Практикум по языковой норме
Практические задания
БАЗОВЫЙ ТЕКСТ
БОЛЕЗНИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.Все мы постоя(н, нн)о ругаем к..мпьютер за его «вредность». И зрение-то от него все хуже, и спина-то б..лит, и руки «отваливают..ся», и нервная система расшатывает..ся. Однако, если бы эта умная маш..на могла бы г..в..рить, что в общем-то уже не за г..рами, она бы знала, как нужно ответить своим (не) благодарным покло(н, нн)икам.
2.Первое что сказал бы к…мпьютер «увидев» перед собой лицо замершее у м…нитора вот уже много часов подряд с напряже(н, нн)ым взглядом красными глазами а у особо отпетых еще и слезящимися «Не см..три на меня таким образом!». См..треть* на дисплей неотрывно (в) течени.. долгого времени вредно и это есть вполне доказанный научный факт. Во-первых здесь сказывается так называемая пиксельная структура изображения картинка на монитор выводит..ся не (в) виде спл..шных линий а в виде микроскопических точек (пикселей) которые к тому же еще и мерцают с определенной ч..стотой. Во-вторых наши глаза приспособлены для нормального восприятия отраже(н, нн)ого света прямые световые лучи от монитора им очень вредят. В-третьих наши глаза значительно напрягает низкая контрастность к ней ещё можно добавить блики на мониторе появляющиеся в виде отражения других ярко освещенных* предметов в пространстве окружающем оператора. А в результате всего этого гарантирова (н, нн)о развивается астенопия зрительное утомление а дальше вас ожидает покупка ваших первых очков.
3.Что тут можно сделать? Не давайте вашим глазам уставать. Подрегулируйте яркость свечения* экрана и поставьте м..нитор таким образом, чтобы никакие отражения вам не были видны. Самое лучшее - это установить м…нитор задней панелью к окну. Дополнительно у вас появит..ся возможность время от времени ра..грузить ваши глаза, переводя взгляд на дома, деревья и птиц за окном – что-то вроде гимнастики для глаз. Офтальмологи склонны рекомендовать специальную гимнастику. Например, можно время от времени совершать глазами вращательные движения, стремясь увидеть по сторонам как можно больше: по шесть вращений влево и вправо. Это вам (н..)как (н..) повредит даже в том случае, если вы приобрели специальные, самые крутые компьютерные очки. Это, возможно, покажется странным, но и в самом деле замече(нн, н)о, что сидящий за компьютером человек, будто бы «забывает» моргать. В обычном состоянии человек моргает примерно 15 раз в минуту, а напряженно вглядываясь в экран - в два раза реже. В итоге – резь и сухость в глазах. Остается только моргать чаще или приобрести в аптеке искусственную слезу.
4.Вы вполне можете остановить ухудшение собственного зрения, если станете относиться к компьютеру без вредного фанатизма, соблюдать совсем (не)обременительные правила безопасности и давать своим глазам отдохнуть от напряжения хотя бы (в) течени.. пяти минут после каждого получаса работы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ
1. Определите стиль текста, тип речи.
2. Выберите правильное написание орфограмм, вставьте пропущенные буквы.
3. Расставьте во втором фрагменте знаки препинания.
4. Проведите морфемный анализ слов, отмеченных знаком *.
5. Сделайте синтаксический анализ предложения из 4 фрагмента.
6. Выпишите из 1 фрагмента слова, в которых одна из букв: е, ё, ю, я - обозначает два звука.
7. Из 1-2 предложений 3 фрагмента выпишите слова, в которых все согласные звуки твердые.
8. Выпишите из 1 фрагмента слова, соответствующие следующей характеристике:
1) имя существительное, нарицательное, абстрактное, женский род, В.п.
2) глагол, прошедшее время, несовершенный вид, единственное число, женский род.
3) глагол, настоящее время, несовершенный вид, множественное число, 1 лицо.
Практикум по языковой норме
1. Чтобы узнать значения слов «релятивный», «пролонгировать», можно воспользоваться…
1) орфографическим словарем
2) толковым словарем русского языка
3) этимологическим словарем
4) орфоэпическим словарем
2. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда…
1) отгул, озимые, реквием
2) ходатайствовать, шофер, донельзя
3) туфля, юродивый, безудержный
4) ножны, планер, некролог
3. Верно указано произношение обоих слов грипп, орхидея в ряду
1) гри[пп], орхи[дэ]я
2) гри[п], орхи[дэ]я
3) гри[п], орхи[д¢э]я
4) ) гри[пп], орхи[д¢э]я
4*. Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях…
1) экспонаты выставки демонстрируются
2) крайне положительные результаты
3) правильность мрачных прогнозов
4) добиться улучшения успеваемости
5*. Паронимы дружеский - дружественный употреблены правильно в предложениях…
1) Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.
2) Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.
3) Чувствуя большое, дружеское внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.
4) Дед Щукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.
6. Имеет нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа слово…
1) якут
2) баклажан
3) ясли
4) англичанин
7. Ошибка в употреблении числительного допущена в предложении…
1) Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестистам пятидесяти километрам.
2) По обеим сторонам дороги растут высокие липы.
3) Город находится в полтораста километрах отсюда.
4) В пользу проекта высказывались два профессора.
8*. Синтаксические нормы НЕ нарушены в предложении:
1) Московский и горьковский автозаводы устроили соревнование.
2) Пять блюдец стояло на столе.
3) целые две недели шли проливные дожди.
4) Полгорода участвовали в демонстрации.
9. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда…
1) ижд..венец, л..леять, пр..мьера
2) попл..вок, р..стение, изл..жение
3) неприм..римый, соч..тание, заст..лать постель
4) пр..усадебный, непр..ступная крепость, пр..пугнуть
10. Слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми в предложении…
1) В окно весело играя заглядывал солнечный луч.
2) Кого можно найти несчастнее нас бедных беженцев.
3) У околицы горит распахнутое в звезды окошко.
4) Захар любил Обломовку как кошка свой чердак.
11*. Не пишется раздельно в предложениях…
1) (Н..) подалеку от станции размещалось отделение связи.
2) Встречаться с Анатолием было (н..) для чего.
3) Ни с чем (н..)сравнимый аромат кофе «Гранд»!
4) Не было (н..)малейшей возможности избежать аварии.
12. Все знаки препинания расставлены верно в предложении…
1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.
2) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
3) Он прошел в горячих точках огонь, и воду.
4) У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.
13. Грамматическая ошибка допущена в предложении…
1) Лаборанту был представлен отпуск для сдачи экзаменов.
2) Юбиляр был награжден почетной грамотой.
3) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.
4) Туристы поражались высоте небоскреба.
14. Речевая ошибка допущена в предложении…
1) Русский язык предоставляет писателям неограниченные возможности для словотворчества.
2) Автор не согласился с оценкой своего романа критиками.
3) Этот подход практикуется во многих работах по практической стилистике.
4) Художественная речь Толстого отражает сложный, глубинный анализ изображений в жизни.