Внеинстинктивная мораль воспринимается человеком через обучение поведенческим нормам, из поколения в поколение

Необходимо помнить, человек обязан своим происхождением приматам: - стайным, социальным, общественным животным. Очень кратко и схематично рассмотрим предположительную ситуацию накануне «века икс» у наших прямых предков. Обрисуем «идеальную» стаю обезьян:

- стая объединена социальными, общественными, сплачивающими инстинктами

- с нашей точки зрения они иногда очень некрасивы

- стая представляет собой жёсткую иерархическую структуру

- инстинкт внутривидовой агрессии в стае, проявляет себя через распределение статусности

- все члены стаи, и самцы и самки, жёстко разделены и расставлены иерархически на лестнице прав по достигнутому статусу

- сверху доминируют агрессивный альфа – самец и любимая альфа – самка, они первые имеют доступ к пище и съедают самое лучшее

- если достаётся, остатки пищи доедают находящиеся внизу иерархической лестницы только обретший самостоятельность молодняк и ослабевшие старики

- внутри стаи регулярно происходят конфликты из-за передела статусности

- набирающий силы и опыт молодняк настырно пытается постепенно повышать свой статус внутри общности

- более высокостатусный член стаи регулярно, в той или иной форме (отбирание пищи), демонстрирует действием подтверждение своего статуса перед нижестоящими особями

- детородные самки право на размножение имеют всегда, независимо от статуса

- размножаться имеет право только главный самец

- он формирует вокруг себя гарем из наличных самок

- самки программно, чувствами «знают»: только от главного самца можно произвести самое «лучшее», сильное и агрессивное потомство, способное затем захватить лидерство в стае и этим, соответственно, возвысить и статус своей матери

- гарем самки признают и поддерживают

- статус самки в гареме во многом зависит от благосклонности альфа – самца, поэтому самки активно стараются достичь более высокой благосклонности, привлечь к себе повышенное внимание, оттирая других самок и интригуя для достижения выгод более высокостатусного положения

- самки готовы к спариванию только в моменты течки, эструса (не путать с менструацией!!!)

- самки слабочувственны и подпускают для спаривания самцов только в редкие моменты течки

- самцы жаждут, и всегда готовы к спариванию, к получению чувственного удовольствия от реализации инстинкта размножения

- в такой ситуации главный самец успевает полностью контролировать половое поведение самок, ревниво и агрессивно не подпускает к течным самкам других, жаждущих сладострастных ощущений самцов, и уверен в своём потомстве

Ещё раз напомню, описана «идеальная» стая. Введение понятия такой «идеальной» стаи нам необходимо для моделирования последующих событий, произошедших во времена «века икс».

Такое общежитие внутри «идеальной» стаи, обеспечивают поведенческие программы своим прямым управляющим воздействием. Несмотря на многие «проблемы», низкостатусные члены стаю покидают редко. Это результат действия социальных, сплачивающих инстинктов. Жёстких стратегических программ совместного выживания.

«Моральность», с человеческой точки зрения, мы могли бы наблюдать тогда, и можем наблюдать и ныне, в моменты, когда после драчливого конфликта две особи, находящиеся внутри необходимо сплочённой стаи примиряюще обнимаются и целуются. Когда «тётушки», на данный момент бездетные самки, улыбаясь, нянькаются с детёнышами. Развитая взаимопомощь, в том числе и при боевом столкновении с соседней стаей, тоже моральна. Ну и конечно, взаимный груминг, который зачастую есть способ банального «подлизывания» к более высокостатусной особи внутри стаи, для получения защиты и покровительства.

Не принимая во внимание гаремность, моральным на наш взгляд будет выглядеть и половое поведение самок. Совокупления только ради достижения беременности. Как только беременность достигнута, наступает долгий период вынашивания и выкармливания детёныша, во время которого течек не происходит. Соответственно нет и совокуплений. Ничего лишнего. Главному самцу легко в таких условиях контролировать потомство. Он, следуя жёсткой управленческой программе чувственно «знает», и возможно даже, вслушиваясь в негромкий шёпот «референтных сотрудников» логически понимает, чьи бегают вокруг дети, и агрессивно защищает их от запрограммированных проявлений инфантицида других самцов. Что тоже выглядит морально.

Я надеюсь что вы, по своему пониманию причинно – следственных связей реального окружающего мира, можете допустить, что наш прямой предок – примат, был способен причинно - следственно понимать, отчего же это вдруг рождаются дети, пусть даже изначально, такое понимание было зафиксировано в его геноме, через чувственное «знание» инстинкта.

Примерно такую картину мы могли бы наблюдать шесть миллионов назад у прямых наших предков.

А что же произошло в «век икс»?: - Появилась чувственная самочка.

Причём здесь Сознание воскликните вы? Не спешите с негодованием. Я же не утверждаю, что Сознание тут же и проявилось. Это был дан старт длительному, сбивчивому процессу.

А мораль? Как могло появление чувственной самки у обезьян, повлиять на возникновение человеческой морали? Скорее наоборот, это могло привести к появлению аморального чувственного разврата внутри стаи?

Да, действительно, так и должно было произойти. Но давайте рассмотрим внимательней процессы, предположительно начавшие происходить в нашей «идеальной» стае, из-за такой странной мутационной конфузии.

