Особенности (принципы) построения дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Рабочая программа составлена на базе федеральных Государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, указанным на титульном листе и на обороте титульного листа, а также «Профессиональных стандартов в области информационных технологий», М.: АПКИТ[1], 2008. – 616 с. и решений конференций.

Согласно ФГОС в рамках данной дисциплины студенты должны приобрести элементы следующих компетенций:

Иметь представление о:

· методах и приемах анализа проблем (ИП1);

· основных этапах, закономерностях исторического процесса и тенденциях развития информатики и области их будущей профессиональной деятельности (ИП2);

· проблемах информационной безопасности, защиты информации и от информации (ИП3);

· компьютерной преступности (ИП4);

· правовой охране объектов интеллектуальной собственности (ИП5);

· гуманитарных аспектах в своей профессиональной деятельности (ИП6);

Знать:

· основные понятия, факты, концепции, теории, связанные с информатикой (З1);

· этапы эволюционного развития средств и технологий аппаратного, программного и другого обеспечения информационных систем (З2);

Уметь:

· оформлять результаты своей деятельности в документальном виде с помощью компьютеров, презентаций (У1);

· делать постановки задач и выполнять работу по написанию рефератов (У2);

Владеть:

· первичными навыками работы с текстовыми редакторами одной из типовых ОС ПК, например, MS WORD (Н1);

· выполнением операций в табличном процессоре, например, MS EXEL (Н2);

· созданием презентаций, например, в MS POWER POINT (Н3);

· работой в графическом редакторе ADOBE PHOTOSHOP (Н4);

· навыками письменного изложения собственной точки зрения (Н5);

· навыками публичной защиты своих результатов, аргументации, ведения дискуссий и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений (Н6);

· навыками практического восприятия информации (Н7);

· навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе (Н8);

· информационными средствами и технологиями поиска информации (Н9).

ОСОБЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Настоящая дисциплина призвана обеспечить получение студентами системного представления о том, что такое информатика, какова ее структура и методы, какие элементы структуры и методы ее как науки и сферы практической человеческой деятельности являются областью, на работу в которой ориентируется выпускник, обучающийся по выбранному направлению бакалавриата, в чем отличие ее от области деятельности выпускников других направлений по указанной группе 230000 «Информатика и вычислительная техника», смежных и других направлений.

2.2. Ее адресатом являются студенты 1-го семестра 1-го курса АВТФ Новосибирского государственного технического университета, обучающиеся по направлениям 230100 «Информатика и вычислительная техника» и 231000 «Программная инженерия». Она может служить путеводителем для студентов других направлений в рамках группы 230000, прежде всего 230400 «Информационные системы и технологии», а также других направлений, где основное содержание обучения связано с информатикой.

2.3. Дисциплина рассчитана на 108 часов занятий (3 зачетные единицы /кредита/), из которых 18 часов лекционных занятий, 18 часов лабораторных работ, 72 часа самостоятельной работы студента, включая выполнение им одного расчетно-графического занятия в виде написания реферата по выбранной из заданного перечня или предложенной и утвержденной лектором теме.

2.4. Основное ядро дисциплины составляют следующие компоненты. Во-первых, четыре лекционных модуля: вводный; информатика (основные определения и понятия, состав и связи ее элементов (разделов, наук, дисциплин), методов, средств и технологий); стандарты направлений (профессиональные и образовательные, их сходство и отличие); сопутствующие (исторические, правовые, экономические и другие гуманитарные) аспекты информатики.

Основное назначение этих модулей – дать общее представление и базовые знания в области деятельности выпускников по выбранным ими направлениям подготовки, их связи, отличий и пересечений со смежными и другими сферами деятельности бакалавров, магистров, специалистов.

Во-вторых, два модуля лабораторного практикума. Один из них связан с приобретениями всеми начинающими студентами направления элементарных навыков работы с персональным компьютером (ПК), с текстовым, табличным и графическим редакторами, создания презентаций. Второй ориентирован на приобретение студентами умений и навыков применения ПК для выбора ими своих индивидуальных Образовательных траекторий.

