Формы представления информации, учет особенностей восприятия

Мультимедийные интерактивные презентации

По своему составу компьютерная презентация очень похожа на обычную книгу. Книга состоит из страниц, а презентация – из электронных страниц – слайдов.

Однако формы представления информации в компьютерных презентациях более разнообразны, чем в книгах. На страницах книги могут быть размещены только текст и рисунки, а на слайдах презентации – различные объекты мультимедиа (текст, растровые и векторные изображения, звук и анимация).

Существенно может различаться порядок чтения страниц книги и демонстрация слайдов презентации. Книгу обычно читают последовательно, перелистывая ее страницы одну за другой. Презентации могут быть интерактивными, так как пользователь в процессе демонстрации компьютерной презентации может изменять последовательность представления слайдов.

Существует разница и в способах представления информации с помощью книги и с помощью презентации. Книгу читает, как правило, один человек на близком расстоянии, а презентации демонстрируются на экране для большой аудитории в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и так далее.

Компьютерная презентацияпредставляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты; в процессе демонстрации презентации пользователь может изменять порядок показа слайдов.

Наиболее распространенными приложениями для разработки презентаций являются Microsoft PowerPoint и StarOffice Impress. Они предоставляют пользователю практически одинаковые возможности при разработке презентаций:

· графический интерфейс и набор команд меню этих приложений практически одинаков;

· панель инструментов Рисование позволяет помещать на слайды растровые и векторные рисунки (в том числе трехмерные);

· файлы презентаций могут сохраняться в одинаковом формате PPT.

Цель применения презентации

Работа по созданию презентации является завершающим этапом при подготовке к выступлению. После того, как определена тема, план и содержание доклада следует обсудить вопрос с какой целью будет применяться презентация. Основная задача презентации – обеспечение наглядности. Одной из грубых ошибок является размещение на слайдах значительных фрагментов текста, таблиц с большим числом колонок и строк, мелких рисунков. Создатели презентации должны четко представлять, что основное содержание слайдов – это иллюстративный материал.

Презентация помогает оратору придерживаться четкой логики выступления, слайды, сменяющие друг друга, поддерживают общую канву доклада. Особо следует отметить, что чтение текста со слайда, ровно, как и с листа, приведет к полной потере контакта выступающего с аудиторией и угасанию интереса слушателей к рассматриваемой проблеме.

Формы представления информации, учет особенностей восприятия

Какими средствами можно добиться максимальной выразительности, какие способы представления информации позволят удержать внимание аудитории, что будет интересно слушателям?

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах:

быстрый панорамный обзор с помощью периферийного зрения;

режим медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения.

При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, кода человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же представлена в графическом, то глаз переключается во второй режим и мозг работает быстрее. Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, если они подкрепляются конкретными примерами и графическими образами.

Вместо таблицы лучше построить диаграмму, перечисляя географические названия, лучше выделить рассматриваемые объекты на карте. Химические формулы и уравнения реакций, математические выражения и графики, числовые значения и даты должны быть обязательно представлены на слайдах, на слух эта информация не воспринимается.

Рассматривая различные примеры, можно попытаться обобщить и выстроить ряд форм представления наглядной информации в порядке возрастания влияния на устойчивость внимания практически любой аудитории:

черно-белый рисунок (фотография, схема, диаграмма, график);

цветная неподвижная иллюстрация;

цветное видео;

анимация, мультипликация;

интерактивные объекты, например, трехмерные модели молекул, приборов, аппаратов, которые можно повернуть, посмотреть с разных сторон, заглянуть «во внутрь».

Презентация должна быть краткой, выразительной и композиционно целостной. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, это позволит привлечь и удержать внимание слушателей. Продолжительность выступления не должна превышать 10 минут, соответственно, число слайдов в презентации также должно быть ограничено.

3. Доступность информации, учёт возрастных особенностей аудитории

При подготовке презентации необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовки аудитории. Выступающий должен чувствовать, что слушатели понимают смысл каждого его слова, предложения, понятия. При использовании новых, незнакомых аудитории, терминов следует раскрыть их, опираясь на имеющиеся знания и опыт, использовать образные сравнения.

