Начает признание наличия у права экономической и политической
функций.
В.М.Горшенев отмечает, что наличие таких оснований, тем не менее, не дает права на отождествление функций права и государства, полную их аналогию. По его мнению, это было бы методологически неверным, поскольку органическая связь государства и права не означает полного совпадения их "анатомии" и "физиологии"'.
Однако этот аргумент вряд ли может быть признан убедительным. Полной аналогии между государством и правом действительно не может быть, но их тесная взаимосвязь предполагает и единство их функциональных характеристик. Об этом достаточно убедительно свидетельствует и позиция ряда авторов, исследовавших функции государства.
Так, Л.А.Григорян, анализируя функции государства, государственной власти, пришел к выводу, что они выполняют регулятивную, организаторскую и охранительную функции2. Отмечаемая самим автором близость регулятивной и организаторской функций позволяют их объединить и считать, что государство регулирует общественные отношения и охраняет их (при помощи права).
Примечательно, что это находит отражение и в структуре государства, органы которого могут быть подразделены на два вида: организующие, управляющие (в том числе правотворческие) и имеющие охранительное назначение (правоохранительные, судебные)3.
Интересно также, что общепризнанное ныне деление форм реализации функций на правотворческие, правоисполнительные и право-обеспечительные (правоохранительные, в том числе судебные) тоже связано с функциональной характеристикой государства. Ряд авторов не случайно эти формы продолжают именовать функциями4.
Итак, и применительно к государству, и применительно к праву оказывается возможным подход, при котором под функциями этих важнейших социальных институтов понимаются направления их воздействия на общественные отношения. С другой стороны, получила распространение характеристика их функций как конкретных направлении влияния в соответствии со сферами общественной жизни. Это не является случайным. Напротив, сам факт, что такого подхода придерживаются разные авторы независимо друг от друга, свидетельству-
з ^ршенев В.М. Указ. соч. С. 32. з ^Р^орян Л.А. Народовластие в СССР. М., 1972. С. 190.
ыбин А.В. Структура общенародного государства // Государство право сонность: Учен. зап. Перм. ун-та. 1968. №199. ' ' "енгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 181.
ет об органическом единстве государства и права и в их функциональной характеристике.
Если подвести некоторый промежуточный итог, то следует отметить, что в 60-е - 80-е годы утвердилось понимание функций права как основных направлений его воздействия на общественные отношения (Т.Н.Радько) или направлений правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений (С.С.Алексеев).
Причем большинство авторов того периода четко различают два подхода к анализу функций права: подход, направленный на анализ роли права по отношению к конкретным общественным связям (специально-юридические функции, по терминологии С.С.Алексеева, или основные, по терминологии Т.Н.Радько), и подход, определяемый исследованием роли права для основных областей жизни общества (социальные или социально-политические функции). Отметим также, что С.С.Алексеев считал социально-политические функциями всей государственно-правовой надстройки, а специально-юридические — функциями самого права'.
За последующее время сколько-нибудь принципиальных изменений в подходах к функциональной характеристике права не произошло. Проблемы эти освещались главным образом в учебной литературе. Правда, в одной из последних по времени работ Т.Н.Радько позиция его получила известное развитие, была изложена более подробно и обстоятельно.
В частности, Т.Н.Радько пишет, что понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Автор четко различает правовое воздействие и правовое регулирование, последнее признает частью правового воздействия. Понятие функций права должно охватывать, по его мнеиию, оба названных вида воздействия.
Кроме того, Т.Н.Радько отмечает, что функции права - это проявление его имманентных, специфических свойств, В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена. Автор предпринимает попытку разграничить такие понятия, как функция права, роль права, задача права, функционирование права2. Предельно кратко ито-
' Алексеев С.С. Общая теория права. T.I. M., 1981. С. 192.
2 См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права: Курслекций / Под
ред. В.К.Бабаева. Н.Новгород, 1993; Радько Т.Н., ТолстикВ.А. Функции права.
Н.Новгород, 1995.
гИ можно сформулировать так:роль права через задачи определяет функции, которые реализуются в процессе функционирования'. Этими положениями, возможно, в последующем еще придется воспользоваться.