Что значит чувственная самка?: - Самка, готовая ради чувственного вагинального удовольствия заниматься совокуплениями всегда. Независимо от периода течки.

Искоса, не привлекая внимания, бросьте простой взгляд на наших современных женщин – и я думаю, всё вам станет ясно.

Была ли это резкая мутация, или чувственность постепенно повышалась специфическим отбором, не суть важно. Важно, что поведение чувственных самок вышло за пределы действия инстинктов регулирующих половое поведение течкой. Важно, что стройная, жёсткая, иерархическая система взаимоотношений внутри стаи, основанная на безусловно регулирующих поведение программах, подломилась, и зашатавшись под сильными порывами генетических бурь, рухнула.

Понятно, что появление одной чувственной самки, в одной из стай, сильно повлиять на изменение ситуации не могло. Альфа - самец ревнивым насилием, думается, вполне мог подавить легкомысленную доступность одной единственной самки. А вот когда, после какого-то инкубационного периода, одновременно подросли несколько легковозбудимых самочек, тогда и должна была наступить потеря управляемости стаей жёстко действующими программами.

В отличие от других инстинктов, инстинкт размножения, уже на стадии возбуждения, способен приносить удовольствие: половое возбуждение само по себе является жгучим удовольствием. И инстинкт размножения, выдавая такую мощь благодарственного удовольствия, перехитрил сам себя.

Теперь любой, даже самый низкостатусный самчик, укрывшись за кустиком для того чтобы не получить тумаков, может выпустить на оперативный простор действие инстинкта размножения, и испытать за это жгучее удовольствие. Причём регулярно. Соответственно резко сгладилось и действие инстинкта внутривидовой агрессии внутри стаи. Ведь теперь иерархическая составляющая права на реализацию программы размножения потеряла актуальность.

Как на это должен отреагировать главный самец, вожак стаи?

Подключиться к «разврату», или по жёсткой программе попытаться навести порядок?

Выход только один: сегрегация на основе чувственности самок. Чувственные в одну территориальную зону, течные в другую. Думается, что разделение кормящей территории происходило нелегко. Думается, что с чувственными самками ушла молодая поросль неопытных, но сильных самцов, а с традиционно течными остались закоренелые консерваторы – умелые, опытные бойцы. Ну и наверное, были туда – сюда перебежчики.

Следы такого страшного по силе, чувственного катаклизма, зафиксированы в устройстве стай генетически ближайших нам на планете Земля родственников: современных шимпанзе - обычных и шимпанзе - бонобо.

Чувственные самки и самцы шимпанзе бонобо нескончаемо производят совокупления, невзирая на течность. В стае бонобо царит чувственный бескомпромиссный промискуитет и регулярная свальная греховность, в которой детишки начинают активно соучаствовать с шести лет. Абсолютный матриархат. Главная в стае - центральная самка. Иерархичность статуса здесь определяет желанность и благосклонность самки. Самцы всегда готовы. Если кришнаиты нашли опору для половых взаимоотношений в «идеальной» стае – ничего лишнего, то «Камасутру» создавали, явно наблюдая за бонобо. И очень интересен у бонобо процесс распределения пищи: Возбуждение, вызванное нахождением дерева с бананами, возможные проявления из-за этого взаимной агрессии, обнуляются предварительным массовым совокуплением. Таким образом, через действие чувственной реализации инстинкта размножения происходит сбой, обман инстинкта агрессии, ревниво контролирующего доступ к пищевым ресурсам. Возбуждение потенциальной агрессии снимается, и стая спокойно и мирно, «безстатусно», приступает к поглощению бананов. Стая теперь не ждёт как ранее, когда же откушают главные. И необходимо зафиксировать временные соответствия начала развёртывания действия половых программ: Детородное созревание у бонобо наступает в тринадцать лет, а в сексуальные игрища стаи, детишки включаются с шести лет. Что, как и у человека соответствует возрасту созревания и времени проявления первого активного полового интереса у детей.

Весьма далеки принципы взаимоотношений в стае бонобо от «идеальной». Более нам известные шимпанзе обычные, отличаются от «идеальной» стаи тоже весьма существенно. Чувственный вагинальный катаклизм, своим влиянием, не миновал и сих братьев наших меньших.

Самцы – консерваторы спасовали перед «освобождёнными женщинами джунглей». Самки шимпанзе обычных, полностью готовы к совокуплениям в течный период, и конечно ради зачатия. И правит стаей, как и раньше, главный самец, первый приступающий к трапезе, и вкушающий самое ценное. Но теперь, уже в течении как минимум пяти миллионов лет, альфа – самец стаи не уверен в своём потомстве. Бонобские блудницы, нанесли своей чувственной вагиной такой ужасающе мощный обучающий удар по «референтной группе советников» самцов шимпанзе, что до сих пор самцы находятся в некой прострации. Самки шимпанзе обычных, во время течки стараются произвести совокупления со всем самцами стаи. Инфантицид. Детоубийство. Инстинкт внутривидовой агрессии требует, ради продолжения именно своего рода, уничтожать детёнышей конкурентов. Самцы иногда следуют инстинкту. И детоубийство регулярно происходит внутри стай шимпанзе. Только теперь, главный самец детёнышей не защищает. Он не уверен. Самка, совокупляясь со всеми взрослыми самцами стаи, старается заранее обезопасить своего будущего детёныша от инфантицида. Пытается включить понимание причинно – следственных связей у самцов.

