Организация прохождения следственной практики
Прохождение следственной практики студентом подчинено решению задач, сформулированных в разделе 2 настоящих Указаний, в связи с чем основной объем работы студента при прохождении следственной практики должно составлять его участие в осуществлении руководителем следственной практики - наставником процессуальных и следственных действий в рамках расследуемых уголовных дел, а также иных практических мероприятий, связанных с осуществлением наставником своих должностных полномочий (участие в судебных заседаниях по избранию меры пресечения, взаимодействие с экспертно-криминалистическими учреждениями, с оперативно-розыскными подразделениями органов дознания и т.д.)
Научно-методическое руководство и контроль за выполнением плана следственной практики, а также организацию проведения следственной практики студентов в полном соответствии с согласованной программой и планом прохождения следственной практики обеспечивают руководитель производственной практики Института, преподаватель-куратор следственной практики от кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Института.
Руководителем производственной практики Института совместно с преподавателем-куратором следственной практики перед направлением студентов на следственную практику проводится производственное совещание. На производственном совещании руководитель производственной практики Института и преподаватель-куратор следственной практики обеспечивают студентов документами для прохождения следственной практики (направление, настоящие Указания), дают необходимые разъяснения по правилам, условиям и срокам прохождения следственной практики, требованиям и порядку ее прохождения, правам и обязанностям студентов и лиц, обеспечивающих организацию и проведение следственной практики, а также по требованиям к отчету о прохождении следственной практики и организации защиты отчетов на кафедре уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Института. Студентам разъясняется также существующая возможная специфика работы следственных органов, в которые студенты направляются на следственную практику, и прохождения практики в таком органе. Так, в качестве обязательного условия прохождения следственной практики в подразделениях дознания и следственных органах системы ФСКН перед началом практики у студентов отбирается подписка о неразглашении данных предварительного следствия.
В дальнейшем необходимую помощь и информацию по организационным и методическим вопросам, возникающим в ходе прохождения следственной практики, студент может получить у преподавателя-куратора следственной практики в течение всего срока прохождения следственной практики в часы консультаций преподавателя-куратора (в том числе в летний период).
В целях обеспечения организационно-методического руководства, высокого качества прохождения следственной практики студентами и строгого соответствия ее учебным планам и программам преподаватель-куратор следственной практики в течение срока прохождения следственной практики посещает следственные органы, осуществляя контроль за порядком и сроками прохождения следственной практики студентами, обеспечением нормальных условий труда студентам, контролирует выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка следственного органа, беседует с руководителем следственного органа и наставниками по текущим вопросам прохождения следственной практики конкретными студентами. В рамках таких посещений студенты также могут получить у преподавателя-куратора необходимую консультацию по прохождению следственной практики и подготовке отчета.
Следственную практику студенты проходят в летний период в течение сроков, установленных в п.3.3. Раздела I настоящих Указаний на условиях полного рабочего дня в соответствии с трудовым распорядком следственного органа. Оговоренное в п.3.3. увеличение срока прохождения следственной практики в течение учебного года (вне общеустановленного срока) в два раза связано с необходимостью совмещать прохождение следственной практики с учебным процессом.
В следственном органе перед началом прохождения следственной практики каждый студент решением начальника следственного органа при участии преподавателя-куратора должен быть закреплен за конкретным работником следственного органа - наставником. Прохождение следственной практики несколькими студентами у одного наставника не рекомендуется, так как снижается качество прохождения практики, уменьшается возможность постоянного контакта с наставником, закрепления навыков практической работы. Целесообразно за одним наставником закреплять не более двух студентов.
Перед началом прохождения следственной практики студент совместно с наставником разрабатывает конкретный письменный план прохождения следственной практики. В плане должна отражаться специфика следственного органа, в котором студент проходит следственную практику. План должен иметь реальный характер и содержать конкретные мероприятия. Недопустимо простое копирование положений плана из образца в Приложении 5. В случае получения от своего научного руководителя индивидуального задания (например, сбор практического материала, интервьюирование практических работников или иных участников уголовного судопроизводства и др.) студент включает такое задание в план прохождения следственной практики и поддерживает контакт с научным руководителем для получения консультаций по порядку и условиям выполнения индивидуального задания. План обязательно должен быть подписан как самим студентом, так и его наставником.