Существенные коррективы в свои представления о функциях права внес и С.С.Алексеев. В своем капитальном труде по азбуке, тео-пяи и философии права он пишет, в частности, что право представляет собой нормативно-ценностный регулятор, призванный ввести в жизнь л1одей начала единой упорядоченности, общепризнанности, является социальной подсистемой, которая обеспечивает непрерывную динамику функционирования общества, достижение постоянного и стабильного воспроизводства и, следовательно, сохранение и утверждение выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов функционирования общества2.
В связи с таким подходом С.С.Алексеев пишет сейчас о функциях права как регулятора. К числу таких функций он относит, в частности, функцию воспроизводства данной социальной системы, утверждения в жизни общества нормативных начал, регулятивного правового воздействия на общественные отношения3.
Анализируя далее с философских позиций указанные функции, автор отмечает наличие объективных пределов, границ регулирования, определяемых объективными свойствами, необходимостью установления и сохранения границ свободы людей, согласования свободы одних лиц со свободой всех других4.
Анализ позиции С.С.Алексеева убеждает, что в принципе он сохранил подход к функциям права как регулятивной и охранительной, поскольку, рассматривая направления регулятивного воздействия, пишет о том, что достижение задачи регулирования предполагает развитие и функционирование всех отраслей права. В частности, тех, которые содержат нормы, направленные на фиксирование через систему орад и обязанностей границ поведения, и тех, которые обеспечивают Wpany и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер ответственности и применения юридических санкций5.
Кроме того, хотя он и избегает прежней терминологии, связан-^Й с анализом социально-политической и духовной сферы, влиянием
Общая теория государства и права.Академический курс / Под ред. М-Н.Марченко M., 1998. Т. 2. С. 53-56.
^ексеев С.С. Право. Опыт комплексногоисследования. С. 313-314. та^ же. С. 315.
"^же. С. 319. 5 та^ же.
на нее правового воздействия, однако рассмотрение проблем роли права в жизни общества, соотношения права и регулируемых правом фактических отношений, предпринятое автором, убеждает, что социально-политические функции права и правовой системы по-прежнему в поле его зрения.
Анализируя современные представления о функциях права, нельзя пройти мимо позиции А.П.Глебова, тем более, что опубликованная им работа по проблемам функционального подхода в исследовании государственных и правовых явлений претендует на методологический характер.
Автор справедливо отмечает, что свойства права и его социальное назначение определяют функции права, придают им объективный характер. Далее, на наш взгляд, правильно пишет о том, что право обладает бесчисленным количеством свойств, чрезвычайно многообразных. В связи с этим он делает вывод, что определения функции через проявление свойств недостаточно для выявления качественной определенности функций именно права из-за высокой степени абстрактности указанного философского определения функции'.
Для успешного анализа функций права А.П.Глебов предлагает ряд, как он выражается, переходных конкретизирующих понятий. Как можно судить из текста, к таким понятиям относятся объект функции, отношение между правом, его свойствами и социальным назначением, цели функции, целенаправленность деятельности в рамках той или иной функции. По его мнению, введение в функциональный анализ таких категорий, как свойство, отношение, наряду с социальным назначением, деятельностью позволяет полнее и глубже исследовать сложное и противоречивое содержание категории «функция».
На основе своих прежних идей о функциях государства А.П.Глебов предлагает принципиально новую категорию - структура функции права2.
При всем уважении к вкладу автора в разработку проблем функционального подхода к характеристике государства и права трудно согласиться с утверждением, что эта категория серьезно поможет нам продвинуться в научном анализе.
Дело в том, что категория «структура» в философском анализе прежде всего имеет познавательное значение, когда используется как парная с категорией функция. Как известно, именно функции определяют структуру того или иного явления, института, процесса и т.д.
' Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н.Марченко М., 1999.
С.154.
2 Там же. С. 155.
(Применительно к праву об этом будет сказано далее.) Чтобы анализировать структуру функции, надо ... выделить функции у функции. Вряд ли такой подход плодотворен, да и вообще возможен.