И иногда, самки обычных течных шимпанзе, во время совокуплений, чувственно кричат и стонут. Правда, только при отсутствии вблизи более статусных самок. Так, наверное, когда-то оглашали джунгли искренними криками и стонами самки протобонобо…

Есть ещё один вид приматов, половые и социальные взаимоотношения внутри стай которого, тоже очень сильно отличаются от инстинктивно - начальной, «идеальной» стаи обезьян. Что бы заметить на природном ландшафте представителя этого вида, просто нужно взглянуть на поверхность стеклянной плоскости, изнутри опылённой ионами алюминия…

Ну и конечно весьма интересно, как всё же смогли стаи бонобо отстоять свои территории от нападок злых и агрессивных каннибалов - шимпанзе обычных?

Кроме «странностей» женского поведения, ещё один аспект объединяет три наших вида приматов: склонность к поеданию мяса.

Несоразмерно развитый мозг, требует насыщенной животными жирами белковой еды.

Шимпанзе, во время пограничных конфликтов, отлавливают и съедают особей соседних стай. Внутри стаи бонобо недавно был зафиксирован случай убийства матерью и затем совместного поедания всей стаей, очевидно больного детёныша. Несомненно, такое поведение, как и вообще действие инстинктов, рационально. Добру нельзя пропадать. И вообще, ранее ориентированные на питание в основном фруктами, наши предки, стали согласованной стаей успешно охотиться на любую доступную белковую живность: развитый мозг - страшная сила.

Но пора вернуться к модели работы мозга животного и к понятию мораль.

Как, могло повлиять появление доступной чувственной самки, на изменения в управленческой схеме работы мозга животного?

Несомненно, теперь, программа размножения у самцов, как только чуть начинает проявлять активность, тут же доступным совокуплением энергетически обнуляется. Поведенческий вектор инстинкта размножения в Великом Парламенте Инстинктов, приобретает вид ленивого, хорошо кормленного, вальяжного субъекта, в смысле, так выглядит группа депутатов фрикции (ах! ошибка в букве), конечно же размноженческой фракции. И запанибратски тащит за собой, в лень и негу, большую часть злых и поджарых, изначально готовых к мгновенному и цепкому броску, парламентариев из фракции инстинкта внутривидовой агрессии.

Ну, поведение инстинктов – начальников легко прогнозируемо, а чем же заняты, в такой изменённой ситуации, приписанные к начальникам «референты»? Фиксируют в папочках, укладывая на стеллажи, позы и способы? Несомненно. Послушные, бесчувственные, но способные на тонкий анализ «чувственных» результатов деятельности своего инстинкта работники, пока готовы на всё ради начальника. Но вот, все возможные позы, способы и индивидуальные особенности всех партнёров описаны и зафиксированы, чувственные папочки расставлены на разных полочках, а что дальше? «Референты» на кухоньке всё чаще пьют чаёк и портвешок, и злоумышляют начальству? Да, похоже, радикально настроенные жалкие ничтожные злоумышленные неблагодарные «референтишки» нашлись.

Так что же такое мораль?: Поведенческое, внеинстинктивное «нерациональное» перепрограммирование живого существа обучением, передаваемое из поколения в поколение опытом «воспитания». «Нерациональное» с точки зрения врождённых рациональных поведенческих программ.

Центр принятия стратегических поведенческих решений, в какой-то, очень интересный нам временной момент, из главной трибуны Великого Парламента Инстинктов, переместился на «маленькую» кухню «референтной группы» инстинкта размножения. «Неприспособленцы – большевики», вострыми штыками попротыкали жирные изнеженные пузы расслабленных начальников – инстинктов, распороли оболочку и вылезли. Без поляризационных фильтров взглянули на окружающий мир и захватили стратегическую власть над поведением нашего, ранее бывшего животным предка.

Кухонька со временем увеличилась до размеров наших лобных долей.

Лобные доли нашего переднего мозга, в котором и расположилось теперь наше единое независимое человеческое управленческое Сознание, когда-то имели самое прямое отношение к половой системе размножения. Вот так.

Пришло время ввести в наше информационно насыщенное повествование слово традиция. Традиционное человеческое общество немыслимо без традиционной морали, а мораль невозможна без способов передачи из поколения в поколение моральных понятий и символов.

Очень сложно мне, палеобиологическому неучу, абсолютно верно описать процесс захвата, узурпации власти над поведением нашего животного предка, революционной «референтной группой» инстинкта размножения, оставшейся без ревнивого охранительного присмотра своего начальника. Но предположения попробовать можно сделать, несмотря на наличие тёмных, неведомых пока пятен:

- чувственные самки разрушили инстинктивные, запрограммированные нормы поведения «идеальной» стаи обезьян

- ушедшие на свой кошт чувственные самки, вместе с зачарованными ими самцами, образовали новый вид, который мы назовём «протобонобо»

- в покинутой стае, тоже произошли глубокие поведенческие изменения, образовался вид, который мы назовём «протошимпанзе»

- у протобонобо царит развратный чувственный матриархат

- у протошимпанзе наблюдаем, ограниченный течкой, эструсом, вполне развратный, но не очень чувственный, безответственный патриархат и жёстко зафиксированное сохранение инстинктивной системы статусно иерархической лестницы, влияющей теперь только на право доступности к пище, и в частности, ко всё более необходимому, приобретающему особую ценность, мясу