В процессе прохождения следственной практики студент знакомится с организацией работы следственного органа; с нормативными актами и ведомственными документами, регламентирующими работу данного следственного органа; с основными обязанностями следователя; с материалами уголовных дел, находящимися в производстве у наставника; изучает должностные инструкции, методики расследования отдельных категорий дел, директивы вышестоящих органов, касающиеся следственной работы, и другие документы.
По согласованию со своим наставником студент выезжает вместе с ним на место происшествия, принимает участие в осмотрах, обысках, выемках, допросах, следственных экспериментах и других следственных действиях. Студент составляет проекты процессуальных документов, которые проверяются наставником, анализирует процессуальные документы, составленные практическими работниками. Наставник может сделать соответствующие замечания в проектах процессуальных документов, составленных студентом, и должен удостоверить факт проверки своей подписью непосредственно в документе. Проекты процессуальных документов прилагаются студентом к отчету о прохождении следственной практики.
Следственная практика направлена на выявление и формирование у студента способностей и навыков именно к следственной работе. В связи с этим не рекомендуется выполнение студентом-практикантом функций технического работника (курьера, секретаря), иных участников уголовного процесса (понятого, специалиста и др.).
По результатам прохождения следственной практики каждый студент должен составить отчет о прохождении следственной практики, представляемый на кафедру уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Института. Отчет должен содержать все документы, перечень которых установлен в п.5.1. Раздела I настоящих Указаний, и отвечать установленным требованиям к содержанию и форме документов. Требования к содержанию, форме и правилам оформления отчета являются обязательными. Отчеты, не соответствующие предъявляемым к ним требованиям, не допускаются к защите преподавателем, проверяющим отчет о прохождении следственной практики. По результатам защиты осуществляется аттестация студентов.
Все документы отчета в надлежащем порядке сшиваются в папку по правилам оформления уголовного дела после окончания предварительного расследования. Титульный лист отчета оформляется в соответствии с приложением 4 и является первой страницей отчета. Характеристика на студента, составленная наставником и утвержденная руководителем следственного органа, в котором студент проходил практику, обязательно должна быть подписана наставником, начальником следственного органа и заверена гербовой печатью.
Дневник оформляется в соответствии с приложением 6 и заполняется студентом ежедневно. В дневник студент заносит только те мероприятия, в которых он принимал участие или присутствовал при их производстве с обязательным указанием степени его участия, указываются все виды мероприятий, независимо от их количества за день. Дневник должен содержать подписи студента и наставника за каждый день следственной практики.
Развернутый отчет (пояснения) составляется студентом по результатам прохождения следственной практики как итоговый документ, содержащий выводы и впечатления студента, полученные при прохождении следственной практики. В развернутом отчете (пояснениях) излагаются ход и результаты прохождения следственной практики, нормативная база, на основании которой создан и осуществляет свою деятельность следственный орган (в том числе ведомственные и локальные акты, кроме актов для служебного пользования), характер выполненных мероприятий, степень самостоятельности студента при выполнении заданий наставника или участия в мероприятиях, проводимых наставником, уровень методической и технической оснащенности следственного органа, объем помощи наставника в освоении студентом программы следственной практики, а также степень выполнения запланированных мероприятий с указанием причин невыполнения. В отчете следует отметить положительные и негативные факторы и условия в организации работы следственного органа, в котором студент проходил следственную практику, недостатки в организации учебного процесса в части прохождения следственной практики. В отчете формулируются выводы и предложения по улучшению следственной работы, учебного процесса и организации следственной практики. Развернутый отчет (пояснения) должен быть подписан студентом и указана дата его составления. Объем развернутого отчета (пояснения) должен составлять не менее 5 листов печатного текста. Развернутый отчет (пояснения) пишется студентом самостоятельно, не проверяется и не подписывается иными лицами (наставником или руководителем следственного органа), кроме студента.