Понять А.П.Глебова и других авторов, озабоченных поисками критериев, по которым можно было бы определить, какие направления воздействия права можно считать функциями, а какие - иным проявлением его свойств, легко. Но усложнять научный анализ бесконечным отягощением его все новыми и новыми категориями и понятиями, да еще при достаточной неопределенности их содержания вряд ли целесообразно.
Вместе с тем многие суждения А.П.Глебова справедливы и должны использоваться в анализе функций права и правовой системы. Особенно это касается положения об определяющем характере объекта для анализа функций права, использования понятий «содержание функций», их цели и некоторых других.
В заключение анализа позиции А.П. Глебова можно привести его утверждение, что функциональная характеристика явления включает: 1) понятие и содержание функции; 2) систему функций; 3) возможные классификации функций'. Это следует взять на вооружение при дальнейшем изложении.
Итак, опираясь на приведенные высказывания, попробуем сформулировать основные выводы, которые следует положить в основу понимания того, что такое функция права.
Прежде всего следует отметить, что, несмотря на некоторые критические замечания в адрес Т.Н.Радько, его представления о функциях права отличаются последовательностью и вполне могут быть положены в основу определения функции права. В частности, необходимо согласиться с предложением считать функциями определяемые назначением права направления его воздействия. Что же касается того, на что направлено это воздействие, то здесь, пожалуй, следует сделать уточнение.
Как уже отмечено, Т.Н.Радько пишет о направлениях воздействия на общественные отношения. В принципе здесь не могло бы быть возражений, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что при этой формулировке может создаться впечатление, что речь идет только о конкретных общественных связях, с воздействием на которые связано собственно регулятивное воздействие права и правовой системы в целом. Понятие же функций должно охватывать и направления, касающиеся всей социальной действительности.
' Проблемы теории государства и права/Под ред. М.Н.Марченко С. 157.
В связи с этим, видимо, более правильным будет при определении функции указывать, что функции - это направления воздействия на социальную действительность, общественную жизнь. Такой подход даст возможность анализировать и функции, вытекающие из особенностей права как специфического явления, и функции, связанные с взаимной поддержкой и взаимодействием в процессе функционирования государства и права.
Представляется принципиально важным подчеркнуть возможность единой по природе функциональной характеристики государства и права. Дело в том, что в дополнение к ранее существовавшим появились суждения о подобном подходе как этатистском. Так, Б.Ю.Дорофеев пишет, что такой подход подчеркивает властно-регулирующий, императивный характер права, глубоко не раскрывает его гуманистической сущности, обращенности к человеку, обедняет учение о функциях права'.
Представляется, что достаточных оснований для подобных опасений нет. Государство и право, действительно, весьма близкие явления, их функционирование, как уже отмечено выше, теснейшим образом связано и требует принципиально единого подхода. А высказанные опасения как раз в большей мере могут быть отнесены именно к попыткам раздельного функционального анализа государства и права.
Ведь если анализировать деятельность государства вне его связи с правом, то тут-то и может поджидать опасность этатистского подхода, опасность вольно или невольно возвысить государство, умалить роль права. То, что можно обозначить этим термином, скорее всего, и коренится в попытке отделить право от государства и, наоборот, не оценить в должной мере возможности государства в обеспечении эффективного функционирования правовой системы.
Целесообразно, на наш взгляд при определении функций права учесть отмеченную Т.Н.Радько близость, но не тождественность понятий функций права и правового воздействия. Точнее, исследователь хотя и использует для характеристики функционирования права и всей правовой системы единое понятие функций права, но, как уже отмечено, различает собственно юридическое воздействие права (правовое регулирование) и неюридическое (информационное и ориентировочное).
В связи с этим логичен вывод о правомерности существования наряду с понятием функции права (правового регулирования) понятия функции правового воздействия (правовой системы).
' Дорофеев Б.Ю. Права человека и функции российского права: Автореф. дис.
... канд. юрцд. наук. Екатеринбург, 1998. С. 7.
