Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. €

Обучение произношению

В системе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выделен специальный раздел — произношение. Его основная задача — воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи, коррекция фонематического недоразвития и формирования навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

При обучении произношению на всех этапах решаются три основных задачи: формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия; развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи; развитие навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

Наиболее эффективной работой по формированию произношения в специальной школе является сочетание уроков произношения и индивидуальных логопедических занятий.

Материал уроков всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию в уроках дети подготавливаются на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках произношения. В первую очередь с помощью специальных приемов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция.

При планировании занятий с каждым ребенком необходимо учитывать его индивидуальные особенности – степень и характер отклонений в строении и подвижности артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество произносимых звуков, уровень звукового анализа, работоспособность. Каковы бы ни были индивидуальные особенности ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети были подготовлены к урокам произношения. В этой связи постановка звуков начинается задолго до проведения урока. В зависимости от трудностей ребенка этот срок колеблется примерно от одного до трех месяцев.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, то следует начинать работу одновременно над звуками, относящимися к разным фонетическим группам, соблюдая последовательность внутри каждой группы. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков логопед сможет подготовить к фронтальным урокам тех детей, которые неправильно произносят большое количество звуков.

Постановке звуков уделяется много времени с самого начала обучения. В первую очередь следует исправить произношение тех звуков, которые находятся в первом периоде обучения. Кроме того, необходимо заранее начать постановку звуков ш, р, л, неправильное произношение которых не всегда удается быстро исправить. Надо также устранить недостатки озвончения з, б, д, г и смягчение звуков. Постепенно начинается коррекция звуков ж, р, ч, ц, щ. За пять-шесть месяцев должно быть исправлено произношение всех звуков речи. Последние три-четыре месяца используются для окончательного закрепления всех звуков родного языка на материале усложненного звуко-слогового состава.

При планировании фронтальной работы учитываются программные требования к последовательности изучения звуков (в зависимости от артикуляционной сложности).

Планируя работу по коррекции звукопроизношения, логопед учитывает:

* рекомендуемую последовательность логопедической работы (о ней будет сказано при описании периодов обучения)

* общепринятую последовательность постановки звуков.

При формировании правильной артикуляции звука следует добиваться максимальной осознанности этого процесса. С этой целью внимание детей привлекается к основным элементам артикуляции звука и формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Привлекается и зрительный контроль: дети рассматривают свою артикуляцию с помощью зеркала, наблюдают за тем, как артикулирует логопед. Кроме того, их внимание все время фиксируется на звучании. Формируются и закрепляются связи между произносительным и слуховым образом. Дети учатся отличать формируемый звук от других артикуляционно или акустически близких к нему звуков. В случае замены еще не сформировавшихся звуков звуками, имеющимися в речи ребенка (например, звонкие отсутствуют, в речи замещаются глухими), постановку отсутствующего звука можно начинать только после того, как будет закреплено произношение звука-заменителя. Особенно важно соблюдать этот принцип в тех случаях, когда при постановке звука опираются на звук-заменитель, например, используют артикуляцию правильно произнесенного звука с для постановки з.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется на протяжении нескольких этапов.

1. Первоначально внимание детей направлено главным образом на уклад речевых органов при произношении усваиваемого звука в составе слогов, слоговых сочетаний, отдельных слов, предложений, а также на сравнение на слух данного звука с другими звуками речи.

2. По мере закрепления произносительных навыков постепенно вводятся упражнения, требующие распределения внимания, т.е. перед ребенком ставятся одновременно две-три задачи. Сюда относятся все те многочисленные упражнения, которые направлены одновременно на дальнейшее закрепление произносительных навыков и на развитие слухового внимания и памяти, повторение воспринятых на слух различных сочетаний звуков или слов, отбор слов, содержащих определенный звук, и т.п. Так, например, чтобы повторить слоговой ряд типа са – за – са, ребенок должен уметь внимательно выслушать логопеда, запомнить ряд и повторить его, правильно воспроизводя количество элементов, их последовательность и звуковой состав. Распределения внимания требуют и все те упражнения, которые, наряду с правильным произнесением слога или слова, направлены на решение той или иной задачи, связанной с анализом звукового состава речи.

3. Постепенно в занятия вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. Наиболее простые из них, например, образование уменьшительной формы слов или формы множественного числа от простых по звуко-слоговому составу слов (лес – леса – лесок), предлагаются уже на ранних этапах закрепления звука. По мере того как достигается достаточно свободное использование в речи усваиваемых детьми звуков, включаются более сложные формы работы – самостоятельное составление предложений из данных слов, использование в предложении той или иной грамматической формы, пересказ текста и т.п.

Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различию между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой группы некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления. При восполнении пробелов, касающихся морфологического состава слов и грамматического оформления речи, наряду с общепринятыми используются приемы обучения, требующие от детей самостоятельного выделения и сравнения значащих элементов слова, умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовать слова в предложении, самостоятельно построить предложение из данных слов, использовать подготовленный словарь и предложения определенной конструкции в связной речи.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава. Большое внимание уделяется развитию артикуляционной моторики.