- ситуация в стае протобонобо внеинстинктивна: детишки с рождения наблюдают и обучаются поведению, хоть и основанному на следовании безмыссленной чувственности, но явно и откровенно выпадающему из под целенаправленного действия накопленных в геноме управленческих инстинктов

- мыслительный отдел мозга протобонобо, отвечающий за половое поведение, «привыкает» к ситуации «отсутствия» управленческого контроля успокоенного инстинкта

- нормой поведения теперь становится «незамечание» управленческого действия инстинкта размножения, оболочка программы истончается, стремясь к нулю

- первая моральная (аморальная) поведенческая внеинстинктивная, переходящая к следующему поколению «традиция», нами зафиксирована, квазитрадиция

- вторая моральная внеинстинктивная передаваемая следующему поколению традиция: совместное неагрессивное и нестатусное поглощение пищи после массового совокупления

- детишки с рождения, неспециально, естественным образом обучаются такому внеинстинктивному поведению

- в стае обычных шимпанзе, детишки тоже естественным образом обучаются внеинстинктивному поведению в половой сфере от старших, хотя и не так ярко выраженному, как у бонобо

Но протобонобо, пережили пять миллионов лет, называемы нами теперь просто бонобо, и я думаю, поведенчески не очень сильно изменились. Всё также балансируют на грани чувственности и воздействия древних инстинктов. Сознания не обрели. Конечно отлична ситуация у шимпанзе обычных, но я думаю, можно стаи и тех и других определить как квазитрадиционные сообщества.

Третий путь:

Архаичные человеческие родовые традиционные сообщества многообразно описаны, но за редким исключением, наблюдаемая картина такова:

- патриархат, но с равным, уважительным отношением к женщине - матери

- общность состоит из равных семей с чувственными женщинами

- добываемая пища принадлежит всем поровну (пигмеи держат свои семейные жилища демонстративно открытыми)

- из поколения в поколение передаются многообразные, иногда странные, традиции

- старший рода выбирается общим собранием, эта должность нежеланна и обременительна: ответственность за всё происходящее в общности (как пример: к еде старший приступает последним, удостоверившись, что все члены рода накормлены)

- регулярно устраиваются праздники, с применением веществ изменяющих Сознание, во время которых происходят ритуальные, «шутливые» взаимооскорбления и схватки

Должен был произойти ещё один толчок, от застойной стадии бонобо и шимпанзе, давший результат в зафиксированном факте существования нашего вида в форме устойчивых архаичных традиционных сообществ. И в факте существования нашего Сознания.

Гибридность. Метисация. В генетической цепочке изменений человека зафиксировано: примерно плюс минус пять миллионов лет назад, несколько раз происходила гибридизация, протобонобо - протошимпанзиная метисация, последняя из которых отправила предков человека в будущее своим, отдельным от обезьян путём. Этот факт шимпанзино - бонобских перемежений генетических цепочек у современного человека, должен нас натолкнуть на правильный вывод.

Как там происходило на самом деле, сложно теперь выяснить. Возможно, как водилось и у первобытных людей, молодая и сильная поросль агрессивных, не успевших расслоиться, равных по статусу самцов шимпанзе вторглась на территорию бонобо. Самцов убили и съели. А чувственно - желанных самок накормили мясом бывших ухажёров и почему-то в этот, последний раз, по принципу ещё пока статусного равенства, по симпатии поделили между собой. Может, и не совсем так было, без всякой симпатии: что с бою взято, то и свято. В смысле, что возможно даже совсем и не так было. Но по итогу, мы видим патриархальное обуздание чувственности самок, через появление невиданного ранее в мире приматов образования: стаи состоящей из сплочённых необходимостью совместного выживания равностатусных семей.

Третий, гибридный вид приматов, отделился от бонобо и шимпанзе в форме ответственной патриархальной стаи, в которой самцы были статусно равны между собой, у каждого была своя чувственная самка, и, как следствие, право на ответственное размножение и право на равную долю в добываемой стаей пище. Каждый твёрдо знал, чьи дети бегают в стае, в отношении которых проявления инфантицида теперь стали невероятны.

Что потребовало создания, и накопления новых моральных внеинстинктивных правил поведения и их жёсткого закрепления. Правил, определявших взаимоотношения внутри новой стаи, всё более отдалявшихся от правил врождённо задаваемых поведенческими инстинктами, зафиксированными в структуре «идеальной» стаи.

Новые правила - передаваемые традиции, воспринимались обучением лобными долями, и этот отдел мозга, по мере накопления правил – традиций, становился всё более независимым от влияния Великого Парламента Инстинктов: Больше новых моральных ограничительных поведенческих правил - традиций, воспринимаемых детишками перепрограммирующим обучением, больше независимости от действия инстинктов.

На выходе, получаем традиционное сообщество, род. И как следствие – зарождение единого независимого управленческого Сознания.

Но генетически передаваемым, врождённым поведенческим программам, инстинктам, некуда деваться. В нужное им время и в нужных им ситуациях они всё также стремятся подчинить своему воздействию проточеловека.

Конечно, сваливания естественным образом разделявшихся стайных групп и во внутри агрессивное статусное состояние шимпанзе, и в бонобский развратный матриархат должны были регулярно происходить. Проскочить в человеческое будущее, по скользкой грани внеинстинктивных традиций смогли только те, кто жёстко следовал по пути обучения нерациональным символам морального перепрограммирования.