В-третьих, самостоятельное написание каждым студентом индивидуального реферата на определенную тему, ориентированного на приобретение им стартовых компетенций по подбору и селектированию информации по теме, аналитическому обзору литературных источников и систематизации полученных сведений, грамотному изложению в письменной форме и защите полученных при этом сведений.

Первоначальный уровень подготовки, требуемый для изучения дисциплины, стандартное среднее 11-летнее школьное образование.

Дисциплина является стартовой, формирующей системное мышление, ориентированной на понимание места и роли всех других дисциплин учебного плана, прежде всего связанных с аппаратным и программным обеспечением ЭВМ и информационных систем, информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями.

2.5. Особенностью организации учебного процесса является не конъюнктивный, а дизъюнктивный характер ее преподавания и освоения. На лекциях и в течение отводимого на них времени самостоятельной работы студенты знакомятся с системным представлением о том, что такое информатика, что составляет основу их будущей профессиональной деятельности, с кем и как им придется трудиться совместно из смежников. На лабораторном практикуме студенты получат умения и навыки работать с компьютером индивидуально и в команде настолько, чтобы можно было им пользоваться как инструментом прежде всего в студенческие годы, а затем, развивая эти умения и навыки, – в будущей практической деятельности. Реферат и самостоятельная работа должны помочь студентам научиться добывать знания, выбирать, селектировать и анализировать необходимые сведения, принимать и отстаивать принятые решения, взаимодействуя при этом с другими участниками образовательного процесса.

Завершение обучения – дифференцированный зачет как определенная фаза между классическими зачетами и экзаменом.

ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Данная дисциплина имеет своей целью:

· Сформировать системное базовое представление, первичные знания, умения и навыки студентов по основам информатики как научной фундаментальной и прикладной дисциплины, достаточные для дальнейшего продолжения образования и самообразования их в области вычислительной техники, информационных систем различного назначения и в смежных информатике областях.

· Подготовить студентов к системному восприятию дальнейших дисциплин учебного плана бакалавров по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника", магистерских программ данного направления.

· Дать представление о роли и месте информатики и специалиста -информатика в обществе, о компьютерной преступности и информационной безопасности, гуманитарных и экономических аспектах информатики, правовой охране интеллектуальной собственности как продукта, результата труда специалиста-информатика.

Объекты изучения

· Базовые определения и понятия информатики.

· Структура информатики.

· Основные задачи и методы информатики и ее компонентов.

· Основные разновидности средств технической информатики.

· Взаимосвязь информатики и общества, информатики и других научных дисциплин и областей практической деятельности человека.

· Работа начинающего пользователя с ПК.

Предметы изучения

· Базовые понятия: суть, многообразие понятий и их интерпретация.

· Информатика как система, как целое, состоящее из частей, роль, место и связь ее частей как элементов системы; информатика как часть различных надсистем. Основные разделы информатики, их структуры, решаемые в них задачи, методы исследования, связь с другими разделами и другими дисциплинами, базовые понятия.

· Постановка задач формальной информатики, их суть, отличие друг от друга и возможные приложения.

· Структурные схемы и принципы построения средств технической и прикладной информатики, их сходство, отличие, круг решаемых с их помощью задач.

· Базовые основы информационных технологических процессов и технологий.

· Гуманитарные, правовые и экономические аспекты информатики.

· Понятия об интеллектуальной собственности и ее правовой защите.

· Текстовые, табличные и графические редакторы ПК, средства подготовки презентаций.

Результаты изучения

3.4.1. Представления о:

· методах и приемах анализа проблем (ИП1);

· основных этапах и закономерностях исторического процесса развития информатики и области их будущей профессиональной деятельности (ИП2);

· проблемах информационной безопасности, защиты информации и от информации (ИП3);

· компьютерной преступности (ИП4);

· правовой охране объектов интеллектуальной собственности (ИП5);

· гуманитарных аспектах в своей профессиональной деятельности (ИП6).

3.4.2. Знания:

· основные понятия, факты, концепции, теории, связанные с информатикой (З1);

· этапы эволюционного развития средств и технологий аппаратного, программного и другого обеспечения информационных систем (З2).

