Структурированный сбор данных (structured data collection)

Использование формализованной анкеты с расположенными в определенном порядке во­просами.

Вопросы с заданными вариантами ответов (fixed-alternative questions)

Вопросы, предполагающие выбор респондентом ответа из заданного набора вариантов.

Метод опроса(survey method) основан на получении информации от респондентов, кото­рые отвечают на задаваемые им вопросы. Респондентам предлагается множество вопросов об их покупательском поведении, намерениях, отношениях, осведомленности, мотивации, демогра­фических характеристиках и образе жизни. Вопросы могут задаваться устно, письменно или с помощью компьютера, равно как и ответы можно получить любым из этих трех способов. Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных(structured data collection) разрабаты­вается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым. Классификация маркетингового исследования, как прямого, так и непрямого, зависит от того, известна ли его истинная цель респондентам. Как говорилось в главе 5, прямое исследование является открытым, т.е. его цель известна респон­дентам или в какой-то степени очевидна из характера задаваемых вопросов.

Структурированный прямой опрос — наиболее популярный метод сбора данных — предпо­лагает разработку анкеты. Большинство вопросов типичной анкеты представляют собой вопро­сы с заданными вариантами ответов(fixed-alternative questions), когда респонденту предлагается выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких предложенных вариантов. Например, при­веденный ниже опрос предназначен для оценки отношения к универсальным магазинам:

Не согласен Согласен

Делать покупки в универсальных 1 2 3 4 5

магазинах — одно удовольствие

Метод опроса имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он прост в проведении. Во-вторых, полученные ответы достоверны, поскольку ограничено число заданных вариантов ответов. Использование вопросов с заданными вариантами ответов позволяет устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса. Наконец, кодирование, анализ и интерпретация данных относительно несложны [4].

К недостаткам относится то, что иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию. Например, отвечая на вопросы о мотивации, респонденты могут не осознавать свои мотивы приобретения тех или иных товаров либо совершения покупок в тех или иных универмагах. Поэтому они не в состоянии точно ответить на вопросы о своих мотивах. Респонденты не захотят отвечать, если требуемая информация личная или затрагивает их чувства. Кроме того, ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть недостоверными для определенных данных, например, касающихся эмоций и убеждений. Наконец, достаточно сложно правильно формулировать вопросы анкеты (о схеме составления анкеты подробно говорится в главе 10). Тем не менее, несмотря на эти недостатки, опрос на настоящий момент — это метод, который применяется шире других для получения первичной информации в маркетинговых исследованиях. На рис. 6.1 представлена классификация основных методов опроса [5].

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru Структурированный сбор данных (structured data collection) - student2.ru

Рис. 6.1. Классификация методов проведения опроса

Методы опроса могут классифицироваться в зависимости от того, как он проводится. Описанная ниже схема поможет выделить различные методы опроса.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Internet (с рис. 6.1). Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера(Computer – Assisted Telephone Interviews - CATI). Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера (Computer – Assisted Personal Interviews - CAPI). Третий, основной метод — опрос по почте, включает обычный почтовый опрос и опрос на основе почтовых панелей. Наконец, опросы через Internet проводятся по электронной почте, либо на Internet - сайтах. Из этих методов оп­рос наиболее распространен по телефону, за ним следует личный опрос и опрос по почте. Использование Internet-методов, особенно опросов на сайтах Internet, растет быстрыми тем­пами. Рассмотрим каждый из этих методов.

Методы опроса по телефону

Традиционный опрос по телефону происходит, когда интервьюер звонит определенной вы­борке респондентов и ставит им ряд вопросов. Интервьюер использует отпечатанный перечень вопросов, в котором карандашом отмечает полученные ответы. Межрегиональная телефонная сеть(WATS) с ее невысокой стоимостью телефонных услуг сделала проведение такого опроса в национальном масштабе (США) из определенного центра оправданным с точки зрения соотношения затрат и результатов. С ростом популярности WATS сократилось количество местных телефонных опросов [6].

Телефонный опрос с помощью компьютера. В настоящее время телефонный опрос с помо­щью компьютера более распространен, чем традиционный опрос по телефону. При проведении телефонного опроса через компьютер (САТI) из центрального офиса используется компьюте­ризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону.

Наши рекомендации