Стратегию поведения всё больше стали определять решения, принятые в лобных долях мозга. Этот отдел становился всё более независимым от врождённого центра, Великого Парламента Инстинктов, ранее безраздельно владевшего поведенческой стратегией.

То есть, возникли причины для появления единого независимого ОТКРЫТОГО Сознания, открытого для целостного восприятия внешнего мира, в отличие от ЗАКРЫТЫХ оболочками программ квазисознаний животных.

За такую последовательную внеинстинктивную позицию моральной жёсткости, «хорошие ребята» получили преимущество. Зарождающееся Сознание, стало способно теперь находить самостоятельные, новые, не связанные с взаимоотношениями внутри группы, поведенческие и материальные решения. Появилась возможность «сознательного догадливого изобретательства».Лобные доли, взглянули теперь на окружающий мир не с зашоренной точки зрения узких интересов инстинкта, а расширив способности мирообозрения, смогли теперь использовать свои мыслительные резервы и на нахождение «неожиданных» решений для выживания. Ведь ранее отдел мог работать только на нужды инстинкта. А много ли инстинкту нужно? Только реализовать себя, свою программу. А теперь «полная творческая свобода».

Дальше дело техники законов развития живой природы: Регулярные толчки мутационной изменчивости и отбор более «мозговитых» особей. Только теперь критерии отбора изменились. Ранее рациональность отбора определялась способностью к выживанию в данных природных условиях. Теперь, дополнительно, появился ещё один важный критерий: способность воспринимать моральное перепрограммирование. А «мозговитость» дополнительный результат, премия, которой ещё надо уметь воспользоваться. Ведь в первую очередь, главное не отойти от принципов морали внутри стаи, становящейся родом. А представителей соседней конкурентной стаи можно просто, по шимпанзиному, для пользы дела, отловить и съесть. Чем потешить и инстинкт питания, и инстинкт внутривидовой агрессии, сильно ограниченный своим действием внутри стаи. Да и укрепить полезными питательными веществами, находящуюся внутри черепной коробки, всё более увеличивающуюся белковую массу.

На самом деле конечно эволюционный процесс был очень сложным. Зарождающееся Сознание, теперь пытающееся перехватить стратегическое управление у инстинктов, должно было найти способы взаимоотношений с инертной чувственностью многоклеточной массы. Ведь различные управляющие чувства, инициируемые только через инстинкты, нужно было теперь увязывать с деятельностью зарождающегося независимого Сознания, которое само по себе «изначально бесчувственно». Сознание вырвалось из оболочки своего инстинкта, производящего возбуждающие и благодарящие чувства, сопутствующие размножению. Но необходимо было найти способы взаимодействия, и через ограничение, и через необходимое возбуждение с другими программами, своими оболочками покрывавшими своих «референтов». Организовать обратную, успокаивающую и возбуждающую «чувственную» связь, для производства чувств необходимых теперь для управляющей деятельности Сознания. И это не могло не происходить без жёсткого отбраковывающего генетического отбора. Теперь основанного не только на принципах безмысленного эволюционного мутационного отбора, но и на новых принципах соответствия моральным нормам. Ещё более усиливающего жёсткость применения моральных традиций. А не следующую поведенческим традициям особь, нужно или прогнать из стаи, или убить. То есть, если эволюция животных, это гонка программных вооружений и фиксация их в наследуемом геноме, то эволюция человека должна была пойти по пути нахождения новых генетически наследуемых решений, стремящихся ограничить действие ранее накопленных программ.

Должна была пойти. А вот тут, честное слово неуверен я, что именно так и пошла наша, уже человеческая эволюция.

В обществе сложилось стойкое мнение, что наше Сознание появилось в результате или пока неведомой мутации, или внешнего воздействия, но впрямую и необратимо повлиявшей именно на появление нашего интеллекта и Сознания. Оказывается, нет! Мутация была, но она необратимо изменила ситуацию, по сравнению с животными, совсем в другом месте. Своим, заполненным интеллектуальными способностями Сознанием, мы должны благодарственно и глубоко поклониться женской чувственности. Но в том то и дело, что проявление человеческого Сознания абсолютно небезусловно. Великий Парламент Инстинктов врождённо сидит в нашем наследном человеческом геноме, никуда пока деваться не собирается, и чуть что, нахраписто пытается перехватить управленческую инициативу. Чуть что, это когда воспитание человека несоответствует человеческим жизненным реалиям. И накопленные интеллектуальные способности мозга начинают обслуживать желания инстинктов. Каким термином можно определить такое человекообразное существо? Но продолжим далее.

А как же остальные референтные группы мозга, «квазисознания», контролируемые другими инстинктами. Усохли теперь за ненадобностью?

Нет. Вполне себе живы, функционируют, и иногда, у отдельных человеческих индивидуумов, достигают немалых размеров. (Моя неграмотная бабушка, утверждала, что у меня на затылке математическая шишка.)

Здесь уместно применить загадочное слово «подсознание». И можно легко теперь догадаться, что таких подсознаний, в мозге человека несколько.

Так сложилось, что из-за непонимания причин, деятельность подсознаний ныне овеялась ореолом непознаваемой мистичности.