3.4.3. Умения:

· оформлять результаты своей деятельности в документальном виде с помощью компьютеров, презентаций (У1);

· делать постановки задач и выполнять работу по написанию рефератов (У2).

3.4.4. Владения, навыки:

· первичные навыки работы с текстовыми редакторами одной из типовых ОС ПК, например, MS WORD (Н1);

· выполнение операций в табличном процессоре, например, MS EXEL (Н2);

· создание презентаций, например, в MS POWER POINT (Н3);

· работа в графическом редакторе ADOBE PHOTOSHOP (Н4);

· навыки письменного изложения собственной точки зрения (Н5);

· навыки публичной защиты своих результатов, аргументации, ведения дискуссий и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений (Н6);

· навыки практического восприятия информации (Н7);

· навыки деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе (Н8);

· информационные средствами и технологии поиска информации (Н9).

Основное назначение дисциплины связано с овладением студентами в начальной стадии следующими компетенциями бакалавра направления, согласно своего ФГОС:

а) общекультурными:

· для направления 230100 «Информатика и ВТ»

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).

· для направлений 230400 «Информационные системы и технологии» и 231000 «Программная инженерия»

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

б) профессиональными:

· для направления 230100 «Информатика и ВТ»

научно-исследовательская деятельность

готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-7).

· для направления 230400 «Информационные системы и технологии»

проектно-конструкторская деятельность

способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1);

организационно-управленческая деятельность

способность организации работы малых коллективов исполнителей
(ПК-20);

научно-исследовательская деятельность

способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23);

способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-27);

инновационная деятельность

способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в проектах (ПК-28).

· для направления 231000 «Программная инженерия»

научно-исследовательская деятельность

выпускник должен демонстрировать:

понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ПК-1);

готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности (ПК-3);

умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-5).

проектная деятельность

выпускник должен демонстрировать:

знакомство с архитектурой ЭВМ и систем (ПК-9);

производственная деятельность

выпускник должен демонстрировать:

понимание стандартов и моделей жизненного цикла (ПК-19);

сервисно-эксплуатационная деятельность

выпускник должен демонстрировать:

понимание основных концепций и моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения (ПК-26).

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

4.1.1. Лекция 1.Тема 1. Введение.Краткая характеристика дисциплины. Список литературы. Темы рефератов.

Тема 2. Основные стартовые определения и понятия: модель, система, системный подход, наука как область человеческой деятельности. Структура науки.

МОДУЛЬ 2. ИНФОРМАТИКА

4.1.2. Лекция 2.Тема 3. Информатика как наука и область практической деятельности. Основные определения и понятия. Структура информатики. Основные разделы информатики: формальная, техническая, технологическая, прикладная.

4.1.3. Лекция 3.Тема 4. Общенаучные методы информатики. Анализ, синтез; аналогия, сравнение; индукция, дедукция, традукция, абдукция; наблюдение, экспериментирование; абстрагирование, формализация; аксиоматический, гипотетический, эвристический и аналитический методы.

4.1.4. Лекция 4.Тема 5. Специфические методы информатики и их технологические процессы: эмпирические, естественнонаучные, аналитические, математические, инженерные; моделирования, включая вычислительное, имитационное. Распознавание образов, кодирование и т.д. Алгоритмизация и программирование. Сходство и отличие методов.

4.1.5. Лекция 5.Тема 6. Информационные и инфокоммуникационные процессы и средства (продукты, системы, сети и технологии. Их сходство и отличие от материальных объектов. Аналоговые, цифровые, когнитивные, нейронные и гибридные принципы построения средств информатики.

4.1.6. Лекция 6.Тема 7. Обеспечивающие подсистемы информационных систем: аппаратные (технические), математические, программные, лингвистические, технологические, метрологические, логистические, правовые, организационно-экономические, эргономические. Документальное сопровождение информационных объектов.

4.1.7. Лекция 7.Тема 8. Жизненные циклы (ЖЦ) информационных объектов разного класса как систем. Основные определения и понятия. Этапы ЖЦ технического и программного обеспечения, информационных систем в целом.

Наши рекомендации