Урок 8. Знакомство с приемами работы с клавиатурой
Обеспечение урока:
1) § 10 из [1];
2) инструкция по работе на компьютере (приложение 2);
3) инструкция о том, как правильно располагать руки над клавиатурой (рис. 2.23, 2.24 из [1]). Такую инструкцию можно составить по материалам
п. 5.1, § 10 из [1] или использовать готовые плакаты.
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания: понимание теоретических вопросов предыдущего урока (по краткому конспекту) и выполнение задания 9 § 9 из [1].
2. Кратко расскажите учащимся о десятипальцевом (слепом) методе набора на клавиатуре.
Замечание. Учащиеся должны иметь представление об этом методе. Для его освоения нужны специальные курсы и много времени. На уроках достаточно лишь познакомить учащихся с некоторыми эффективными приемами работы с клавиатурой, чтобы ускорить работу с компьютером и потом не переучиваться.
3. Расскажите, как правильно располагать руки над клавиатурой (рис. 2.23, 2.24 из [1]), о рекомендуемом соответствии клавиш и пальцев рук.
Замечание1. Обратите внимание, что на рисунке 2.23 из [1] (справа) представлен вид на клавиши клавиатуры со стороны, противоположной пользователю, — чтобы видеть правильность расположения фаланг пальцев над клавишами.
Замечание2. Рисунок 2.24 из [1] рекомендуется заранее размножить для каждого учащегося (для работы дома).
4. Объясните учащимся, какие виды нажатий клавиш можно выполнить. Приведите примеры использования различных видов нажатий клавиш (символ К — легкий удар по клавише К, Shift + 6 — длительное нажатие клавиши (прижатие клавиши) Shift и легкий удар по клавише 6).
5. Предложите учащимся повторить, как:
1) набрать прописные и строчные буквы;
2) переключить алфавит клавиатуры;
3) поставить пробел;
4) набрать определенный символ, если на клавише, кроме него, написаны еще и другие символы;
5) ввести цифры (арабские);
6) ввести знаки математических действий.
6. Предложите учащимся продолжить работу на клавиатурном тренажере. Удобно, если в нем можно задать сначала освоение клавиш основного ряда клавиатуры, потом нижнего и верхнего рядов, ряда набора цифр и специальных знаков (10—15 мин).
Например, в программе Корректор используйте режим Тренинг. В этом режиме следует выбрать буквы для тренинга, а потом нажимать клавиши тех букв, которые выплывают в тренажере.
До начала тренинга в режиме Установки в группе Тренинг следует выбрать режим: Новичок, Любитель или Профессионал. В зависимости от выбранного режима в окне Тренинг может быть одна, две или три бегущие строки. Последовательность букв, которую нужно вводить, высвечивается белым цветом в одной из бегущих строк.
Для начала учащимся удобнее выбрать режим Новичок.
Замечание. Для получения более подробной справочной информации используйте режим Помощь программы Корректор.
Задание на дом:
1) повторить краткие конспекты уроков 1—7 для обобщения на следующем уроке и подготовки к контрольной работе;
2) задание на сообразительность. Назвать лишнюю клавишу, объяснить, почему она лишняя:
а) Shift, Ctrl, N, Caps Lock;
б) К, 1, Ж, R, F5, T;
в) Home, , Backspace, Enter, Page Up.
Урок 9. Освоение работы с клавиатурой. Упражнения для снятия утомления при работе на компьютере
Обеспечение урока:
1) § 10 из [1];
2) инструкция по работе на компьютере (приложение 2);
3) упражнения для снятия утомления при работе на компьютере (приложение 3).
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания: а) понимание теоретических вопросов предыдущего урока (по краткому конспекту); б) задание на сообразительность.
2. Предложите учащимся продолжить работу на клавиатурном тренажере. Следует выбрать режим набора текста.
Например, в программе Корректор используйте режим Текст. Предварительно в режиме Установкив группе Тренинг следует выбрать режим Новичок, а в группе Текст снять флажок Звуковой и выбрать флажок Практика. Затем в режиме Текст выбрать файл, например alisa.txt. После этого можно набирать предложенный текст. Весь текст набирать не обязательно.
Замечание. Для получения более подробной справочной информации используйте режим Помощь программы Корректор.
3. Расскажите учащимся о комплексах упражнений для снятия утомления при работе на компьютере. В приложении 3 приведены различные комплексы упражнений, составленные по документу: СанПиН 9-131 РБ 2000. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы. Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Республиканские санитарно-гигиени-ческие и санитарно-противоэпидемические правила и нормы.
Зачитайте несколько комплексов упражнений для глаз и физкультминуток общего воздействия. Поясните, что комплексы время от времени нужно менять и каждый учащийся со временем должен уметь выполнять упражнения самостоятельно.
Можно предложить учащимся выполнить один из комплексов упражнений.
На следующих уроках следует разучить комплексы упражнений для улучшения мозгового кровообращения, физкультминуток для снятия утомления с плечевого пояса и рук и другие комплексы.
Замечание. Можно в группе выбрать ученика, который освоит упражнения и будет вести разминку в кабинете информатики.
4. Проконтролируйте понимание учащимися основных вопросов уроков 1—9 (тем разделов 1 и 2). На компьютере следует повторить те действия, которые вызывали трудности у учащихся.
5. Объясните, как на следующем уроке будет проходить контрольная работа, какого типа задания будут в ней предложены, как будет проводиться оценка работы. Расскажите учащимся, как следует готовиться к контрольной работе.
Задание на дом:
повторить (еще раз) краткие конспекты уроков 1—8 для подготовки к контрольной работе.
Урок 10. Контрольная работа по разделам 1—2 (урокам 1—9)
Обеспечение урока:
1) варианты контрольной работы (приложение 4);
2) инструкция по работе на компьютере (приложение 2).
Ход урока
1. Повторите учащимся, как будет проходить контрольная работа и как будет проводиться оценка работы.
2. Выдайте учащимся варианты контрольной работы.
3. В конце урока соберите выполненные контрольные работы.