Основные черты Нового времени

С середины XVII в. во всемирной истории наступает эпоха Но- вого времени. Модернизация, в ходе которой разрушаются традици- онные ценности и устои, выводит Западную Европу в лидеры миро- вого цивилизационного процесса. В XVIII в. процесс охватывает не только все сферы общественной и личной жизни, но и приобретает всемирный масштаб: в Новом Свете формируется новый своеобраз- ный очаг европейской цивилизации – США (1776 г. – Декларация не- зависимости). В сфере экономики модернизация реализовалась в раз- витии машинного производства – индустриализации, начало которой было положено промышленным переворотом в Англии в последней четверти XVIII в. (Вместе с тем ряд исследователей считают первым этапом промышленного переворота возникновение мануфактур). Раз- витие промышленности и науки стимулировало процесс урбанизации (urbs – город, в пер. с лат.), существенно изменившей социальную картину. Городская культура занимает доминирующее положение в обществе. Формируется специфическая социальная группа (класс) – буржуазия (burg – город, в пер. с нем.), которая становится локомо- тивом социокультурных процессов. Основные виды деятельности этого класса – торговля и предпринимательство. В этих сферах со- средоточены интересы буржуазии и, главное, частная собственность. Наряду с буржуазией появляется еще один класс – наемные рабочие, или пролетариат, не имеющие собственности. В отличие от сословий, положение которых было зафиксировано юридически и передавалось по наследству, положение классов зависит от их места в системе об- щественного производства, определяется отношением к собственно- сти и не закрепляется законом. Границы классов подвижны, люди имеют возможность относительно свободно перемещаться из одной социальной группы в другую.

Мощные социально-экономические и технологические сдвиги сопровождались демократизацией политических структур и соци- альных институтов, становлением гражданского общества. На смену средневековому принципу силы и договора приходили закон и право




большинстве стран сохранялся монархический политический строй, но полномочия монархов контролировались представительными уч- реждениями. В преимущественно протестантских Голландии и США установились республиканские режимы.

Общественное сознание под влиянием глобальных перемен ос- вобождалось от жестко довлеющей опеки религии и церкви – секуля- ризировалось (saekularis – светский, в пер. с лат.) Религиозная, прови- денциалистская (от понятия «божественное провидение»), картина мира сменялась светской рационалистической, смысловым ядром ко- торой было опытное научное знание о мире. Благодаря распростране- нию грамотности, светского образования, развитию науки и техники человек приобретает разнообразные знания и умения и привыкает рассчитывать не только на веру, но и на собственные силы.

В условиях Нового времени, определяющим признаком которо- го является прогресс, в отличие от традиционной цивилизации чело- век считает возможным и даже необходимым не только познавать за- коны природы и общества, но и изменять их в соответствии со свои- ми потребностями. Лишаются сакрального (saker – священный, в пер. с лат.) характера, неприкосновенности, государственная власть – форпост социальной стабильности, и средневековая социальная ие- рархия – сословное устройство.

Разрушение традиционной цивилизации означало для человека возможность изменять не только собственное положение, но и окру- жающий мир насильственными средствами. Впервые в мировой ис- тории переход от одной исторической эпохи к другой происходит по- средством социальных революций. В 1556 г. в Нидерландах и в 1648 г. в Англии произошли первые буржуазные революции, в результате ко- торых к власти пришел новый класс – буржуазия.

В XVIII в. огромное влияние на общественное сознание и соци-

альную жизнь оказало могучее интеллектуальное движение – Про- свещение. Движение, революционное по сути, антифеодальное по со- циальной направленности, антиабсолютистское по политической

программе, антиклерикальное (клир – сообщество священнослужите-

лей) по идейно-нравственным установкам, объективно выражая инте- ресы третьего сословия – буржуа, выработало идеологию просвети- тельства. Ее смысловым ядром было убеждение в возможности из- менения существующего порядка вещей и совершенствования чело- веческой природы под воздействием просвещения. В условиях пер-

воначального капиталистического накопления, обнажившего мораль- ные язвы общества, такое доступное средство достижения всеобщего блага, как просвещение, нашло сторонников среди самых широких слоев общества.

Просветительские идеи впервые возникли в Англии в середине XVII в. в условиях английской буржуазной революции. Основопо- ложником просветительства принято считать английского мыслителя Джона Локка (1632–1704 гг.). Идейно-политическая доктрина либе- рализма, предложенная философом, легла в основу политической системы послереволюционной Англии, где были закреплены граж- данские права и свободы граждан, неприкосновенность частной соб- ственности, представительное правление (король подчинялся парла- менту), религиозная терпимость – фундаментальные ценности новой буржуазной эпохи.