Многие поэты и музыканты утверждают: свои произведения они напрямую получают из каких-то загадочных сфер. Не впрямую, натужно - напроломно сочиняют Сознанием, а легко и вдохновенно фиксируют готовый изливающийся им поток, иногда настолько совершенный, что даже не требуется окончательной шлифовки и доводки.

Менделееву периодическая таблица элементов, по легенде, приснилась в готовом виде, во время «тонкого» сна.

Моему другу, однажды, тоже приснился «тонкий» сон: появление мозга человека - результат чувственной женской мутации. И как следствие, вы теперь читаете сей труд.

Взаимодействия трёх управляющих систем: нашего единого независимого Сознания, покорёженного человеческим воспитанием Великого Парламента Инстинктов и «референтных групп» - подсознаний, сложны и противоречивы. И не обладая специальными знаниями, я боюсь, что не смогу полноценно прописать все взаимодействия. Но некоторые показательно принципиальные моменты всё же можно зафиксировать.

Вообще, человеческий мозг, в конструкционном плане, достаточно нелеп. Его можно представить как большое единое здание, где-то внутри которого выкопана маленькая изначальная землянка, с желающим только кушать обитателем. А над ней масса разных по ветхости и размерам пристроек, переходы, глухие стены, слепые окна … со своими, иногда странными, зловещими и деятельными жителями. И вот, наконец, большая, радостно - светлая, новая пристройка нашего человеческого Сознания, красиво покрывающая снаружи большую часть ранних, животного происхождения, вроде внешне непрезентабельных, но ярчайше чувственных построек. А обитатели активно снуют туда - сюда, пытаются преодолеть новые системы замков и засовов. Пытаются проникнуть в новое строение, для них не предусмотренное. И иногда, вскрыть замки им удаётся… И моральные охранники новой постройки, даже самых нехороших обитателей, могут только прогнать, но не расстрелять. Бродят они миллионы лет по генетическим туннелям здания, и иногда, кроваво выскочив, скрываются затем в своих разветвлённых ходах, и в вырытых за миллиарды лет убежищах молчаливой части генома.

Нормальное человеческое Сознание, в первую очередь должно исполнять морально – запретительные функции: не допускать к власти поползновения нежелательных инстинктов. Интеллектуальные и рациональные возможности «чистого разума» нашего Сознания вторичны, хотя теперь и достигают больших величин и способны самостоятельно влиять на ограничения деятельности инстинктов. Но инстинкты, как и у животных, управляют различными чувствами, и заслугой правильно воспитанного Сознания, является способность блокировки производства инстинктом нежелательных в данный момент чувств и эмоций, и иногда манипулирование инстинктами, для производства чувств необходимых в данный момент. (Как пример – совесть, сострадание, соучастие, жалость, побуждение вычисленного, предупредительного страха.)

Подсознания у животных жёстко контролируемы их хозяевами - инстинктами, поэтому несмотря иногда на весьма объёмные мозги, в целом, поведение животных нам видится нерациональным, заданно - глупым. Но оно рационально и умно с точки зрения всяко – разных инстинктов. И им этого достаточно.

У человека же деятельность инстинктов сильно изменена Сознанием, и интеллектуальные ресурсы подсознаний получают «некоторую» самостоятельность и готовы исполнять работу непредусмотренную инстинктами: не только чувствами через свои инстинкты информировать Сознание об окружающем мире, но и получать человеческие знания, играть словами и звуками, смыслами и цифрами, образами и цветами.

То есть, рассмотрим действия «референтной группы» - подсознания инстинкта страха - убегания:

- человек, мужчина, с чистым, доверчивым, можно даже сказать, в хорошем смысле наивным Сознанием, смотрит на другого человека, мужчину

- Сознание наблюдает и видит: человек, мужчина, откровенных агрессивных действий не производит и даже улыбается, вывод Сознания: опасности нет

- подсознание, «референтная группа» инстинкта страха – убегания, в это же время тоже получает зрительную информацию, информацию от обоняния, звуковую, производит анализ и приходит к выводу: - человек опасен

- у «референтной группы» есть своя библиотека с различной необходимой информацией, часть библиотеки была получена врождённо: там есть фотографии опасных поз и выражений лица, видеоролики агрессивных движений, пробирки с опасными запахами, аудиотреки с угрожающими звуками: сравнение, анализ, вывод

- незамечаемая Сознанием агрессивная поза, незамечаемое Сознанием выражение лица, улыбка – хищная гримаса, движения рук, запах агрессивного самца с повышенным уровнем адреналина тоже не чувствует Сознание, интонации голоса, всё говорит подсознанию страха – убегания: Внимание! – Опасность!

- но как донести эту информацию из одной части мозга до центра принятия поведенческих решений, у человека находящегося в Сознании?

- проверенный миллиардами лет путь: «референтная группа» - подсознание обращается по инстанции к своему инстинкту – начальнику и тот чувством, уровнем силы сигнала страха, тревоги попытается проинформировать человека об опасности.

Такая ситуация для животного имеет простые решения: инстинкт агрессии тоже произведёт свой анализ ситуации, векторы агрессии и страха произведут сравнение своих сил, и существо или убежит, или нападёт, или не нападая и не отступая, предупредительно продемонстрирует свою способность к ответной агрессии.

А как же отреагирует на попытку предупреждения человек? Всё сложнее.

