Тема: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (2 часа)
Цель:систематизировать знания студентов о формах организации изучения природоведения, формировать умения у студентов разрабатывать конспекты внеклассного мероприятия.
Оборудование:учебные программы по природоведению, учебники.
План
1. Формы организации учебной работы: урок, экскурсии, внеурочная домашняя и внеклассная работа.
2. Урок – главная форма организации обучения. Определение целей уроков.
3. Экскурсии как форма обучения, ее цели.
4. Цели, виды и организация внеурочной работы.
5. Внеклассная работа.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Какие формы организации учебной работы по природоведению вы знаете?
2. Охарактеризуйте преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения?
3. Каковы основные отличия урока природоведения от уроков по другим учебным предметам?
4. Какие типы уроков по природоведению вы знаете?
5. Какие типы уроков чаще встречаются в практике работы учителей начальных классов?
6. Что необходимо учитывать при определении целей урока?
7. Как осуществляется подбор содержания и методического обеспечения урока?
8. Какие дидактические задачи ставятся перед экскурсией?
9. Чем отличаются внеурочная и внеклассная работы по природоведению?
10. Какие виды внеурочной работы по природоведению необходимо проводить?
11. Какое значение имеет внеклассная работа по природоведению?
12. Дайте характеристику основным видам внеклассной работы по природоведению.
13. Пользуясь школьной программой по природоведению, определите какие экскурсии можно провести в 3 классе.
14. Как лучше связать общественно полезную работу с различными массовыми формами внеклассной работы по природоведению?
15. Какое значение имеет уголок «Живой природы» и краеведческий уголок?
Практические задания
1. Пользуясь школьной программой по природоведению, определите какие экскурсии можно провести в 3 классе.
Литература
[1, с. 33–39]; [2, с. 41–48]; [5, с. 51–59]; [7, с. 47–55].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОМБИНИРОВАННЫХ УРОКОВ (2 часа)
Цель:формировать умения владеть методикой проведения комбинированного урока по природоведению.
Оборудование:учебные программы, учебники.
План
1. Дидактические цели комбинированного урока.
2. Структурные элементы комбинированного урока.
3. Методы работы на комбинированном уроке.
4. Подготовка учителя к комбинированному уроку.
5. Методика проведения комбинированного урока.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Почему комбинированные уроки наиболее часто используются в процессе обучения?
2. Каковы дидактические цели комбинированного урока?
3. Какие структурные элементы включает комбинированный урок?
4. Какие методы и методические приемы применяются на комбинированных уроках?
5. В какой форме проводится закрепление изученного материала?
6. Когда необходимо задавать домашнее задание?
7. В чем заключается подготовка учителя к комбинированному уроку?
Практические задания
8. Составьте структуру комбинированного урока по теме «Разнообразие растений в природе» в 3 классе.
9. Какие формы работы используются на комбинированных уроках? Приведите примеры.
10. Назовите методы активизации процесса слушания? Приведите примеры.
11. Как наиболее эффективно организовать проверку ранее усвоенных знаний, умений и навыков? Приведите примеры.
12. Проверка и обсуждение конспектов комбинированного урока по теме «Времена года» во 2 классе.
Литература
[1, с. 40–48]; [3, с. 59–62]; [4, с. 42–47]; [6, с. 56–59].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНЫХ УРОКОВ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (2 часа)
Цель:формировать умения владеть методикой организации и проведения вводных уроков по природоведению.
Оборудование:учебные программы, учебники.
План
1. Урок - основная форма организации учебной работы по природоведению. Определение целей урока.
2. Требования, предъявляемые к уроку.
3. Структурные элементы урока.
4. Вводные уроки по природоведению. Их цели. Структура вводных уроков.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Каковы функции современного урока природоведения?
2. Перечислите дидактические основы построения учебного процесса на уроке природоведения?
3. Чем руководствуется учитель при выборе целей урока?
4. Какие требования предъявляются к уроку?
5. Какие выделяют структурные элементы урока?
6. Какова основная дидактическая цель вводного урока?
7. Когда проводятся вводные уроки?
Практические задания
1. Определите, какие вводные уроки можно провести в 3 и 4 классах? Чем они будут отличаться?
2. В чем заключается задача учителя при проведении вводного урока?
3. Какие элементы можно выделить в структуре вводного урока?
4. Пользуясь школьной программой по природоведению и учебником, разработайте структуру вводного урока для учащихся 3 и 4 классов.
Литература
[1, с. 48–53]; [3, с. 62–69]; [4, с. 47–51]; [6, с. 59–64].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ
УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (2 часа)
Цель: формировать умения владеть методикой организации и проведения обобщающих уроков по природоведению.
Оборудование:учебные программы, учебники.
План
1. Цели обобщающих уроков.
2. Понятие обобщения. Методика обобщения учебного материала.
3. Методы обобщения и систематизации материала.