Конечно, указанные понятия, как и явления ими обозначенные, самым теснейшим образом взаимосвязаны. Более того, во многом они близки, совпадают. Но все-таки они самостоятельны. Именно поэтому позиция Т.Н.Радько и нуждается в уточнении.
Это понимает, кажется, и сам Т.Н.Радько. Ибо, анализируя функции права, несколько неожиданно вводит понятие формы реализации функций права, в качестве которых и рассматривает именнотенаправления, которые ранее анализировал как проявление правового воздействия: информационное и ориентационное'.
Представляется, что методологически правильнее будет эти направления рассматривать в качестве функций именно правовой системы в целом. Ведь информационное и ориентационное, как и ряд других, например, воспитательное, познавательное, влияние осуществляется не столько правом и правовым регулированием, сколько всей правовой системой, системой правового воздействия.
И, наконец, напомним еще раз то, с чего был начат анализ функций права: любой функциональный подход всегда должен опираться на выявление того, по отношению к чему рассматривается функция того или иного явления или процесса. Указание на необходимость признания определяющей роли этого целого должно содержаться в любом определении функции, включая определение функций права и правовой системы.
С учетом сказанного попробуем сформулировать основные для нашего исследования понятия: функции права (правового регулирования) и функции правовой системы (правового воздействия).
Функции права (правового регулирования) - это вытекающие из сущности, определяемые социальным назначением и теми объектами, на которые они нацелены, направления воздействия права и системы правовых средств на общественную жизнь.
А функции правовой системы (правового воздействия) - это вытекающие из сущности, определяемые социальным назначением и теми объектами, на которые они нацелены, направления воздействия всех правовых явлений на социальную действительность.
Разница в определениях, как, несомненно, заметит читатель, состоит не только в тех моментах, которые вытекают из изложенного, но и в том, что в первом случае говорится о воздействии на общественную жизнь, а во втором - на социальную действительность.
Сделано это намеренно. Конечно, общественная жизнь - это тоже социальная действительность.Но последняя по объему значи-
' См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т.2. С. 62.
тельно шире и включает, например, личность, ее интересы, внутренний мир, в том числе правовое сознание и т.д.
Уже на этом этапе исследования можно предположить, что правовое регулирование и собственно право воздействуют прежде всего на общественную жизнь: общественные отношения и сферы жизнедеятельности (экономика, политика, духовная сфера). Хотя, несомненно, это сказывается и на формировании индивидуального и общественного сознания, индивидуальной и общей культуры (в том числе правовой).
Правовые явления, несомненно, влияют, как и собственно право и основные правовые средства, на общественную жизнь, но у них есть и свои пути воздействия на индивида, индивидуальное и общественное сознание. Поэтому в определениях и подчеркнуто различие.
Следует еще раз подчеркнуть, что в реальной действительности функции права и функции правовой системы настолько тесно взаимосвязаны, что их разграничение лишено какого-либо практического смысла. Они просто совпадают. Разграничение это может иметь значение лишь при анализе различий, связанных с особенностями воздействия правовых явлений на некоторые объекты социальной действительности.
Как будет показано далее, разграничение функций права и правовой системы обусловлено наличием у правовой системы специфических функций, направленных не столько на решение целей правового воздействия, но осуществляемых как бы попутно, наряду с осуществлением функций права.
В указанных определениях отражены сущностные признаки функций права и правовой системы. При подробном описании функций важно дать характеристику их содержания.
Содержание как философская категория в исследовании функций государства используется многими. Так, признается, что содержание социальной функции государства - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление системы государственных пенсий, пособий и обеспечение иных гарантий социальной защиты.
Содержание функции развития культуры - государственная поддержка развития литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры, физической культуры и спорта, радио и телевидения, сохранение и умножение архивов, музеев, библиотек.
Содержание экологической функции - обеспечение экологической безопасности и улучшения качества окружающей среды и т.д.'
Эти подробные выписки приведены, чтобы показать, что под содержанием функции государства, видимо, надо понимать сам процесс их реализации, всю совокупность деятельности государства в той или иной области.
Исходя из этого определения, можно попытаться сформулировать понятие содержания функции права и правовой системы.