Если образована устойчивая, натренированная информационная связь между Сознанием и частью мозга, в котором расположилось подсознание страха, то Сознание сразу, нечувственно, напрямую поймёт, что человек опасен, и сразу заметит нюансы. Но это специфическая для нашей современной цивилизации ситуация. Такой человек регулярно должен находиться в условиях опасности.

А вот через воздействие инстинкта, чувство страха Сознание может сразу заметить, а может и по запретительному, воспитанному шаблону блокирования деятельности инстинктов, остаться в улыбчивом неведении. Возможно с печальными последствиями. Деятельность подсознания останется незамеченной. Но возможно позже, через какое-то время, беспокоящее, непреходящее «странное», зудящее чувство тревоги заставит Сознание идентифицировать чувство и произошедшую ранее ситуацию. Анализируя ранее происходившие события, Сознание «увидит» присутствовавшую тогда опасность. Подсознание через свой инстинкт хоть и запоздало, но всё же донесёт свои выводы.

Соответственно сложнее будет и дальнейшая реакция у человека на зафиксированное Сознанием чувство опасности. Человек может сразу отреагировать по животному: убежать, ударить первым, показать свою готовность к ответной агрессии. Тем более у человека есть вторая сигнальная система – речь. Но может под разумным контролем Сознания сделать вид, что ничего не заметил и подготовить тайный ответный ход: подать заявление в соответствующие органы своего племени, подложить взрывчатку под днище автомобиля, стрельнуть из лука из-за толстого ствола дерева. Или же просто будет держаться подальше от опасного человека.

Но в нашей обыденной жизни редко возникают подобные ситуации, а ресурсы подсознаний готовы действовать всегда. Вот и проявляются иногда у людей разные способности. Но в такой деятельности подсознаниям необходимо преодолеть два серьёзных барьера: Заставу, оболочку своего ревнивого инстинкта – начальника, и барьер самого Сознания, воспринимающего независимую деятельность подсознаний как деятельность их хозяев – инстинктов, которых надо контролировать, запрещать и не пущать. И тогда приходится решениям из подсознаний прокрадываться в Сознание через сны или хитрые ритуалы, врываться после сильных переживаний и стрессов, убаюкивать контроль Сознания через принятие алкоголя или ЛСД … Мистика и божье провиденье.

Но могут врождённо, между Сознанием и каким-либо подсознанием, сразу образованы прямые обширные информационные связи, и мы можем наблюдать за творчеством иногда по-человечески нормальных, а иногда полубезумных гениев и талантов. Ведь через подсознания на поведенческие решения смогут теперь напрямую влиять бесцеремонные, наглые древние их хозяева – программы, инстинкты. Врождённая дисфункция запретительного морального сознания тоже иногда может приводить к феномену «гениальности».

А могут таланты воспитываться длительным упорным обучением, через настойчивое налаживание и утолщение связей мозга, что тоже иногда может привести к прямому разрушительному прорыву в Сознание инстинктов.

Подсознания могут быть больше, просто по объёму в мозге, по сравнению со средним значением, а могут быть и меньше: Очень расширилась врождённая вариабельность у человека с появлением Сознания и «внеэволюционного» «человеческого» отбора.

У большинства же людей подсознания используются по прямому назначению, а жёсткие, выработанные традицией барьеры Сознания и инстинктов наоборот, приводят к косности и консерватизму мышления. И выход за рамки традиций воспринимается как опасность. Страх. Чувством страха нарушения незыблемости традиции. Как следствие – реакция чувством неприятия и защитной агрессии.

Несколько слов о чувстве, называемом интуицией.

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда хозяин книжного магазина, бросив мимолётный взгляд на книгу, чётко определялся с количеством берущихся на комиссию книг, и затем, после отдачи денег, и близко не хотел слушать разговоры о необходимости дальше, комиссионно, эту книгу продавать. Следовал жёсткий и однозначный отказ. Также в обществе чётко сложено мнение о действенной мощи женской интуиции чувством.

На самом деле всё просто.

В первом случае накопленный жизненный опыт книготорговли, запечатлённый в одном из подсознаний, через чувство, генерируемое вышестоящим инстинктом, влияет на поведенческое решение. Здесь очень подходит применение образа первичного «реостата» при инстинкте. Подсознание, просчитанный обширным жизненным опытом результат необходимого для продажи количества книг, вышестоящему инстинкту выдаёт в качестве величинного модуля: устанавливает ползунок на «реостате». Инстинкт считывает с «реостата» модуль, и выдаёт чувственный, соответствующий модулю сигнал в Сознание. Сознание фиксирует величину модуля чувством уверенности. Сознание не понимает, откуда пришло поведенческое решение, но по чувству, по доверию опыта, ему подчиняется, и зачастую попадает в нужную цель.

А вот женское, чувственное интуитивное мышление, иногда может иметь другие цели. Интуитивное чувство, выдаваемое в женское Сознание, может основываться не на реальном жизненном опыте, а на заготовленных инстинктами древних схемах поведения. И уже к такому готовому решению будет привязываться интеллектуальное «логическое» оправдание женского Сознания. В этом нет ничего странного, так как в среднем, масса женского мозга меньше на двести грамм, в сравнении с мужским. Естественно поэтому, бороться с древними программами женскому Сознанию тяжелее. Но вот в ситуации, когда, допустим, рядом находящийся мужчина будет потенциально подчинён действию инстинктов, женщина, вооруженная такой интуицией, легко распознает его намерения, и обратит на них внимание своего «глупого» мужчины.