Отчетливое звукопроизношение зависит от строения артикуляционного аппарата, от подвижности, координированности движений губ, языка, нижней челюсти. Артикуляционная гимнастика должна проводиться в комплексе, начиная от общей гимнастики с постепенным переходом к специальной. Направления работы должны быть следующими: развитие общей и мелкой моторики, массаж лицевой мускулатуры, развитие мимических мышц лица, развитие артикуляционной моторики, развитие голоса, дыхания, интонации. Только комплексная гимнастика позволяет подготовить мышцы лица, артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов на первом этапе, а также к формированию первичных коммуникативных произносительных навыков на следующем этапе работы.

Все артикуляционные упражнения проводятся и на других уроках в более сжатом виде.

Учащиеся с первым и вторым уровнем развития речи обычно зачисляются в подготовительный класс. Общая задача обучения в этот период заключается в активизации, уточнении и обогащении словесной речи, в процессе которой постепенно развивается фонетическое ее оформление. Особое внимание обращается на вызывание слов с последующим уточнением и закреплением правильного произношения звуков, слогов и слов несложной звуко-слоговой структуры. Изучение звуков речи осуществляется концентрически. Сначала усваивается произношение звуков и их дифференциация. Процесс развития происходит в сфере слухового и кинестетического восприятия. Затем осуществляется изучение соответствующих букв и устанавливается взаимосвязь между звуковыми и графическими образами. Закреплению правильного произношения и различия звуков способствует письмо под диктовку отдельных слов, предложений с предварительным анализом и самостоятельно.

Закончив подготовительный класс, учащиеся, как правило, овладевают нормативным произношением всех звуков речи на ограниченном речевом материале. Поэтому в 1-м классе изученные ранее звуки вновь отрабатываются на расширенном словарном материале. Соответственно усложняются задания по развитию и уточнению фонематического восприятия.

Работа в 1-м классе строится с учетом более сложного и неоднородного состава учащихся. Наряду с детьми, закончившими подготовительный класс, в 1-й класс зачисляются и неуспевающие из общеобразовательной школы. Их устная речь характеризуется общей невнятностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недоразвитием, а письмо — дисграфическими ошибками.

В соответствии с этим на индивидуальных занятиях осуществляется следующая работа:

1. развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями артикуляционного праксиса проводятся (в течение года) специальные упражнения.

2. формирование навыка правильного произношения звуков у вновь поступивших учащихся в соответствии с их индивидуальными затруднениями и структурой дефекта;

3. преодоление нарушений произношения слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, трех- и четырех сложных слов и т. п.);

4. преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова, и коррекция дисграфии.

Содержание фронтальной работы в 1-м классе составляет усовершенствование навыка правильного произнесения звуков, изученных ранее, и постановка неправильно произносимых. Усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, и дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. Усвоение произношения каждого звука речи и дифференциация его со всеми близкими звуками должны предшествовать изучению букв. Работа над правильным построением предложений проводится с учетом программы по развитию речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с изменением их форм. Развитие слуховой памяти включает умение повторить в данной последовательности слоговой ряд, состоящий из 3—4 сочетаний, умение запомнить в данной последовательности 3—5 слов, заучивание наизусть букварных текстов (8 предложений).

Формирование звуковой стороны речи во 2-м классе ставит своей целью полное усвоение звукового состава речи и выработку нормального темпа и плавности речи. На основе индивидуальных планов осуществляется преодоление индивидуальных речевых затруднений учащихся. Сюда входит:

1. развитие артикуляционной моторики и постановка звуков учащимся с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата, продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-м классах; подготовка звуков вновь поступившим учащимся;

2. закрепление правильного произношения звуков и дифференциация звуков;

3. преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений;

4. устранение индивидуальных отклонений в письме вновь поступивших учащихся и учащихся с особо сложными нарушениями речи.

Предусматривается проведение специальных упражнений по устранению дисграфии.

На фронтальных занятиях продолжается формирование навыков произношения звуков. Оно включает дифференциацию всех звуков речи в словах любой звуко-слоговой сложности. Предъявляется требование четкого, слитного, с правильным ударением произношения многосложных слов. Учащиеся упражняются в составлении и четком произнесении простых распространенных предложений с соблюдением правильной интонации и ударения. Происходит совершенствование навыков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся уже сформированы под влиянием специального обучения и возросшей речевой практики механизмы восприятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается задача автоматизации этих навыков в связной речи, причем процесс автоматизации навыков идет по пути уменьшения сознательности при произношении. Предъявляются значительно более высокие требования к ритмико-интонационной организации речи. Закрепляются средства интонационного оформления высказывания, изменения темпа, увеличения или ослабления громкости. Для этого привлекается более сложный речевой материал.

Содержательная, методическая и организационная стороны уроков произношения подчинены необходимости сформировать у детей звуковую, звуко-слоговую структуру речи и фонематическое восприятие. Одновременно учитывается связь с обучением грамоте, а в дальнейшем и грамматике. Урок произношения в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, состоит из следующих разделов: «Развитие артикуляционного аппарата»; «Артикуляция и восприятие звуков»; «Усвоение слоговых структур»; «Анализ и синтез звукового состава речи». Речевой материал для урока подбирается дифференцированно в зависимости от основной цели: распознавания звуков на слух или четкого их воспроизведения. Кроме того, речевой материал зависит от уровня речевого развития учащихся.

Наши рекомендации