Но прежде обратимся к тому, что уже было предпринято в этой области. Так, Т.Н.Радько использовал понятие содержания при анализе регулятивной и охранительной функций права. Он включил в содержание регулятивной функции определение правоспособности и дееспособности граждан, установление и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных органов, установление правового статуса общественных организаций, юридических лиц, формулирование составов правомерных юридических фактов и др.
Содержание охранительной функции, по мнению Т.Н.Радько, составляет установление санкций и запретов, формулирование составов неправомерных юридических действий и возникающих в связи с этим юридических прав и обязанностей2. Автор, не используя термина содержание, говорит ныне о путях реализации и элементах функций, но сама характеристика, по существу, остается прежней3.
На основании приведенных высказываний можно сделать вывод, что Т.Н.Радько под содержанием функций права понимает весь процесс реализации права в той или иной сфере, все содержание правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения.
Думается, что этот подход следует поддержать. Он вполне соответствует пониманию термина содержание и в философии, и в других науках. И хотя Т.Н.Радько не использует его при характеристике экономических, политических функций, но вполне очевидно, что ив этой области содержание соответствующих функций - это весь процесс
правового воздействия на соответствующие области общественной жизни.
' Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В Малько. М., 2000. С. 66-68.
Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. С. 67-97; 113-129.
Общая теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. М., 1998. Т.2. С.бО.
Таким образом, можно сделать вывод, что под содержанием функций права и правовой системы следует понимать сам процесс правового воздействия и правового регулирования, все пути влияния права и правовых явлений на общественные отношения и общественную жизнь в целой.
Заметим тахже, что сравнение функций государства и функций права, базирующееся на близком родстве государства и права, вовсе не означает полного тождества их содержания и единообразия подходов к изучению проблем функциональной характеристики государства и права.
Принципиальные положения о сходстве и взаимодействии функций государства и права были рассмотрены Т.Н.Радько1.
Они могут быть сведены к утверждению, что между функциями государства и фувкциями права не может не существовать много общего. Они могут <овпадать по объектам воздействия и даже по названию, но полного (овладения нет и принципиально быть не может, так как каждое из этил явлений специфично.
Существенно отличается содержание даже одноименных функций, скажем, экодомических. Для государства - это деятельность по опосредованию экономики правом, созданию «правил игры» в экономической области, непосредственному руководству, контролю и охране соответствующих отношений.
Для права - это процесс правового регулирования экономических отношений, дути влияния права на экономику.
Аналогична следует различать и содержание других близких по смыслу функций эосударства и права.
Различие между функциями обусловлено прежде всего объективными различиями между государством и правом. Государство - это в первую очередэ организация, аппарат власти. Право - позитивные нормы поведения: Естественно, каждое из них может иметь свои пути достижения даже общих целей. Так, государство помимо правовой сферы в определенных пределах занимается чисто организационной деятельностью. ГЪнятно, что при этом полного совпадения содержания функций не жжет быть.
Кроме того есть различия, вызываемые субъективными факторами. Например, даже степенью изученности, познанности разных сторон деятельночги государства и функционирования права.
' Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. С. 46-58; Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 25-29. 18
Единство и различия в осуществлении функций государством и правом предполагают и тесноевзаимодействие, взаимовлияние в процессе реализации.
Применительно к государству влияние права на реализацию государственных функций рассматривается в рамках проблемы форм осуществления функций государства. Практически общепризнанно, что формами осуществления функций государства являются организационная и правовая деятельность, или правовые формы осуществления функций государства. Последние представляют собой разновидности деятельности государственных органов, связанной с изданием юридических актов'.
В качестве правовых форм функций государства обычно называют правотворческую, правоисполнительную, правообеспечительную (правоохранительную, судебную и контрольно-надзорную) деятельность2.
Даже при наличии некоторых разногласий по поводу наименования последней из трех названных правовых форм практически никто из современных исследователей иного понимания форм осуществления функций государства не предлагает. Можно выразить сомнение, насколько уместно здесь использование термина «форма». Может быть, стоило ограничиться термином «виды деятельности государства по связи его с правом». Но остается фактом, что эти представления и используемая терминология прочно вошли в арсенал теории государства и права.