Вообще, деятельность подсознаний тесно увязана с чувственной деятельностью инстинктов. И вся волнительная человеческая жизнь наполнена чувствами и эмоциями. Наше единое человеческое Сознание не ограничивает полностью Великий Парламент Инстинктов. Сильно видоизменяет? Да. Привлекает на сторону воспитанных моральных правил чувства близких по духу врождённых моральных инстинктов и старается ограничивать, глушить чувства агрессии, жадности, половой вседозволенности.

Но загнать нежелательные инстинкты и их чувства в крепкие бочки и забить за ними пробки невозможно. Рано или поздно чувственное давление инстинкта, древней поведенческой программы, нуждающейся в реализации, повысится настолько, что разорвёт бочку. И чем крепче будет бочка, тем страшней взрыв. Человеческое существо, с опрокинутым Сознанием, полностью будет подчинено на какое-то время действию безрассудной истерики поведенческой программы, после чего Сознание, возможно, не сможет восстановиться.

Как видите, вырисовывается огромное многообразие проблем психиатрии.

Поэтому за тысячелетия традиционная человеческая Культура накопила способы нейтрализации действия «плохих» инстинктов. Межродовые и межплеменные войны с последующим насилием женщин и каннибализмом, это крайние способы реализации нежелательных в сплочённой общности инстинктов. Праздники, мистерии, музыка, танцы, кулачные бои стенка на стенку, распущенность купальской ночи. Ритуальное использование алкоголя, грибов, сомы и прочих имеющихся в наличии жучков и паучков во время праздников. Это всё было направлено на контролируемую реализацию действий нежелательных в повседневной жизни инстинктов.

Вообще, можно дать и такое определение понятию культура: приспособление чувственной управляющей деятельности инстинктов, доставшихся нам от животных, к наличному человеческому образу жизни. Сопряжение человеческой морали, Сознания и инстинктов в данных генетических и природных условиях. Соответственно, культура данного народа или цивилизации, демонстрирует нам условия допущения и запрещения открытого проявления тех или иных инстинктов. И зависит от среднестатистического вектора врождённого доминирования тех или иных инстинктов в данной человеческой популяции. Иногда приемлемость инстинктов, и соответственно проявлений культуры, видятся стороннему наблюдателю диаметрально противоположными.

Постепенно расселяясь на новые территории и плодясь, встречаясь с более ранними, теперь враждебными насельниками, родам пришлось для более успешного ведения войн объединяться. Род равных между собой мужчин, семей, начал разрушаться. Но правы ли были отцы – основатели марксизма, утверждая, что причиной стало имущественное расслоение? Не было ли имущественное расслоение вторичным следствием другого процесса?

Вернёмся к «идеальной» стае обезьян. Даже, как пример, возможно, больше подойдёт стая современных шимпанзе обыкновенных. Кроме того, что стая разделена уровнями статусности, мы ещё можем заметить, что есть различия и в способах добывания пищи каждой отдельной особью. Воровство друг у друга, присуще практически всем видам обезьян, но можно заметить также:

Большая часть самцов стаи шимпанзе будет «трудолюбиво» добывать себе пропитание. Но вдруг явится более высокостатусный самец и отберёт понравившуюся ему еду. «Добытчик», следуя инстинкту статусности, смиряется и безропотно еду отдаёт. При этом он может быть физически не слабее «грабителя». У «грабителя» более высокий уровень способности к агрессии, гораздо сильнее выраженный, и поэтому он в стае настойчиво стремится быть нахлебником. Но при кровавом столкновении с соседней стаей за кормящую территорию, агрессивный боевой «грабитель» должен быть в передних рядах и за свою безрассудность, возможно, может расплатиться тем, что соседи его утащат, растерзают и съедят.

«Добытчику» теперь приходится ещё тратить время и силы. Но тут появляется другая особь, она корчит удручающие рожицы, пронзительно заглядывает в глаза, и настойчиво, раз за разом протягивает лапу: дай, дай, пожалей меня. «Работяга» в какой-то момент становится альтруистом, или ему жалко несчастного, или он очарован пронзительными глазами, и он делится.

Природе всё равно, каким образом будет выживать и передавать свою наследственность любой вид в будущее. В геном приматов наследственно зашиты три варианта программы поведения внутри стаи. Программы рабочей - добывающей, боевой – обирающей, и клянчащей и у тех и других, обезьяны. Понятно, что в стае на вершине статусной пирамиды боевые, способные к резкой агрессии обезьяны, рабочие внизу, а клянчащие расположились где-то сбоку и от одних, и от других. Но, по сути, получается, что рабочим приходится кормить и тех и других.

Несколько лет назад появились сообщения об открытии наличия у некоторых людей «гена воина». Гена отвечающего за способность к повышенной внутривидовой агрессии. Как вы можете догадаться, он достался людям от наших боевых обезьяньих предков. Я думаю если специально поискать, то ген клянчащей обезьяны, задающий врождённые способности к ненасильственному получению материальных преференций, у некоторых представителей вида хомо сапиенс тоже найдётся.

Появление стаи равных, равностатусных семей, накопление традиций равенства, дало шанс появлению человека.

Наши рекомендации