Идеи английских просветителей нашли воплощение в теории и политической практике во Франции XVIII в. Крупнейшие предста-

вители французского Просвещения – Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, П. Гольбах – были непримири- мы к монархической власти (за что подвергались преследованиям), церкви, сословному устройству как основному социальному пережитку

феодализма. Их многогранная деятельность оказала мощное влияние на общественное сознание и способствовала созреванию условий для осуществления Французской буржуазной революции 1789–1794 гг.

Однако реализация революционных идей была возможна только

в странах с высоким уровнем буржуазности, политической и общей культуры масс – в Голландии, Англии, Франции. В других европей- ских странах (Пруссия, Австро-Венгрия, Россия), где традиционные устои, прежде всего права землевладельческого класса и опиравшей- ся на него монархии, оказались более прочными, условий для рево- люционных изменений не сложилось. Но просветительские идеи все же проникали в среду интеллектуальной элиты. (Вольтер, изгнанный из Франции, был принят в Пруссии, при дворе Фридриха II, и, несо- мненно, оказывал влияние на мировоззрение монарха. Екатерина II вела переписку с Вольтером и Дидро). Правящие круги этих стран, опасаясь переворотов, пришли к мысли о необходимости преобразо- ваний собственными силами, «сверху», наиболее консервативных со- циальных и политических институтов; демократизации механизмов распространения культуры. (Например, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, опасаясь развития событий по французскому образцу –

ликвидации монархии, отменил крепостное право в стране в 1791 г.). Это политическое направление получило название просвещенного аб- солютизма. Основанная на вере в «мудреца на троне» политика была направлена на распространение в массах просвещения и образования, на секуляризацию церковного имущества и общественного сознания, на ограничение прав дворянства. Однако в России эти процессы име- ли целый ряд существенных особенностей.

Модернизация в России началась во второй половине XVII в.

Процесс протекал своеобразно, накладываясь на особенности «креп- кого», по выражению С.М. Соловьева, самодержавия, отношений собственности, национального характера, сформировавшегося под влиянием православия. Если на Западе прогресс промышленности

сопровождался движением к правовому государству, то в России все эти процессы осуществлялись на фоне усиливающегося деспотизма верховной власти и распространения крепостничества.

К концу XVII в. в России обострились внешнеполитические проблемы и вместе с тем очевидным было отставание от Запада в во- енно-техническом отношении. «Враждебное окружение» заставляло правителей осуществлять реформы форсированными темпами и, со-

ответственно, в самых жестких формах. Модернизационный рывок вызывал перенапряжение сил и порождал очередной кризис, рост со- циальной напряженности и новое отставание от Запада.

Самые мощные усилия по преодолению отсталости России были

предприняты в XVIII в. Петром I. По сути, Новое время пришло в Рос- сию с опережением естественного хода истории через «окно», «про- рубленное» первым российским императором. Правитель обладал не только неограниченной властью и пониманием необходимости пере- мен, но и смелостью, решительностью, умом, энергией и талантом пре- образователя. В отличие от западно-европейских стран, совершивших переход от традиционного общества к современному за 150–200 лет, Россия благодаря деятельности Петра прошла этот путь за 50 лет. С од- ной стороны, это обусловило «спрессованность» исторического разви- тия, повышенную напряженность в общественной и личной жизни, с другой – раскол на приверженцев традиционной системы ценностей и сторонников модернизации, или «почву» и «цивилизацию», по выра- жению В.О. Ключевского. При этом следует отметить, что особенно- сти исторического развития страны в этот период – активное вмеша- тельство государства во все сферы общественной жизни, ее обуслов- ленность военными нуждами, насильственные методы преобразований –

характеризовали развитие страны в той или иной мере не только в

XVIII в., но и на протяжении всей российской истории.

Несвоевременность петровских преобразований, цивилизацион- ная незрелость и неоднородность общества обострили его трагиче- ский раскол. С целью его преодоления самодержавие, выступавшее

гарантом социально-политической стабильности, приняло на воору-

жение политику и идеологию «просвещенного абсолютизма» как важнейшее средство национальной консолидации и механизм само- регуляции общества.

Форсированная модернизация в условиях авторитарного поли- тического режима, окончательное закрепощение крестьянства при Екатерине II вызывали все более острый протест масс и в последней четверти века вылились в крупнейшее восстание социальных низов под руководством Е. Пугачева. Но именно сочетание абсолютистской системы с курсом на модернизацию объективно способствовало вы- ходу России на европейскую и затем мировую культурно-техническую орбиту, а также гарантировало ее от нараставшей зависимости от пе- редовых западно-европейских стран. В конце XVIII в. Россия достиг- ла, по выражению прусского короля Фридриха Великого, «страшного могущества».

Наши рекомендации