Вернемся к проблеме влияния государства на реализацию функций права. Если мы роль права в осуществлении функций государства анализируем с использованием понятия «формы осуществления функций государства», то разве не будет логичным предположить, что понятие форм осуществления функций права должно вытекать из анализа роли государства по отношению к праву?
Тем более, что, как уже отмечено, с предложенной Т.Н.Радько трактовкой формы реализации функций права согласиться трудно.
Если анализировать роль государства в реализации правовых функций, то сразу очевидно, что в одних случаях оно непосредственно не участвует в установлении и реализации субъектами своих прав и
См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И.МатузоваА.В., Малько М., 2000. С. 76; Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.Марченко М., 1998. С. 209. T.I.
Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. Екатеринбург, 1996. С. 152; Общая теория государства и права / Под ред. а.В.Лазарева. М., 1994. С. 285 и др.
обязанностей в соответствии с нормами права, а в других — активно реализует свои властные полномочия, вступая в соответствующие правовые отношения через систему государственных органов - полноправных участников общественной жизни.
Таким образом, мы выходим на достаточно хорошо изученную проблему реализации права, или реализации норм права. И это вполне логично. Есть понятие форм реализации норм. Оно и может быть использовано для характеристики форм реализации функций права. Ведь реализация функций и есть прежде всего реализация норм права.
На сегодняшний день общепризнанно, и это вошло уже во все учебники, существование таких форм реализации права, как соблюдение, исполнение, использование и применение права*. Нет нужды излагать здесь содержание каждой из них. Но сразу же следует отметить, что первые три формы объединяет то обстоятельство, что в процессе реализации именно здесь самостоятельно, автономно реализуются правовые нормы. Эту форму можно так и назвать: автономная форма реализации2.
Что же касается применения права, то оно представляет собой форму, где государство, как известно, является активным участником возникновения и реализации соответствующих правоотношений. Для этой формы реализации, рассматриваемой именно в качестве формы реализации функций права, возможно, следует подобрать специальный термин. Может быть, следует назвать ее государственной или властной формой реализации.
Это обусловлено не только общими соображениями, но еще и тем обстоятельством, что понятие применения права обычно используется для характеристики прежде всего правоисполнительной и пра-вообеспечительной (правоохранительной) деятельности. Обычно упускается из виду, что правотворческая деятельность государства с позиции анализа ее правовой природы представляет собой еще и властную правоприменительную деятельность государства.
Здесь реализуются нормы, устанавливающие компетенцию соответствующего правотворческого органа. Рассмотрение этой деятель-
' Кроме неоднократно упомянутых можно назвать еще: Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С.254; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С 212; Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995. С. 216 и др.
2 Ф.А.Григорьев, А.Д.Черкасов называют ее непосредственной формой реализации. См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. С. 454. Вряд ли в данном случае этот термин удачен. Ведь и при применении нормы реализуются непосредственно правоприменительным органом. 20
ности как государственной (властной) формы реализации правовых функций права позволит включить ее в орбиту научного анализа с новых позиций.
При анализе форм осуществления функций государства была выделена форма, непосредственно с правом не связанная (организационная деятельность). При анализе форм осуществления функций права обе названные формы связаны с государством, но по-разному. Одна -непосредственно, а другая - опосредованно, через возможное при определенных условиях вмешательство государства.
Но есть функции, видимо, прежде всего это функции правовой системы, которые осуществляются, как уже отмечалось, не столько нормами, сколько другими правовыми явлениями (правосознанием, правовой культурой). Возможно, при этом так же следует анализировать формы их осуществления. Однако это пока не входит в задачи настоящего исследования.
А вот о том, что формы осуществления функций права, вероятно, связаны со структурой права, следует упомянуть уже сейчас. В самом деле, формы осуществления функций государства во многом определяют его структуру, наличие соответствующих групп органов. Логично считать, что и формы осуществления функций права по связи их с государством могут влиять на структуру права. Так, уже отмечено, что особенности реализации права связаны с существованием частного и публичного права'. Это уже проявление структурного уровн/. в анализе права. Он будет рассмотрен далее.