Как ни банально это звучит, но необходимо еще раз остановиться на том, что сам докладчик должен очень хорошо ориентироваться в излагаемой проблеме, уверенно владеть понятийным аппаратом.

Будущие ораторы должны понимать, что для взрослой аудитории можно включать в презентацию строгие схемы, графики, черно-белые фотографии и рисунки. При выступлении в аудитории младших школьников нужно избегать этих элементов, наоборот, уделять больше внимания ярким и динамичным образам. Включение (без ущерба для научного содержания) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет выступление, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует более тесному контакту с аудиторией. Вместе с тем следует помнить, что элементы занимательности должны быть обязательно связаны с темой выступления, способствовать лучшему пониманию сути проблемы, а не отвлекать от нее.

Научность

Вместе с тем яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности за счет изменения цветовой гаммы, масштабов изображений, трансформации объектов и т.п. в ущерб научной достоверности. Признаком хорошего тона, а в ряде случаев обязательным условием, является указание источников представленной на слайдах информации. Несмотря на принцип минимизации текста в презентации, необходимы заголовки к каждому слайду, подписи к рисункам, фотографиям, схемам, таблицам. Оси графиков и диаграмм также должны быть подписаны, указана размерность. Условные обозначения и легенда должны быть четкими и понятными.

В практике научной дискуссии обязательным условием является нумерация слайдов, чтобы после выступления участникам обсуждения было легче ориентироваться в ключевых вопросах доклада.

Динамичность

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Не следует перегружать один слайд большим объемом информации, излишними деталями. Лучше вместо одного сложного представить несколько простых. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Важно выбрать общую схему построения презентации. Она может быть линейной, если предполагается краткое выступление. В том случае, если по ходу доклада планируется активное взаимодействие с аудиторией, то имеет смысл продумать разветвленную схему презентации, реализуемую за счет использования внутренних гиперссылок.

Оформление и дизайн

Основной принцип в оформлении и дизайне презентации – «Чем проще, тем лучше»- проверен годами, но его осознание приходит к использованию PowerPoint только после приобретения значительного опыта работы. У студентов этот опыт зачастую очень скромный. Начиная осваивать возможности PowerPoint, студент хочет показать, чему научился, полагая, что использование различных шрифтов, заливок, анимационных и звуковых эффектов, сделает конечный продукт более выразительным.

Стиль

Необходимо соблюдать единый стиль оформления: цвет фона, гарнитура и цвет шрифтов, анимация при смене слайдов, объектов. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать от содержания презентации. Вспомогательные элементы, например, кнопки, управляющие навигацией, не должны преобладать над основной информацией. Предпочтительно горизонтальное расположение информации, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись обычно помещают под ней.

Следует использовать короткие слова и предложения, минимум предлогов, наречий, прилагательных, время глаголов должно быть везде одинаковым. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Использование цвета

Рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах, это создает у слушателей ощущение связности, преемственности, стильности.

Не следует использовать в качестве фона рисунки. Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз слушателя и снижает эффективность восприятия материала.

Для фона и текста используются максимально контрастные цвета. Следует учитывать, что при проецировании презентации на большом экране контрастность и яркость цветов ниже, чем на мониторе компьютера. Некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу, например, зеленые буквы на красном фоне. Наиболее хорошо воспринимаются сочетания цветов шрифта и фона: черный или темно-синий на белом, желтый на синем. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности.

Шрифты

Использование единой гарнитуры шрифта на всех слайдах – признак стильности, нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, но одной и той же гарнитуры (типа). Лучше использовать шрифты без засечек, например, Arial, их легче читать с большого расстояния. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные.

Размер шрифта: для заголовков не менее 24, для остальной информации не менее18. Буквы должны восприниматься без напряжения зрительного анализатора с последнего ряда аудитории, в которой предполагается проведение презентации.

Наши рекомендации