Процессуальные документы, прилагаемые к отчету о прохождении следственной практики, могут быть двух видов: проект процессуального документа, составленный студентом самостоятельно (проверенный и исправленный наставником) или под руководством наставника и процессуальный документ, составленный наставником за период прохождения практики (копия). Учитывая, что перед студентами в процессе прохождения следственной практики ставится задача овладения и совершенствования практических навыков будущей профессиональной деятельности акцент в формировании пакета процессуальных документов в отчете следует делать на проекты процессуальных документов, составленные студентом самостоятельно. Содержательная сторона проектов процессуальных документов, составленных студентом, должна отвечать требованиям законности, обоснованности, мотивированности, справедливости, объективности. В процессе подготовки процессуальных документов студенту следует соблюдать правила составления процессуальных документов, точно использовать юридическую терминологию, соблюдать требования русского языка и литературы.
Процессуальные документы как по форме, так и по содержанию должны быть выполнены в соответствии с требованиями, установленными нормами УПК РФ, содержать отвечающие конкретной ситуации в период прохождения практики даты, названия, подписи и другие реквизиты и найти отражение в описи документов, содержащихся в отчете. В содержании процессуальных документов при необходимости допустимо изменение фамилий лиц, участвующих в производстве следственного или иного процессуального действия (кроме фамилии лица, проводящего такое действие), адреса, наименований юридических лиц и организаций. Изменение даты и фабулы дела недопустимо. К отчету о прохождении следственной практики должны быть приложены документы, составленные в период прохождения практики, даты составления процессуальных документов должны совпадать с отраженной в дневнике за данный день работой студента. Каждый процессуальный документ должен удостоверяться подписями студента и наставника.
Отчет должен включать не менее 10 основных процессуальных документов, составленных (проекты) или полученных (копии) при прохождении следственной практики. Примерный перечень процессуальных документов, проекты или копии которых могут быть приложены к отчету о прохождении следственной практики изложен в приложении 7 настоящих Указаний. В число процессуальных документов, прилагаемых к отчету обязательно должно включаться обвинительное заключение (обвинительный акт).
К развернутому отчету (пояснениям) прилагаются информационно-аналитические материалы (аналитические записки) по процессуальным документам, включенным в отчет о прохождении следственной практики. Аналитические записки, прилагаемые к проектам и копиям процессуальных документов, пишутся студентом самостоятельно, отражают личные представления студента об анализируемом документе, основанные на знании нормативной базы и требований к составлению процессуальных документов. Анализ документа, представленный в записке, не может носить характер общих рассуждений, копирования положений УПК РФ и комментариев к нему. Они предназначены для оценки качества прохождения студентом следственной практики преподавателем, проверяющим отчет о прохождении следственной практики, и не требуют проверки и заверения наставником или руководителем следственного органа.
Аналитическая записка по процессуальному документу, составленному студентом (проект), должна содержать краткое описание ситуации, потребовавшей вынесения данного процессуального документа; обоснование правильности и целесообразности выбора вида документа, исходя из изложенной ситуации; законность и обоснованность документа; особенности его составления студентом; трудности, возникшие при составлении данного документа; замечания и предложения наставника (если составленный студентом документ корректировался наставником)
Аналитическая записка по процессуальному документу, полученному у наставника (копии), должна содержать анализ конкретного процессуального документа, отражающий мнение студента о законности, обоснованности, целесообразности, имеющихся недостатках или достоинствах данного документа, соответствии его требованиям УПК РФ по форме и содержанию, значении для хода расследования по делу. Акцент при составлении студентом такой записки должен быть сделан как на достоинствах, так и на недостатках, ошибках, допущенных в анализируемом документе, с указанием, в чем выразились такие ошибки и недостатки и каким должен быть правильный выбор и составление акта в конкретной практической ситуации. Выводы должны обосновываться и сопровождаться соответствующими ссылками на положения нормативных правовых актов.