Компании по проведению маркетинговых исследований

Крупные фирмы, занимающиеся проведением маркетинговых исследований, обычно идут по одному из трех путей.

1. Формируют и продают огромные базы данных, такие как объемы продаж продуктов и ус­луг, специализированные панели, системы измерения аудитории или системы измерения качества обслуживания.

2. Создают и продают технологические решения маркетинговых проблем, такие как модели поведения потребителей, модели ценообразования, модели эффективности маркетинга или модели рыночного прогнозирования.

3. Оказывают услуги, относящиеся к изучению потребителей, а именно: сбор данных, обра­ботка данных и компьютерный анализ.

Все три направления требуют растущих инвестиций, что в значительной степени подсте­гивает процессы слияния и приобретения компаний, процветающие в нашем бизнесе. Фир­мам с большим объемом операций все труднее конкурировать в проведении исследований потребителей и консультировании клиентов из-за их обычно высоких накладных и опера­ционных расходов, стремления полностью задействовать все свои ресурсы и философии ме­неджмента, ориентированной на операционную эффективность, а не на инвестиции в науч­но-исследовательские разработки.

Среди небольших компаний, специализирующихся на маркетинговых исследованиях и консультациях, мы наблюдаем тенденцию к подстраиванию своих услуг под нужды заказ­чика. Эти фирмы становятся все более специализированными и могут оказывать услуги (из-за низких накладных расходов) по очень конкурентным ценам. Во многих случаях они обхо­дят отделы по исследованиям потребителей крупных маркетинговых компаний с полным набором услуг.

Статус профессии

Можно констатировать, что профессия маркетолога-исследователя оказалась на перекрест­ке. Эта ситуация отчетливо видна, исходя из тех противоречивых требований, которые предъ­являются к ней в современных условиях.

Заключается ли роль специалиста по маркетинговым исследованиям в том, чтобы быть яв­ным критиком новых товаров и идей, подвергающего их быстрому и беспристрастному анали­зу, или его роль в том, чтобы защищать все новое и необычное? Являемся мы консультантами менеджеров высшего уровня, держащими руку на пульсе потребителя или покупателя, или нам отведена роль технических специалистов, которым нужно только реагировать на запросы и причуды маркетологов? Кто же мы, маркетологи-исследователи: узкие или универсальные специалисты, художники или технократы?

Другая проблема, с которой сталкивается наш бизнес и которая сильно умаляет наш про­фессиональный имидж, — недостаток специальных требований для претендентов на занятие нашей профессией. Не существует точных образовательных требований, так что огромное мно­жество из нас имеют одну лишь степень колледжа. Отсутствуют также и требования с точки зрения подготовки и опыта. Буквально каждый желающий может оказывать услуги в этой об­ласти и претендовать на то, чтобы считаться квалифицированным специалистом по маркетин­говым исследованиям.

Имеющиеся программы профессиональной переподготовки не могут в должной мере повы­сить квалификацию большинства маркетологов-исследователей. Выпускники большинства колледжей и университетов по нашей специальности не имеют достаточной подготовки в спе­циальных и общеэкономических дисциплинах. До недавних пор не существовало согласован­ных учебных планов для подготовки специалистов по маркетинговым исследованиям, но Аме­риканская ассоциация маркетинга подготовила проект учебного плана. Отметим, что есть мало возможностей для независимого обучения профессионалов по маркетинговым исследованиям. Как корпорации, так и маркетинговые компании редко инвестируют в профессиональное обу­чение, главным образом из-за затрат и нехватки подходящих программ. В заключение скажем, что профессионалам доступны лишь несколько по настоящему качественных журналов, хотя ситуация быстро меняется. Куда это приведет нас в будущем?

Наши рекомендации