Разработки приложений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет автоматики и вычислительной техники

Кафедра автоматики и телемеханики

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА

РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ

BORLAND C++ BUILDER 6

Методические указания к лабораторным работам

Дисциплина «Программирование и основы алгоритмизации»

Специальность 210100, заочное отделение

Киров 2005

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Вятского государственного университета

УДК 681.3.06

И 24

Рецензент: кандидат технических наук, доцент кафедры

электронных вычислительных машин А.М.Бакшаев

Составитель: кандидат технических наук, доцент В.В.Чуркин

Авторская редакция

Подписано в печать Усл.печ.л. 8,8

Бумага офсетная Печать копир Aficio 1022

Заказ № Тираж 60 Бесплатно

Текст напечатан с оригиналa макета, предоставленного составителем

610 000, г.Киров, ул.Московская, 36

Оформление обложки, изготовление –ПРИП ВятГУ

© Вятский государственный университет, 2005

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Ознакомление с Интегрированной Средой Разработки (ИСР)

C++Builder 6

Интегрированная Среда Разработки (Integrated Development Environment – IDE, или ИСР) – это среда, в которой есть все необходимое для быстрой разработки (проектирования) сложных прикладных программ (приложений). ИСР интегрирует в себе редактор кодов, отладчик, инструментальные панели, редактор изображений, инструментарий баз данных, что позволяет проектировать, запускать и тестировать приложения.

Проекты C++Builder

Проект C++Builder состоит из форм, модулей с их заголовочными файлами и файлами реализации, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах. Многие из этих файлов автоматически создаются C++Builder в процессе построения приложения:

Головной файл проекта (.cpp) C++Builder создает файл .cpp для головной функции WinMain, инициирующей приложениеи запускающей его на выполнение
Файл опций проекта (.bpr) Этот текстовый файл содержит установки опций проекта и указания на то, какие файлы должны компилироваться и компоноваться в проект. Файл сохраняется в формате XML
Файл ресурсов проекта (.res) Двоичный файл, содержащий ресурсы проекта: пикто-граммы, курсоры и т.п. По умолчанию содержит только пиктограмму проекта. Может дополняться с помощью Редактора Изображений
Файл реализации модуля (.cpp) Каждой создаваемой пользователем форме соответствует текстовый файл реализации модуля, используемый для хранения кода. Пользователь может создавать модули, не связанные с формами
Заголовочный файл модуля (.h) Каждой создаваемой пользователем форме соответствует не только файл реализации модуля, но и его заголовоч-ный файл с описанием класса формы. Пользователь мо-жет и сам создавать необходимые заголовочные файлы
Файл формы (.dfm) Это двоичный или текстовый файл, который C++Builder создает для хранения информации о формах пользовате-ля. Пользователь может смотреть этот файл в текстовом виде или в виде формы. Каждому файлу формы соответ-ствует файл модуля (.cpp)
Заголовочный файл компонента (.hpp) Файл создается при создании пользователем нового ком-понента. Пользователю также часто приходится подклю-чать к проекту эти файлы из библиотеки компонентов C++Builder, расположенные в каталоге Include\VCL
Файл группы проектов (.bpg) Текстовый файл, создаваемый в C++Builder при созда-нии пользователем группы проектов
Файлы пакетов (.bplи .bpk) Эти двоичные файлы используются C++Builder при ра-боте с пакетами: .bpl– файл самого пакета, .bpk– файл, определяющий компиляцию и компоновку пакета
Файл рабочего стола проекта (.dsk) В этом текстовом файле C++Builder хранит информацию о последнем сеансе работы с проектом: открытых окнах, их размерах и положении. Благодаря этому файлу в но-вом сеансе работы пользователь сразу видит тот же эк-ран, который был в предыдущем сеансе. Файл создается только при включении опции Опции автосохранения |Рабочий стол проекта ( на странице Предпочтения–многостраничного окна Опции среды общих настроек среды, вызываемого командой Инструменты|Опции среды)
Файлы резервных копий (.~bp, .~df, .~cp, .~h) Это соответственно файлы резервных копий для файлов проекта, формы, реализации модуля и заголовочного. Если пользователь что-то безнадежно испортит в своем проекте, он может соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту

Следующая группа файлов создается компилятором:

Исполняемый файл (.exe) Это исполняемый файл проектируемого приложения. Он является автономным исполняемым файлом, для которо-го больше ничего не требуется, если только пользователь не использует библиотеки, содержащиеся в пакетах, DLL, OCX и т.д.
Объектный файл модуля (.obj) Это откомпилированный файл модуля (.cpp), который компонуется в окончательный исполняемый файл
Динамически присоединяемая библиотека (.dll) Этот файл создается в случае, если пользователь проек-тирует свою собственную DLL
Файл таблицы символов (.tds) Двоичный файл, используемый отладчиком в процессе отладки приложения
Файлы выбороч-ной компоновки (.il?) Файлы с расширением, начинающемся с il(.ilc, .ild, .ilf, .ils), позволяют повторно компоновать только те файлы, которые были изменены после последнего сеанса

C++Builder может использовать файлы Windows:

Файлы справки (.hlp) Это стандартные файлы справки Windows, которые мо-гут быть использованы приложением C++Builder
Файлы изображе-ний или графичес-кие файлы (.wmf, .bmp, .ico) Эти файлы обычно используются в приложениях Win-dows для создания привлекательного и дружественного пользовательского интерфейса

Из всех перечисленных файлов (а могут использоваться еще и другие) важнейшими являются файлы .cpp, .h, .dfm, .bpr, .res. Это файлы, которые необходимо перенести на другой компьютер, чтобы продолжить на нем работу над проектом. Все остальные файлы C++Builder создаст автоматически в процессе компиляции проекта и его отладки.

Главной частью приложения является головной файл .cpp(файл проекта, исходный файл проекта) с функцией WinMain, с которой начинается выполнение программы и которая обеспечивает инициализацию других модулей. Она создается и модифицируется C++Builder автоматически в процессе разработки приложения. Имя, которое дает пользователь файлу проекта, когда сохраняет его, становится именем исполняемого файла.

Все изменения файла проекта при добавлении новых форм, изменении имен форм и т.п. поддерживаются C++Builder автоматически. Для просмотра исходного файла проекта надо выполнить команду Проект|Вид источника. Но обычно просмотр не требуется.

Информация о формах C++Builder хранится в трех файлах: .dfm, .cpp, и .h. Информация о внешнем виде формы, ее размерах, местоположении на экране и т.д. хранится в файле с расширением .dfm, который по умолчанию имеет текстовый вид. Для хранения файла формы в двоичном виде нужно щелкнуть на форме правой кнопкой мыши, и во всплывшем меню выключить индикатор Текст DFM.

Основной файл, с которым работает пользователь, – это файл реализации модуля .cpp, в котором хранится код, соответствующий данной форме. В текстовом заголовочном файле с расширением .hхранится объявление класса используемой формы. Весь основной текст этого файла C++Builder формирует автоматически по мере проектирования пользователем формы. Но иногда требуется вручную вводить в этот файл объявления каких-то функций, типов, переменных. В C++Builder заголовочный файл загружается в окно Редактора Кода автоматически.

Имена всех файлов, описывающих модуль, одинаковы. Это имя задает пользователь, когда в первый раз сохраняет модуль.

Рекомендуется создавать в приложении модуль, не связанный с формой, в который помещают описания типов, констант, переменных, функций, используемых другими модулями. Это способствует хорошей структурированности программы, поддерживает единое понимание типов, констант, переменных во всех модулях и уменьшает количество взаимных ссылок модулей друг на друга. Тем самым упрощается модификация и сопровождение программы.

Чтобы создать в проекте новый модуль, не связанный с какой-либо формой, надо выполнить команду Файл|Новый|Другое и в открывшемся многостраничном окне Новые элементы дважды щелкнуть на пиктограмме Модуль страницы Новый.

По окончании работы над проектом следует удалить вспомогательные файлы – .obj, .res,.tds,.il?, ~*. Объем файлов .tds может быть очень большим (мегабайты).

Наши рекомендации