование сказки.    
78. Бытовая сказка «Солдатская загадка». Определение особенностей бытовой сказки. Бытовая сказка. 9. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись рассказа на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)
79. Бытовая сказка «Солдатская загадка». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.    
80. Бытовая сказка «Солдатская загадка». Инсценирование сказки.    
81. Сочинение-прогнозирование по заглавию сказки.    
82. Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок: волшебных, бытовых, о животных.    
  Раздел 2 Притчевое слово в сказке 8 ч  
83. Притчевое слово в сказке. Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Определение особенностей сказки-притчи. Сказка-притча.   Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
84. Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче.    
85. Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.    
86. Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера.    
87. Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Трактовка притчи как «поучения в примере».   10. Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами (Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста)
88. Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.    
89. Сказка-притча Н.Г. Гарина-Михайловского «Знаем!». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.    
90. Конкурс на лучший деформированный текст по сказке-притче.    
  Раздел 3 Мир природы в авторских сказках 13 ч  
91. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе. Авторская литературная сказка   Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
92. И.С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Составление плана к авторской сказке.    
93. И.С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Выразительное чтение сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.    
94. Л.А.Чарская «Зимняя сказка». Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке.    
95. Л.А.Чарская «Зимняя сказка». Слияние прозаического и стихотворного стилей в произведении.    
96. Наблюдение за авторскими сказками о природе, различение и сходство их по разным признакам.    
97. Сочинение современной сказки о времени года для литературного иллюстрированного журнала.   11. Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами (Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста)
98. Сказочные события. Структура сказки О.О. Дриз «Как родилась зима»    
99. Чтение сказки по ролям О.О. Дриз «Как родилась зима».    
100. Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча    
101. Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам    
102. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
103. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении      
  Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных 9 ч  
104. Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона». Авторская сказка о животных.   Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
105. Структура сказки, схожесть её с народной. В.И.Даль «Ворона».    
106. Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона».   12. Поиск дополнительной информации для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете (Подбор материалов для опытов в готовых ЦОРах сети Интернет)
107. Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»    
108. Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»    
109. Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина»    
110. Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу»    
111. Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.    
112. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
  Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках 7 ч  
113. Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» Волшебная авторская сказка.   Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
114. Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»    
115. Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки.    
116. Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька»    
117. Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька»    
118. Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками    
119. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
  Раздел 6 Поэтическая сказка 9 ч  
120. Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» Поэтическая сказка. 13. Запись звуковых файлов для электронного глоссария (Толковый словарь) Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
121. Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»    
122. Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»    
123. Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок»    
124. Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П.Ершов «Конёк-горбунок»    
125. Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок»    
126. Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору    
127. Урок-рефлексия: виды сказок.    
128. Промежуточная аттестация в форме контрольной работы.    
  Раздел 7. Когда рождается сказочник 8 ч  
129. Замысел автора. Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка»     Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении.
130. Чтение сказки по фрагментам. А.Черепанова «Бесконечная сказка»   14. Фиксация информации средствами ИКТ (Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами. Кого можно назвать хорошим читателем?)
131. Форма сказки. Чтение сказки по фрагментам. А.Черепанова «Бесконечная сказка»    
132. Итоговый урок-рефлексия    
133. Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…»    
134. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
135 – Резерв    

Наши рекомендации