4. Структура обобщающего урока.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Каковы дидактические цели обобщающих уроков?
2. Что понимают под обобщением?
3. По какому плану необходимо проводить обобщение учебного материала?
4. Какие методы являются более эффективными при обобщении и систематизации материала?
5. Как должны быть составлены вопросы для обобщения материала?
6. Какие наглядные пособия необходимо использовать при обобщении? Приведите примеры.
7. Назовите структурные элементы обобщающего урока.
8. Можно ли использовать на обобщающих уроках самостоятельную работу учащихся?
Практические задания
1. Какие наглядные пособия необходимо использовать при обобщении? Приведите примеры.
2. На примере конкретного урока составьте план обобщения материала.
3. Составьте структуру обобщающего урока по теме «Твой родной край» в 4 классе.
4. В чем заключается подготовка учителя к обобщающему уроку?
5. Проверка и обсуждение конспектов обобщающего урока по теме «Земля – наш космический дом» в 3 классе.
Литература
[1, с. 40–48]; [3, с. 59–62]; [4, с. 42–47]; [6, с. 56–59].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО УРОКА (2 часа)
Цель:формировать умения владеть методикой организации и проведения предметных уроков по природоведению.
Оборудование:учебные программы, учебники.
План
1. Дидактические цели предметного урока.
2. Структурные элементы предметного урока.
3. Методы работы на предметном уроке.
4. Подготовка учителя к предметному уроку.
5. Методика проведения предметного урока.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Почему предметные уроки наиболее часто используются в процессе обучения?
2. Каковы дидактические цели предметного урока?
3. Какие структурные элементы включает предметный урок?
4. Какие методы и методические приемы применяются на предметных уроках?
5. Когда необходимо задавать домашнее задание?
6. В чем заключается подготовка учителя к предметному уроку?
Практические задания
1. Составьте структуру предметного урока по теме «Полезные ископаемые» в 3 классе.
2. Какие формы работы используются на предметных уроках? Приведите примеры.
3. Как наиболее эффективно организовать проверку ранее усвоенных знаний, умений и навыков? Приведите примеры.
4. В какой форме проводится закрепление изученного материала?
5. Проверка и обсуждение конспектов предметного урока по теме «Полезные ископаемые» в 3 классе.
Литература
[1, с. 40–48]; [3, с. 59–62]; [4, с. 42–47]; [6, с. 56–59].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ (2 ч.)
Цель:формировать умения владеть методикой организации и проведения экскурсий по природоведению.
Оборудование:учебные программы, учебники.
План
1. Значение экскурсий.
2. Типы экскурсий.
3. Структурные элементы экскурсии.
4. Подготовка учителя к экскурсии.
5. Проведение экскурсий.
6. Вопросы охраны природы на экскурсиях.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
1. Какие задачи ставятся перед экскурсиями?
2. Какие типы экскурсий вы знаете?
3. Пользуясь учебными программами, определите, какие экскурсии проводятся в 1-4 классах.
4. Как экскурсия связана с предметными и другими типами уроков?
5. Как осуществляется подготовка учителя к экскурсии?
6. Как проводится подготовка учащихся к экскурсии.
7. Какие формы работы используются на экскурсиях? Приведите примеры.
8. Какие методы обучения использует учитель на экскурсии?
9. Какие основные этапы можно выделить в проведении экскурсии?
Практические задания
1. Разработайте план экскурсии по теме «Осень» во 2 классе с указанием ее основных структур.
2. Разработайте задания для самостоятельной работы на экскурсии по теме «Осень» во 2 классе.
3. Проверка и обсуждение конспектов комбинированного урока по теме «Весна» во 2 классе.
4. Анализ разработанных конспектов урока.
Литература
[1, с. 62–68]; [2, с.112–119]; [4, с. 69–73]; [8, 35–39].
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА (2 часа)
Цель:формировать умения владеть методикой организации внеклассной и внеурочной работы.
ПЛАН
1. Внеурочная работа по природоведению.
2. Методика организации внеурочной работы.
3. Значение и виды внеклассной работы по природоведению.
4. Методика организации внеклассной работы.
Вопросы и задания для обсуждения и закрепления знаний
5. Значение и виды внеурочной работы.
6. Внеурочная работа в природе.
7. Значение и организация исследовательской работы по природоведению.
8. Работа в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке.
9. Домашняя работа.
10. Значение и виды внеклассной работы по природоведению.
11. Индивидуальная внеклассная работа.
12. Групповая внеклассная работа.
13. Массовая внеклассная работа.
Практические задания
1. Разработай те задания для домашней работы по определенной теме урока.
2. Разработай те задания для исследовательской работы по природоведению.
3. Анализ разработанных сценариев мероприятия на тему «Весна красна».
Литература
[2, с. 130–134]; [4, с. 12–17]; [5, с. 82–89]; [6, с. 56–61].